kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чередование согласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс                                                              

Тема урока: Чередование согласных звуков

Цели урока: 1. познакомить с понятием «чередование»; с чередованием согласных звуков; научить учащихся выделять в тексте слова с чередующимися согласными звуками.                                                                                                                                         2. развивать умения подбирать однокоренные слова к данному слову; навыки и умения правильного переноса слова.

3. воспитание честности и вежливости, добросовестности и трудолюбию.

Тип урока:  комбинированный

Методы и приемы: развитие речи, игра «Кто быстрее?»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

III. Проверка домашнего задания

1. Правило на стр.32

IV. Объяснение нового материала

1.     Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: КНИГА- КНИЖКА, ПИСАТЬ- ПИШУ, ОТВЕТИТЬ – ОТВЕЧУ. (Слайд) Найдите корень в этих словах. Какие изменения вы заметили в корне слова?

·        Замена одного звука другим при образовании или изменении слов называется ЧЕРЕДОВАНИЕМ.(Слайд)

- А теперь откройте учебники на стр. 34 упражнение 84 и сравните пары слов. Спишите, выделяя чередующиеся согласные в корне слова.                                 

РАССКАЗАТЬ – РАССКАЖУ, ПИСАТЬ –ПИШУ, ХОТЕТЬ – ХОЧУ,ЗАЩИТИТЬ – ЗАЩИЩУ и т.д. 

V. Закрепление материала

1. Прочитайте сказку на стр.33 и определите тему сказки. Тема  - это то, о чем говорится в тексте.

2. Ответьте на вопросы к тексту сказки:

-Как лиса попала в колодец?

-Почему лиса стала горевать?

-Кто заглянул в колодец?

-Как вы понимаете выражение от нечего делать?

-О чем спросил лису козел?

-Что ответила лиса?

-Как она к нему обратилась?

-Почему козел прыгнул в колодец?

-Что произошло потом?

-Как вы думаете, почему лиса обратилась к козлу со словами: сначала – голубчик, а затем – бородатый дурень?

3. Развитие связной устной речи.

А) Пересказать содержание сказки близко к тексту.

Б) Рассмотрев картинку, расскажите, какой эпизод сказки изображен в ней?

4.Упражнение 85 стр.34 (письменно). Подобрать к словам бегу (бежала), сижу(сидит), увижу(увидел), спросить(спрашивает), ответить(отвечает), прыжок(прыгнул) слова с чередующимися согласными из сказки(см. упр.83) 

5.Упражнение 86 (письменно).Списать, подчеркнуть чередующиеся согласные.                             6. Учитель: Послушайте рифмовку. Постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

                     Корни могут изменяться,

 Но родными оставаться,

 Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)                                                         Учитель: Какими нам слова считать?                                                                Их будем однокоренными звать.                                                                        

7.Упражнение 87 стр.34  Подобрать родственные слова с чередующимися согласными к существительным котёнок(кошка), внук(внучка),волчонок(волк), медвежонок(медведь). (слайд)

 

 

8.Упражнение 89 стр.35 Списать скороговорки, разделяя слова чёрточками для переноса. Сколько слогов в слове? Почему? Вспомним правило, как переносятся слова (слайд).

VI. Подведение итогов урока.

- Что мы нового узнали на уроке?

-Что называется чередованием?

VII. Домашнее задание.

Упражнение 88 стр.35, выучить правило

VIII. Комментирование оценок.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чередование согласных»

5 класс 29.10.15г. Русская речь

Тема урока: Чередование согласных звуков

Цели урока: 1. познакомить с понятием «чередование»; с чередованием согласных звуков; научить учащихся выделять в тексте слова с чередующимися согласными звуками. 2. развивать умения подбирать однокоренные слова к данному слову; навыки и умения правильного переноса слова.

3. воспитание честности и вежливости, добросовестности и трудолюбию.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: развитие речи, игра «Кто быстрее?»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

III. Проверка домашнего задания

1. Правило на стр.32

IV. Объяснение нового материала

  1. Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: КНИГА- КНИЖКА, ПИСАТЬ- ПИШУ, ОТВЕТИТЬ – ОТВЕЧУ. (Слайд) Найдите корень в этих словах. Какие изменения вы заметили в корне слова?

  • Замена одного звука другим при образовании или изменении слов называется ЧЕРЕДОВАНИЕМ.(Слайд)

- А теперь откройте учебники на стр. 34 упражнение 84 и сравните пары слов. Спишите, выделяя чередующиеся согласные в корне слова.

РАССКАЗАТЬ – РАССКАЖУ, ПИСАТЬ –ПИШУ, ХОТЕТЬ – ХОЧУ,ЗАЩИТИТЬ – ЗАЩИЩУ и т.д.

V. Закрепление материала

1. Прочитайте сказку на стр.33 и определите тему сказки. Тема - это то, о чем говорится в тексте.

2. Ответьте на вопросы к тексту сказки:

-Как лиса попала в колодец?

-Почему лиса стала горевать?

-Кто заглянул в колодец?

-Как вы понимаете выражение от нечего делать?

-О чем спросил лису козел?

-Что ответила лиса?

-Как она к нему обратилась?

-Почему козел прыгнул в колодец?

-Что произошло потом?

-Как вы думаете, почему лиса обратилась к козлу со словами: сначала – голубчик, а затем – бородатый дурень?

3. Развитие связной устной речи.

А) Пересказать содержание сказки близко к тексту.

Б) Рассмотрев картинку, расскажите, какой эпизод сказки изображен в ней?

4.Упражнение 85 стр.34 (письменно). Подобрать к словам бегу (бежала), сижу(сидит), увижу(увидел), спросить(спрашивает), ответить(отвечает), прыжок(прыгнул) слова с чередующимися согласными из сказки(см. упр.83)

5.Упражнение 86 (письменно).Списать, подчеркнуть чередующиеся согласные. 6. Учитель: Послушайте рифмовку. Постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать) Учитель: Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать.

7.Упражнение 87 стр.34 Подобрать родственные слова с чередующимися согласными к существительным котёнок(кошка), внук(внучка),волчонок(волк), медвежонок(медведь). (слайд)





8.Упражнение 89 стр.35 Списать скороговорки, разделяя слова чёрточками для переноса. Сколько слогов в слове? Почему? Вспомним правило, как переносятся слова (слайд).

VI. Подведение итогов урока.

- Что мы нового узнали на уроке?

-Что называется чередованием?

VII. Домашнее задание.

Упражнение 88 стр.35, выучить правило

VIII. Комментирование оценок.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чередование согласных

Автор: Ибрагимова Гульнар Ельмуратовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Чередование согласных звуков "
    ["seo_title"] => string(34) "chieriedovaniie-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "128304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415467381"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Тема урока: Чередование согласных звуков "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-uroka-chieriedovaniie-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "244037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445872178"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова. Непроизносимые согласные". "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-chieriedovaniie-soghlasnykh-v-kornie-slova-nieproiznosimyie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "118736"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413222463"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "урок на тему "Чередование согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-na-tiemu-chieriedovaniie-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "204217"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429622164"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "План-конспект урока русского языка по теме:. "Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне." "
    ["seo_title"] => string(158) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-povtorieniie-poniatii-korien-slova-odnokoriennyie-slova-poniatiie-o-chieriedovanii-soghlasnykh-zvukov-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "157449"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства