5 класс
Тема урока: Чередование согласных звуков
Цели урока: 1. познакомить с понятием «чередование»; с чередованием согласных звуков; научить учащихся выделять в тексте слова с чередующимися согласными звуками. 2. развивать умения подбирать однокоренные слова к данному слову; навыки и умения правильного переноса слова.
3. воспитание честности и вежливости, добросовестности и трудолюбию.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, игра «Кто быстрее?»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1. Правило на стр.32
IV. Объяснение нового материала
1. Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: КНИГА- КНИЖКА, ПИСАТЬ- ПИШУ, ОТВЕТИТЬ – ОТВЕЧУ. (Слайд) Найдите корень в этих словах. Какие изменения вы заметили в корне слова?
· Замена одного звука другим при образовании или изменении слов называется ЧЕРЕДОВАНИЕМ.(Слайд)
- А теперь откройте учебники на стр. 34 упражнение 84 и сравните пары слов. Спишите, выделяя чередующиеся согласные в корне слова.
РАССКАЗАТЬ – РАССКАЖУ, ПИСАТЬ –ПИШУ, ХОТЕТЬ – ХОЧУ,ЗАЩИТИТЬ – ЗАЩИЩУ и т.д.
V. Закрепление материала
1. Прочитайте сказку на стр.33 и определите тему сказки. Тема - это то, о чем говорится в тексте.
2. Ответьте на вопросы к тексту сказки:
-Как лиса попала в колодец?
-Почему лиса стала горевать?
-Кто заглянул в колодец?
-Как вы понимаете выражение от нечего делать?
-О чем спросил лису козел?
-Что ответила лиса?
-Как она к нему обратилась?
-Почему козел прыгнул в колодец?
-Что произошло потом?
-Как вы думаете, почему лиса обратилась к козлу со словами: сначала – голубчик, а затем – бородатый дурень?
3. Развитие связной устной речи.
А) Пересказать содержание сказки близко к тексту.
Б) Рассмотрев картинку, расскажите, какой эпизод сказки изображен в ней?
4.Упражнение 85 стр.34 (письменно). Подобрать к словам бегу (бежала), сижу(сидит), увижу(увидел), спросить(спрашивает), ответить(отвечает), прыжок(прыгнул) слова с чередующимися согласными из сказки(см. упр.83)
5.Упражнение 86 (письменно).Списать, подчеркнуть чередующиеся согласные. 6. Учитель: Послушайте рифмовку. Постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться,
Бок-…(бочок), друг-…(дружок),
Ухо-…(уши), пух-…(пушок),
Пишу-…(писать), лечу-…(летать) Учитель: Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать.
7.Упражнение 87 стр.34 Подобрать родственные слова с чередующимися согласными к существительным котёнок(кошка), внук(внучка),волчонок(волк), медвежонок(медведь). (слайд)
8.Упражнение 89 стр.35 Списать скороговорки, разделяя слова чёрточками для переноса. Сколько слогов в слове? Почему? Вспомним правило, как переносятся слова (слайд).
VI. Подведение итогов урока.
- Что мы нового узнали на уроке?
-Что называется чередованием?
VII. Домашнее задание.
Упражнение 88 стр.35, выучить правило
VIII. Комментирование оценок.