ВКО Уланский район
КГУ «Основная школа имени ?.А?жолова»
Уранкаева Райгуль Алтынбековна
учитель русского языка и илтературы
5 класс
Русская речь
Тема урока: Чередование согласных звуков
Цели урока: 1. познакомить с понятием «чередование»; с чередованием согласных звуков; научить учащихся выделять в тексте слова с чередующимися согласными звуками.
2. развивать умения подбирать однокоренные слова к данному слову; навыки и умения правильного переноса слов и производить фонетический разбор слова.
3. воспитание честности и вежливости, добросовестности и трудолюбию.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: развитие речи, игра «Кто быстрее»
Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная таблица
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1. Задание №7, №6 стр.28
2. Правило на стр.27
IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: КНИГА- КНИЖКА, ПИСАТЬ- ПИШУ, ОТВЕТИТЬ – ОТВЕЧУ. Найдите корень в этих словах. Какие изменения вы заметили в корне слова?
- Замена одного звука другим при образовании или изменении слов называется ЧЕРЕДОВАНИЕМ.
- А теперь откройте учебники на стр. 31 задание №2 и сравните пары слов. Спишите, выделяя чередующиеся согласные в корне слова.
РАССКАЗАТЬ – РАССКАЖУ, ПИСАТЬ – ПИШУ, ХОТЕТЬ – ХОЧУ, ЗАЩИТИТЬ – ЗАЩИЩУ и т.д.
V. Закрепление материала
1. Прочитайте сказку на стр.30 и определите тему сказки. Тема - это то, о чем говорится в тексте.
2. Ответьте на вопросы к тексту сказки:
-Как лиса попала в колодец?
-Почему лиса стала горевать?
-Кто заглянул в колодец?
-Как вы понимаете выражение от нечего делать?
-О чем спросил лису козел?
-Что ответила лиса?
-Как она к нему обратилась?
-Почему козел прыгнул в колодец?
-Что произошло потом?
-Как вы думаете, почему лиса обратилась к козлу со словами: сначала – голубчик, а затем – бородатый дурень?
3. Подготовьтесь к чтению по ролям.
4. Развитие связной устной речи.
А) Пересказать содержание сказки близко к тексту.
Б) Рассмотрев картинку, расскажите, какой эпизод сказки изображен в ней?
5. Задание №3 стр.31 письменно
6. Задание №4 письменно
7. Задание №6 стр.32 Сказка «Грубая благодарность»
А) Разыграть по ролям
Б) Подобрать слова с чередующимися согласными из текста к словам бычок, рожки, крикнуть, помогать, прибегать, скажут.
В) Ответить на вопросы к тексту сказки.
8. Задание №7 стр. 33
9. Произвести фонетический разбор слов: БЫК, ЯМА,БАРАН.
10. Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
VI. Домашнее задание.
задание №5 стр.32
задание №7 стр.33 выучить наизусть
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок