Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова
Цель урока: Углубление знаний детей об однокоренных словах.
Задачи:
1. Составление алгоритма выделения корня в однокоренных словах;
2 .Расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
3. Развитие связной устной и письменной речи учащихся.
Оборудование: проектор; экран; ПК; презентация, выполненная в Power Point; толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Запись числа.
2. Тема и задачи урока.
Продолжим сегодня на уроке изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните её, пожалуйста. (Однокоренные слова. Корень слова.)
После ответа детей появляется
Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? (Учиться находить однокоренные слова, выделять корень)
3. Найди “лишнее”
оса
осина
осиный
Чем похожи слова? (Начинаются с о; о – безударный гласный)
Какой из них можно проверить? (В словах оса, осиный)
Какое слово лишнее?
1) осиный – имя прилагательное;
2) оса - 2 слога;
3) осина, т.к. остальные слова однокоренные;
4) осина – словарное слово с непроверяемым безударным гласным.)
4. Словарная работа.
Давайте выпишем слово осина и подберём к нему однокоренные слова.
(Ученики называют слова. Затем появляется.)
Осина – осинка, осиновый, осинник, подосиновик
Что обозначают эти слова? (Ученики объясняют значения слов и записывают их в тетрадь.) Появляется
Кто слышал выражение “Дрожит как осиновый лист”? Что оно обозначает?
(У листьев осины тонкие черешки. При любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево. А с ними и листья поворачиваются, как будто дрожат. Вот в народе и появилась поговорка “дрожит как осиновый лист” - это значит очень сильно. Это выражение используют в речи, когда говорят о человеке, который дрожит, трясётся от волнения или страха.)
Придумайте предложение с этим фразеологизмом. (Саша дрожал как осиновый лист. Перед выступлением Маша дрожала как осиновый лист. От страха зайчик дрожал как осиновый лист.)
Почему все эти слова однокоренные?
(Они близки по смыслу; у них есть общая часть – корень)
Какой корень у этих однокоренных слов? (-осин-) Выделим.
(Осина, осинка, осиновый, осинник, подосиновик).
5. Грамматическая задача.
Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.
(Чтение хором)
Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)
Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)
Правильно ли мы нашли однокоренные слова, посмотрим на следующем слайде. (Появляется)
Молодцы, однокоренные слова нашли верно.
6. Работа в паре.
А может ли быть такое, что корень в словах одинаковый, а слова не являются однокоренными? (Дети отвечают.)
Я вас внимательно выслушала, но чтобы сделать вывод, давайте выполним упр. 357(стр. 56).
Что можете сказать об этих словах? Чем они похожи? Можно ли сказать, что все они однокоренные?
Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны?
горняк – работник горной промышленности;
гористый – рельеф, местность с горами;
горелка – прибор, в котором происходит горение.
Ученики выполняют задание в тетради:
гора
горняк
горный
гористый
горка
горелка
горение
горит
Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.)
Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-)
Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?
Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.
7. Физкультминутка.
8. Составление алгоритма выделения корня.
Как найти в слове корень? (Ученики отвечают.)
Выполним упр. 360 (стр.57). Из каждой группы слов нужно выписать однокоренные слова (в тетради и у доски).
лес
лесной
лесочек
лесник
лесничий
лесистый
лёд
ледок
ледяной
ледник
Какие слова непонятны?
лесник – лесной сторож;
лесничий – работник лесного хозяйства или заведующий им;
лесистый – поросший обильно лесом;
ледник – огромное скопление льда в горах, на Северном полюсе, в Антарктиде.
Какие слова называются однокоренными?
Как правильно найти в слове корень? (Ученики отвечают.)
Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:
1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.
2 шаг: выделение общей части – корня.)
Какой корень у слов 1 группы? (-лес-) 2 группы? (-лед-)
А теперь вместе прочитаем правило. Появляется
9. Творческая самостоятельная работа.
Давайте подберём однокоренные слова с корнем -снег- :
снег
снеговик
снегирь
снежный
снежок
снеговые
белоснежный
снежинка
Снегурочка
Что заметили в корне? (Чередование согласных в корне.)
Слова мы записали. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой рассказ. (Дети сочиняют свои рассказы и записывают в тетрадь.)
Кто хочет прочитать свой рассказ? (Зачитывают несколько рассказов.)
10. Тест-опрос.
Если вы согласны с утверждением, ставьте знак “+”, если не согласны – знак “-”.
Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.
Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
Согласные звуки в корнях могут чередоваться.
Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +
11. Итог урока.
Подведём итог урока. О чем нужно помнить, работая с однокоренными словами?
1) выяснить значение слова;
2) найти корень.
Как правильно найти корень? (Ученики отвечают.)
О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока?
Учитель выставляет оценки.
12. Домашнее задание.
Упр. 3
Спасибо за урок.