Конспект урок к русскому языку Падежи имен существительных
Конспект урок к русскому языку Падежи имен существительных
Конспект составлен к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". На данный урок поставлена следующая цель - дать первоначальное представление о склонении имен существительных. Данная разработка урока предусматривает работу с таблицами, с Толковым словарём, работа в парах. Планируемый результат предметный - различать падежи имен существительных. Метапредметные: Регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Позновательные - проводить сравнения, классифиикацию по заданным критериям. Комуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урок к русскому языку Падежи имен существительных»
МБОУ «Центрально-Любинская СОШ»
Урок русского языка
в 3 классе
«Перспективная начальная школа »
Тема: «Изменение существительных по падежам».
Учитель:
Губина Ирина Александровна
2016 год
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: дать первоначальное представление о склонении имён существительных.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей,
развивающие: формировать критическое мышление обучающихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, экран, карточки для обучающихся, опорные таблицы,
Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2014 г.
Ход урока:
I. Орг. момент. (1 мин.)
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
- Начнем скорей урок!
(Проверка готовности к уроку. Запись числа)
II. Настрой на урок. (1 мин.)
1).Растирание ушных раковин и пальцев рук (разогревание рук, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину ладонями.)
2).Мелкая моторика (Поочерёдно касаться пальцами рук и говорить: «Желаю (соприкасаться большими пальцами), успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Удачи!
III. Минутка чистописания.(2 мин.)
ггг го год ог гора, горняк, пригорок
-Что скажете о словах? (однокоренные слова; имена существительные).
- По каким признакам определили?
- Фонетический анализ слова гора.
IV. Введение в тему. (5 мин.)
- Прочитайте задание к упражнению № 58.
Кошка привыкла к Тиме.
Тима скучает без кошки.
Он налил кошке молока.
Мальчик напоил кошку.
Он подружился с кошкой.
Тима рассказал о кошке другу.
- В каком предложении слово кошка- подлежащее? (1)
- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да.)
- В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения? (2-6).
- Это слово стоит там в других формах? (Да, в других.)
- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? (По окончаниям и по вопросам.)
- В какие словосочетания входит слово кошка? ( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)
- На какие вопросы оно отвечает? (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?)
- Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.
- Сколько предложений в тексте?
- Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?
- Продолжите высказывания:
Имена существительные могут отвечать на вопросы …
(После того, как дети назовут все вопросы, на которые отвечает имя существительное в тексте, по щелчку мышью открыть запись на слайде:
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
При изменении существительного по вопросам изменяется его …
V. Постановка темы урока. (3 мин.)
- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существительных по вопросам.)
- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).
- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
-Прочитайте в учебнике на странице 61 подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны.
- Хочу вас обрадовать, - сказала Анишит Йокоповна. - с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме - это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.
- А откуда мы знаем родительный падеж? - спросила Маша.
- РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, - ответила Анишит Йокоповна.
Есть кто? что? кот (И.п.)
Нет кого? чего? кота (Р.п.)
VI. Целеполагание и мотивация. (1 мин.)
- Можете мне сказать, о чём мы будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном: повторим то, что знаем, если чего-то не знаем, то сегодня постараемся узнать.)
- Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову:
первая помета показывает окончание в Родительном падеже,
вторая - род существительного.
- Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.
2)Знакомство с названиями падежей. (4 мин.)
Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
- У падежей как-то спросили:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее).
- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение.
И.п.
Именительный падеж
Р.п.
Родительный падеж
Д.п.
Дательный падеж
В.п.
Винительный падеж
Т.п.
Творительный падеж
П.п.
Предложный падеж
3). Знакомство с приёмами запоминания падежей. (2 мин.)
- А сейчас мы познакомимся с приёмом запоминания падежей.
- Твои прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:
И.п.
Именительный падеж
Иван
Р.п.
Родительный падеж
Рубит
Д.п.
Дательный падеж
Дрова
В.п.
Винительный падеж
Варвара
Т.п.
Творительный падеж
Топит
П.п.
Предложный падеж
Печку
4)заполнение таблицы «ЗХУ», (4 мин.)
-Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Что такое «падеж», «склонение»;
как называются падежи;
вопросы падежей;
приёмы запоминания падежей.
Что нужно делать, чтобы правильно определять падеж имён существительных.
- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах. (Высказывания детей записываются во 2 столбик таблицы).
- А вот третью колонку заполните в конце урока.
5). Знакомство со способами определения падежей. (4 мин.)
- Познакомимся со следующей таблицей.
- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
И.п.
ЕСТЬ
кто? что?
Р.п.
НЕТ
кого? чего?
Д.п.
ДАМ
кому? чему?
В.п.
ВИЖУ
кого? что?
Т.п.
ВОСХИЩАЮСЬ
кем? чем?
П.п.
ДУМАЮ
о ком? о чём?
- Что вы заметили? (У некоторых падежей вопросы совпадают. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы).
- Как быть в таких случаях? Обратите внимание на слова 2 столбика. Эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Давайте вернёмся к упражнению 58. Найдите предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже.
- Миша считает, что во 2-ом предложении, а Маша - что в 4-м предложении. Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся помощью слов: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О.
Р.п.
НЕТ КОШКИ
В.п.
ВИЖУ КОШКУ
- Давайте определим падежи у этого слова во всех остальных предложениях. Что для этого нужно сделать?
6). Знакомство с алгоритмом определения падежей. (2 мин.)
определи словосочетание, в которое входит это слово;
поставь к этому слову вопрос от слова-командира;
проверь, какой именно это падежный вопрос.
7). Упражнения в определении падежей имен существительных. Работа в парах. (3 мин.)
- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд»:
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
По труду о человеке судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о труде.
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
8). Проверка самостоятельной работы. (1 мин.)
5. Человек трудом красен. (Т.п.)
1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
3. По трудуо человеке судят. (Д.п.)
4. Человек воспевает труд. (В.п.)
6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)
9). Рефлексии. (1 мин.)
Что мы называем склонением?
Сколько падежей в русском языке?
К какому падежу относится существительное в начальной форме?
Назовите вопросы косвенных падежей.
- Запишите третий столбик таблицы «Узнал».
VIII. Итог. (2 мин.)
-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
-Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?
-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам».
- Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: ( на слайде 17)
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
Мне надо еще поработать над …
-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
- Сегодня на уроке хорошо работали…
- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе.
IX. Домашнее задание: (1 мин.)
Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.
Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
Вспомнить алгоритм определения падежей.
Выполнить упражнение № 41 на стр. 35
Информационные ресурсы:
1. Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.
2 . Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя.- М.: Академкнига, 2008 г.
3. Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева. Рабочие тетради для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига, 2008 г.