kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Вычитание суммы из числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята сами ставят цель урока, выдвигают проблему, над которой работают в течение всего урока. Знакомятся с правилом вычитания суммы из числа, отрабатывают вычислительные навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вычитание суммы из числа"»

Тема урока: «Вычитание суммы из числа»

Цели урока:

  1. Познакомить с правилом вычитания суммы из числа.

  2. Учить использовать это правило для рационализации вычислений.

  3. Тренировать вычислительные навыки, развивать умение решать задачи.

  4. Развивать логическое и творческое мышление.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже школьный звонок,
Он позвал всех нас на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

- Запишем в тетради число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

а) Игра «Звездопад».

- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?

- Как называется такое явление? (Звездопад.)

- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание.)

- Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс!

На доске:

- Всем хватит, чтобы загадать желание. Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт.

- На какие группы можно разделить все числа?

- По какому признаку? (Однозначные, двузначные, трёхзначные числа.)

- Назовите числа в порядке возрастания. (4, 12, 15, 23, 27, 185, 996.)

- Найдите разность самой старшей и самой младшей звезды. (992.)

- Дайте информацию о числе 992. (Это трёхзначное число, в нём 9 сотен, 9 десятков, 2 единицы, его соседи 991 и 993, сумма цифр 20.)

- Запишем число 992 красиво и правильно всю строку.

б) - А вот мерцают две большие звезды.

- О чём они сигналят? Что на них написано? (Выражения.)

- Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные.)

- Прочитайте буквенные выражения. (а + в, в + а.)

- О чём они рассказывают? (Показывают переместительное свойство сложения.)

- Прочитайте числовые выражения. (7 + 123, 11 + 189.)

- Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения.

- Для чего мы меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений.)

в) Космонавты отправились в полёт. К конечному пункту они летели 2 недели, а обратно 14 дней. Как объясните такую разницу? (2 недели = 14 дней.)

г) - А сейчас решим задачу разными способами (на доске с обратной стороны):

Малышу и Карлсону надо нарисовать на ночном небе 86 звёздочек. Малыш нарисовал 36 звёзд, а Карлсон 45. Сколько звёздочек им осталось нарисовать на звёздном небе?

- О чём эта задача?

- Что известно? Что это? (Целое.)

- Что ещё известно? Что это? (Части.)

- Какая схема подойдёт к этой задаче? (Первая.)

- Почему? (Надо найти часть.)

- Заполним схему.

- Как же узнать, сколько осталось нарисовать звёзд? (86 – 36 – 45.)

- А как по-другому? (86 – (36 + 45).)

- Сравните выражения. Что в них общего? (Одинаковые числа.)

- Чем отличаются? (В первом сначала вычитаем 1 часть, затем другую; во втором из числа вычитаем сумму чисел 36 и 45.)

- Найдите значения каждого выражения. (5.)

- Сколько звездочек осталось нарисовать Малышу и Карлсону? (5.)

3. Постановка цели урока.

- Ой, что это? Кто-то подбросил ещё одну звезду (на столе):

- Кто-то сегодня творит чудеса.

- Что написано на звезде? (Знаки и скобки.)

- Для чего нам их подбросили?

- Что знаете о знаке минус? (Используем при вычитании.)

- Для чего служат скобки? Как меняется программа, если меняются скобки? (Меняется порядок действий.)

Предположение: наверное, эти знаки помогут нам на уроке.

Постановка проблемы.

- Запишите следующее выражение: 87 – ( 7 + 15).

- Как удобнее вычесть из числа 87 сумму чисел 7 и 15?

- Из 87 сначала вычесть7, а затем ещё 15. Получается 65.

- Мы изменили порядок действий. Правильно ли мы поступили?

- Давайте исследуем это выражение, заменив числа буквами: а – (в + с) а –в – с.

- Сравним их.

- Проблема: равны ли они? (Ученики дают разные ответы.)

- Кто сформулирует цель нашего урока? (Выяснить, равны ли выражения а – (в + с) и а – в – с.)

- Зачем нам это надо? (Чтобы научиться рационально: легко и быстро выполнять вычисления.)

4. Открытие нового знания.

На доске записи и схемы:

  • 87 – (7 + 15) = 87 – 7 – 15 = 65;

  • а – ( в + с) а – в – с (сначала эти записи перевёрнуты).

- Сравните выражения, используя схемы.

Учебник на стр. 44.

Рассуждая, приходим к выводу, что значения данных выражений равны.

- Чему равно значение 1 выражения?

- Чему равно значение второго выражения?

- Какой вывод можно сделать?

- Как можно вычесть сумму из числа? (Сначала вычесть 1 слагаемое, а затем другое.)

Выполняем запись: а – (в + с) = а – в – с.

5. Первичное закрепление.

№1, стр. 44.

- Выполните задание самостоятельно и сделайте вывод.

- Прочитайте вывод по учебнику, как можно вычесть сумму из числа.

Один ученик читает вслух. Повторим.

№2, стр. 44.

Учащиеся записывают в тетради выражения:

  • (914 – 58) – 42;

  • 914 – (58 + 42).

- Сравните выражения. Чем похожи? Чем отличаются?

- Как удобнее считать? (Удобнее из числа вычесть сумму.)

914 – (58 + 42) = 914 – 100 = 814.

6. Физкультурная минутка.

Под космическую музыку дети выполняют танцевальные движения.

7. Повторение изученного.

Решение задачи №3, стр. 44.

Выполняем задачу удобным способом.

- А сейчас решим примеры удобным способом.

На столе лежат примеры на карточках (перевёрнутые). Ученики по очереди выбирают пример, пишут его на доске и объясняют его решение удобным способом:

128 – (28 + 4)

 

215 – 97 – 3

949 – (5 + 49)

 

305 – 5 – 195

Самостоятельно № 5.

1 вариант – 1 пример.
2 вариант – 2 пример.

Дети, которые быстро справляются, выполняют ещё и 3 пример.

Проверяем при помощи сигналов.

8. Творческая работа.

Разбиение на группы. У каждого ученика на парте геометрическая фигура: треугольник, квадрат или прямоугольник.

- Вспомните, что такое периметр. (Сумма длин всех сторон.)

- Угадайте, о какой фигур я говорю:

  1. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения. (Квадрат.)

  2. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 2 измерения. (Прямоугольник.)

  3. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 3 измерения. (Треугольник.)

- А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника? (Когда он равносторонний.)

- 1 ряд находит периметр треугольника по одному измерению – 5 см.

- 2 ряд находит периметр квадрата с этим же измерением стороны – 5 см.

- 3 ряд находит периметр прямоугольника, имея 2 измерения – 5 см и 1 см.

Проверка.

- Молодцы, ребята!

9. Итог урока.

- Какое правило мы узнали сегодня на уроке?

- Как можно вычесть сумму из числа?

- А сейчас закройте глаза. Загадайте желание, положите на парту ладонь. Представьте, что смотрите на космическое небо.

Учитель включает космическую музыку.

- Если сейчас на ладонь вам упадёт звезда, то желание исполнится.

Каждый ученик получает звёздочку.

- Спасибо за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока "Вычитание суммы из числа"

Автор: Кулагина Тамара Сарсеновна

Дата: 25.07.2016

Номер свидетельства: 338045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по математике по теме "Вычитание из числа 6, из числа 7" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-po-tiemie-vychitaniie-iz-chisla-6-iz-chisla-7"
    ["file_id"] => string(6) "136421"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417103348"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Число и цифра 7" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chislo-i-tsifra-7"
    ["file_id"] => string(6) "174702"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424170802"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Вычитание числа из суммы""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-vychitaniie-chisla-iz-summy"
    ["file_id"] => string(6) "264871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449777057"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по математике в 5 классе "Вычитание натуральных чисел"."
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekturokapomatiematikiev5klassievychitaniienaturalnykhchisiel"
    ["file_id"] => string(6) "274399"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452369648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по математике на тему "Разрядные слагаемые. Сложение и вычитание десятков""
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekturokapomatiematikienatiemurazriadnyieslaghaiemyieslozhieniieivychitaniiediesiatkov"
    ["file_id"] => string(6) "303376"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457515232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства