1.Этапы мотивации к учебной деятельности | Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | Учитель: Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Регулятивные УУД: - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; - эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные УУД: - адекватная мотивация учебной деятельности. |
2.Этап актуализация и пробного учебного действия | Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Учитель: - Наши друзья Маша и Миша почему - то сегодня очень сердитые, не разговаривают друг с другом. Я долго добивалась от них, что же произошло. Выяснилось вот, что. Папа позвал ребят в сад, рвать яблоки. Миша с Машей очень обрадовались и хотели взять с собой эти предметы (на слайде: ведро, корзина, стремянка). И тут же завязался спор. Маша утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но Миша с ней не согласился. - Ребята поможем решить этот спор или лучше займемся своими не менее важными делами? - А как вы думаете, какие правила общения нарушили ребята? - Ведь очень плохо, когда ребята не дружат. Конечно, мы поможем ребятам. - Какой предмет лишний для детей и почему? Учитель: - Давайте не просто назовем его, а докажем Мише, что он не прав. . Есть правила пользования с приставными лестницами и стремянками. Но в жизни взрослого человека стремянка – помощник.) - А вдруг Миша хотел взять стремянку для папы? (Вы просили назвать лишний предмет для детей.) - Можем ли мы обобщить и сказать, что стремянка ненужный предмет в саду? (Нет, она лишняя в конкретном случае – дети не должны пользоваться стремянкой.) Проблема решена. - В саду Маша и Миша сорвали 5 красных яблок и 4 зелёных. Все эти яблоки ребята вымыли и положили в вазу. А за обедом съели 2 красных яблока. Сколько яблок осталось в вазе? - Маша и Миша опять устроили спор. - Маша утверждает, что верное решение: (5+4)-2 - Сначала сложением найдём число всех яблок в вазе, а потом вычтем из него число яблок, которые съели за обедом. - А Миша рассуждал по-другому: за обедом съели 2 красных яблока из 5. Число оставшихся красных яблок можно найти вычитанием, а потом сложить это число с числом зеленых яблок. (5-2)+4 -Прочитайте математические записи. Запишите и вычислите. (5+4)-2=9-2=7 (5-2)+4=3+4=7 | Ответы учеников на поставленные вопросы. (Если замечаешь несправедливость, нужно вмешаться и справедливость восстановить. Нельзя быть безучастным к чужой проблеме.) (Миша не объяснил свое решение, не привел доказательств. Маша не смогла договориться, а сразу обиделась и перестала разговаривать - это не выход, только общаясь, мы можем прийти к истине.) (Дети не должны пользоваться стремянкой, в целях безопасности. | Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения. Личностные УУД: формировать личностный смысл учения; испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; проявлять эмоционально-положительное отношения к предмету. Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; понимать важность коллективной работы; соблюдать простейшие нормы речевого этикета. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Цель: создание условия для выявления и фиксирования во внешней речи причину затруднения. Данный этап предполагает: 1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Цель: создание условия для проявления познавательной инициативы, подвести учащихся под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков. Данный этап предполагает: 1) в коммуникативной форме учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий, 2) ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. | Учитель: Что вы заметили в математических записях? (Решали по-разному, а значения одинаковые!) Можно ли сказать, что эти математические записи равны? (5+4)-2 (5-2)+4 Изменится ли ответ задачи, если известно, что съели 2 зелёных яблока? Составьте решение. Подумайте, что произошло? (В первом: число 2 вычли из первого слагаемого, и результат сложили со вторым. Во втором: число 2 вычли из второго слагаемого и результат сложили с первым.) -А можно ли так поступать в математике? - Проверим! Постановка проблемы. - Какую цель вы ставите перед собой на уроке? (Нам необходимо узнать, как правильно нужно вычитать число из суммы.) -Что нужно провести, чтобы разобраться в этом вопросе? (Исследование.) -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять,установить. | | Познавательные УУД Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: проводить сравнение, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений; выделение познавательной цели. Личностные УУД |
5. Этап реализации построенного проекта; 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Цель: закрепить новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Продолжительность: 3 минуты. Цель: автоматизирование умственных действий по изученным нормам; подготовить учащихся к введению в будущем новых норм. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Учитель: - Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением) - Итак, начнем. Первое исследование проведем по учебнику. - Откройте учебник на странице 66. Прочитайте тему урока. - Какую цель исследования поставите? ( Нам необходимо узнать, как правильно нужно вычитать число из суммы. И кто же прав, Маша или Миша?) Работа по учебнику с. 66 № 2. Устно. Фронтально. Работа по учебнику с. 67 № 3 Работа в парах -Что означает значок? Выполним. - Прочитай задание, найдите суммы с такими же значениями. - Запиши первую сумму, вычисли и запиши значение, а сосед по парте вторую. Договорись с соседом. Самопроверка. - Сравните результаты с соседом. - Какой вывод можно сделать? - Найди высказывание, на которое автор учебника обращает особое внимание (правило выделено жирным шрифтом). Прочитайте. - Совпадают ли наши правила? - Кто же из ребят прав: Маша или Миша? (оба) Учитель: - Следующее исследование в рабочих тетрадях. 1.Работа в рабочих тетрадях с 93 № 1. Работа в парах. Самопроверка. 2.Работа в группах. (Приложение 1, Приложение 2.) - Ребята, выполните задание на карточках. (После этого учитель предлагает детям встать и разделиться на 4 группы) Дети самостоятельно должны определить признак, на какие группы им надо поделиться, правильно выбрать себе группу. Номер группы определяют по значениям решенных выражений). Каждая группа получает карточку с заданием. Все группы получают план работы. Дети работают в группах. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с.93 №2 Учитель: - Рассмотрите рисунок. (Приложение 3) Из чего составлен робот. (Из геометрических фигур) - Сколько четырехугольников? - Какая фигура называется четырехугольником? Учитель: Подведём сейчас итог: А не зря прошёл урок? - Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока, достигли ли вы этой цели? - Оцените свою работу на уроке. - Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю закрасить кнопку «пуска» робота зелёным цветом. (Приложение 3) - Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю закрасить кнопку «пуска» робота красным цветом. - Но вот и всё, урок к концу подходит. Спасибо вам, ребята за работу! | | Личностные УУД: Коммуникативные УУД: Личностные УУД: Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; Регулятивные УУД: Познавательные УУД: формулировать правило на основе выделения существенных признаков; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные УУД: Личностные УУД: Регулятивные УУД: совместно с одноклассниками результат своих действий; соответствующие коррективы. Познавательные УУД: Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД: учиться оценивать результаты своей работы. Личностные УУД: адекватно оценивать свои возможности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |