Конспект урока по математике
Тема: «Разрядные слагаемые. Выбор выражений, соответствующих предметной модели. Сложение и вычитание десятков».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: Совершенствование умения читать и записывать двузначные числа с опорой на предметные модели.
Задачи:
- Формировать умение складывать и вычитать десятки. Формировать Знаково-символические УУД через замену предметных модели символическими, используя понятия «уменьшить на…», «увеличить на…». Продолжать работу по формированию навыков устного счета.
- Способствовать развитию начальных приёмов логического мышления, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, умению рассуждать.
- Воспитывать эмоционально-личностное отношение к предмету, уважение друг к другу в процессе работы в парах.
Планируемый результат:
- Формируется умение складывать и вычитать десятки. Формируются Знаково-символические УУД через замену предметных модели символическими, используя предметные модели символическими, используя понятия «уменьшить на…», «увеличить на…». Продолжается работа по формированию навыков и умений устного счета.
- Развивается начальные приёмы логического мышления, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать.
- Проявляется эмоционально-личностное отношение к предмету, уважение друг к другу в процессе работ в парах.
Оборудование: слайд, учебник математики 1 класс Истомина Н.Б, карточки.
Ход урока.
Этапы урока. Формируемые УУД.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
- Здравствуйте, ребята.
Глубоко вздохнули, выпрямили спины, улыбнулись друг другу.
Сегодня ждут нас наблюденья
И выводы, и рассужденья…
А чтобы впрок пошёл урок,
Активным самым будь, дружок!
-Здравствуйте!
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение базовыми понятиями.
- Начнём наш урок с устного счёта.
- Ребята, прочитайте числа.
- Как называются эти числа? Почему?
- Вам нужно увеличить на 1 данные числа.
- Что значит увеличить число на один?
Для этого мы разделимся на две команды. Первый ряд и половина второго ряда: первая команда. Встаньте.
-Вам нужно прочитать число.
-Дети третьего ряда и половина второго: вторая команда. Встаньте.
-А вам нужно будет эти числа увеличить на один и назвать ответ.
-Начинаем (по цепочке).
-Теперь поменяемся, вторая команда называет число.
-А первой нужно уменьшить данное число на один и назвать ответ.
-Что значить уменьшить на 1?
- Выполняйте.
-Ребята, что значит увеличить число, (уменьшить) на один?
- Вы умеете называть двузначные числа, увеличивать их и уменьшать на один. Умеете работать по цепочке.
- Прочитайте равенство с названием чисел при сложении. (на доске: 20+9=29)
- Мы получили 29.
-Представим это число в виде десятков и единиц на абаке.
- сколько десятков, сколько отдельных единиц? Почему?
- Посмотрите на второе равенство: 29=20+9. Как получили число 29?
- К 2 дес.(20) прибавили, сколько ед.? (на доске)
- Прочитайте это равенство.
- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять такие равенства и читать.
-Двузначные.
-К числу прибавить 1.
-Работают
-Работают
-Увеличить число значит прибавить к числу 1. Уменьшить на 1 это значит из числа вычесть 1.
9 единиц, 2 десятка.
- Потому что цифра 9 записана на первом месте справа, она обозначает 9 единиц, а цифра 2 на втором месте справа и она обозначает 2 десятка.
-К 2 дес. Прибавили 9 ед.
-9 ед.
- 29 это 20 и 9.
3.Решение проблемы.
Коммуникативные УУД: владение различными формами речи.
- Тема нашего сегодняшнего урока: «Разрядные слагаемые. Сложение и вычитание десятков».
-Какую цель вы поставили перед собой на уроке?
-Учиться составлять равенства и читать их
4.Первичное закрепление. Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД: знаково-символические УУД - моделирование.
Логические УУД: построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: умение осуществлять оценку и взаимооценку.
-Откройте учебники на стр.54. найдите №132. Прочитайте задание. Рассмотрите выражения и рисунок и определите, чему будем учиться сегодня на уроке.
-Откройте тетради, запишите дату. Отступите две клеточки от края и запишите номер один, три, два (132).
-Какое число изображено на рисунке? Сколько в нём десятков, сколько отдельных ед.
-Закройте нижнюю часть задания закладкой. (показываю)
-Обсудите в паре и постарайтесь составить 4 равенства (у доски одна пара).
-Давайте проверим.
-Оцените деятельность детей у доски смайлики.
- Теперь посмотрим, как сделали Маша и Миша. (герои в учебнике) Покажите пальчиком, где Маша и Миша.
-Объясните, как рассуждала Маша. Сколько равенств на сложение составила Маша?
-Слово предоставляется мальчикам. Сколько равенств на вычитание составил Миша?
-Сколько всего равенств можно составить к рисунку?
-К данному рисунку можно составить 4 равенства. Два из них записала Маша, два Миша.
Физминутка музыкальная.
Задание 133
-Прочитайте задание 133.
- Выполните его в парах с соседом по парте.
-Рассмотрите рисунок.
Какое число изображено?
- Карточка на парте. Выберите выражение, которое соответствует рисунку, отметив его галочкой.
- У доски работает одна пара
( карточки).
- Оцените работу одноклассников, использую смайлики.
-Итак, сколько можно составить выражений?
- Прочитайте выражения на вычитание.
- Прочитайте выражения на сложение.
- Прочитайте выражение 40+9 (показываю) про себя.
- Прочитайте вслух.
- Чему равно значение этого выражения? Запишите его в тетрадь.
- Ниже запишем число 49 перед этим выражением.
- Попробуйте прочитать данное равенство.
-Это равенство читается так: 49 заменили суммой разрядных слагаемых 40 и 9.
- Прочитайте хором.
Задание 137
- Задание номер 137. Прочитайте задание.
- Закройте закладками нижнюю часть номера. (показать).
- Выполните задание в тетради. На доске выполняет один ученик.
-Кому будет трудно, я разрешаю посмотреть рассуждения Миши и Маши.
-Проверим работу. Прочитайте записанные выражения. (спрашиваю)
Уберите закладку.
-Кто прав Миша или Маша?
-Ребята, можно выполнить задание и как Маша, и как Миша.
- Оцените работу одноклассника.
-Положите перед собой конверты. Изобразите число 32, используя модели десятков и единиц.(у доски с большими моделями) и запишите равенство на сложение.
-Итак, ребята, вслушайтесь тридцать два (проговариваю)
-Это 30 и 2.
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу.
-Что учились на уроке?
- Что нового узнали сегодня?
- Что помогло заменять число суммой разрядных слагаемых?
- Чему хотел научиться? Научился ли? Как это проверить?
-В чём было затруднение?
-Учиться складывать и вычитать десятки и единицы. Будем учиться выбирать выражения, соответствующие модели.
- 3 десятка, 9 единиц.
30 +9=39, 9+30=39
З9-9=39, 39-30=9
-Девочки проверят, как выполнила Маша.
-Мальчики проверят, как выполнил Миша.
30 +9=39, 9+30=39
З9-9=30, 39-30=9
-На рисунке изображено число 39. В нём 3 дес. и 9 ед., значит 30+9.
- 4
-49
9+40, 40+9,49-40, 49-9.
-4
49-40, 49-9.
9+40, 40+9.
-К 40 прибавили 9.
49
49=40+9
49 заменили суммой разрядных слагаемых 40 и 9.
-Закрывают.
-Выполняют.
-Оба правы.
-Оценивают.
30+2=32
32=30+2
6.Рефлексия учебной деятельности.
Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Сейчас мы узнаем, как вы усвоили материал. Если вам все понравилось, поднимите модель десятка.
-Спасибо всем за урок, кто мне помогал сегодня.