Открытый урок
по математике в 5 а классе
МКОУ СОШ с.Комсомольское
по теме:
« Вычитание натуральных чисел
и его свойства».
Подготовила и провела
учитель математики
первой квалификационной категории
Туаева Альбина Ивановна
Технологическая карта урока
Предмет математика
Класс - 5
Авторы УМК – Н. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Тема урока: Вычитание натуральных чисел.
Тип урока: урок закрепления.
Цель урока: повторить свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы;
учить применять эти свойства при вычислениях
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений
Основные понятия: компоненты при вычитании, свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация « Вычитание натуральных чисел», смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
Создать благоприятный
психологический
настрой на работу
Приветствие, мобилизация
внимания детей.
- Ребята, поприветствуйте друг друга. Посмотрите на гостей, улыбнитесь.
Приветствуют гостей, друг друга.
Включаются в деловой
ритм урока,
Личностные: самоопределение
2. Рефлексия.
Выяснить, с каким настроением дети пришли на урок.
Вопрос:- Ребята, мне хочется узнать с каким настроением вы пришли на урок?
На отдельных листочках изображают смайликов
( перед каждым учеником листок со смайликами)
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
3. Актуализация знаний
(Графический диктант)
Актуализация опорных знаний и способов деятельности
Организует работу
(презентация « Вычитание натуральных чисел».
Выполняют задание, находят верные ответы, составляют цепочку ответов, проверка по эталону.
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения
Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания
4. Устная работа
Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
Предлагает задание: Подумайте, какое число должно быть в средней клетке. Объясните правило его нахождения.
Решают проблему.
Отвечают на вопрос
2. Работают в парах выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения
Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач
Личностные: осознание ответственности за общее дело
5. Сообщение темы урока.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
1. Предлагает задание: Подумайте, какое действие записано?
2. Докажите свою правоту.
3. Сформулируйте тему урока.
4.Вместо звездочек поставьте цифры так, чтобы действие было выполнено правильно.
1.Дают ответ.
2. Предлагают свои варианты.
3. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
6. Самостоятельная работа
Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
Предлагает класс разделить на три группы, каждая группа получает задание на отдельном листе.
Работают в группе, из каждой группы отчитываются по одному примеру
Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
7. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Раз – согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
8. Работа над задачами.
Обеспечение мотивации учения детьми
Работа с учебником. Стр. 44 задача 260.
О чем говорится в задаче?
Какие главные слова?
Что известно?
Какой вопрос в задаче?
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Что для этого надо узнать?
Как?
Как решить задачу вторым способом?
Читают задачу, выделяют главное
2. Предлагают свои варианты решения
3. Записывают краткое условие в тетрадь.
4. Составляют план решения, записывают решение
5. Один ученик на доске, все в тетрадях
Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
9. Работа над комбинаторной задачей
Выявление качества и уровня усвоенных знаний
Стр. 47 задача 283.
Прочитайте задачу.
Из какого раздела математики?
Какие числа мы должны составить?
Какое поставлено условие?
С какой цифры не может начинаться двузначное число?
Сколько вариантов для первого места существует?
Сколько вариантов для второй цифры существует, если первую уже выбрали?
Сколько же чисел можно составить?
Работа в парах
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют числа.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие,
Коммукативные: выражение своих мыслей,
10.Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
№ 290, № 296( а,б)
Записывают домашнее задание
8.Рефлексия.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке
3. Выставляет оценки
1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в карточках
1.Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация