Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова"
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова"
Урок разработан с использованием технологии деятельностного метода обучения. (УМК «Школа 2100») Третьеклассники в ходе исследования открывают новые знания: образуют сложные слова, создают схему сложного слова, фиксируя свои наблюдения в листе исследования. Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова"»
Тема урока: «Сложные слова».
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова, путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Познавательные УУД: 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы.3. Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других.2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: урок-исследование. Методы обучения:
Проблемный
Исследовательский
Информационно-коммуникативный
Оборудование: презентация урока, раздаточный материал, на доске «Лист исследований», карта памяти на доске.
Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому в прок ,активно в работу включайся дружок!»
Ход урока 1. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
-
- Значение какого слова вам не понятно? Как вы понимаете этот призыв? По интонации какое это предложение? (восклицательное) По цели высказывания? (побудительное) К чему нас побуждает?(к действию). Вспомните над каким разделом мы работаем.(СЛОВО). С чего начнём работу? (с повторения)
Карта памяти
речь
слово
орфограммы
части
н
а
а партах карточки (
- Сегодня мы пройдёмся …какую дорожку вы выбираете?(дети расселяют зашифрованные орфограммы, знаки)
Опасные места
Речь
Состав слова
После расселения орфограмм
Запись словарных слов:
суббота,класс,коллектив,русский,
группа
(в уголке «Готовься к словарному диктанту»
Работа с деформированным предложением(индивид.+групп.)
Каждый составляет свое предложение, вместе строят текст.
Какие у вас будут замечания по тексту?
Для чего служит?
Где находится в слове?
- Подберите слова с корнем –ход-(самостоятельно,записать)
Докажите свой выбор. -Какая часть слова выделена? Подумайте и запишите кратко в тетради.(эталон) Какой части слова не указано?
Можно ли эти слова назвать однокоренными?
- Сейчас я подскажу вам корень к которому вы подберёте родственные слова.
Загадка
Запишите только отгадку.(снег)
Теперь все части слова собраны ,но как-то порядок нарушен.Кто из вас правильно расставит всё на свои места?
Есть ли среди однокоренных слов ,вами подобранных ,слово к данной схеме?
Учитель предлагает свое слово –СНЕГОПАД
Разберите его по составу.
2. Выявление места и причины затруднения
- Какое слово разбирали? Как вы рассуждали?
Где возникло затруднение? Чего мы не знаем?(как образуются эти слова)
Какую цель поставите перед собой?(узнать)
Слова эти какие?
- Так какая тема нашего урока?
- Я предлагаю вам план исследования
- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу
3.Открытие новых знаний.
1) Исследование №1. Образование сложных слов.
- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?) - Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей) - А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение) - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)
На доске появляется запись: -нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-,
- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание) - Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)- Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, сварит,) - Что мы сейчас складывали? (части слова в слова) - Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)
-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)
-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)
Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 8).
- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)
-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар)
-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)
-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования
Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)
- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.
- Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог )
- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)
- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.
-Как образовались слова кашевар, пылесос?(. пыль+сосёт, каша+варит)
Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?
(е, о)
- Итак,отметим это в «Листе исследований»
Исследование №3.Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана.( какую роль играют сложные слова в речи?)
Давайте подойдём к тексту ,увидели ли вы сложные слова? Назовите.
-А что означает слово рыболов? (Человек который любит ловить рыбу)
-Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или предложение Человек, который любит ловить рыбу) (слово рыболов)
Вернёмся к нашему слову в котором у нас возникло затруднение снегопад(выпадение снега в большом количестве)
-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований». Формулировка правила.
-Давайте обобщим всё, что мы узнали.
-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них) - Проверим себя, прочитав правило в учебнике - Прочитайте это правило с удивлением. - А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».
На отдельных листах схему сложного слова.(защита проекта)
2) Работа по учебнику.
а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.
Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.
– Из каких слов сложилось это слово?
– Сколько в нём корней? (Два.)
– Выпишите это слово и выделите в нём корни.
б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.
– В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.)
– Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)
– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)
– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод-и с корнем пад-.)
Обобщение- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся)
5 Домашнее задание.(дифференцированно по выбору учащихся )
-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: зелёную и розовую. На зелёной карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
6. Итог урока. -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.
7. Рефлексия. - В конце урока предлагаю побывать скалолазами(альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.
-Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).