kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме " Произношение и написание слов с сочетаниями "жи", "ши".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить знания обучающихся о произношении и написании слов с сочетаниями "жи", "ши", развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, орфографическую зоркость, логическое мышление, воспитывать толерантность. Конспект урока содержит комплекс упражнений, состоящий из дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Регулярное  выполнение данного комплекса способствует исправлению фонетических нарушений речи. Будет полезен для учителей начальных классов в период обучения грамоте, особенно в сельской местности, где нет возможности заниматься с логопедом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе по теме " Произношение и написание слов с сочетаниями "жи", "ши".»

Конспект урока русского языка в 1 классе.

(Программа «Школа России»)

Тема: произношение и написание слов с сочетаниями «жи», «ши».

Цель: обобщить знания обучающихся о произношении и написании слов с сочетаниями «жи», «ши». Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, орфографическую зоркость, логическое мышление. Воспитывать толерантность.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, плакат с записью плана урока , (можно записать маркером на магнитной доске)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1. Обсуждение плана урока

У. Предлагаю вам обсудить план нашего урока.

На доске запись

План урока

  • Как называется государство, в котором я живу?

  • «Дежурное правило»

  • Игра «Слышим и пишем»

  • Выбираем задание из учебника (электронное приложение к учебнику «Русский язык»)

  • Какой у нас получился урок?

У. Нравится вам этот план? Может быть, вы хотите что-нибудь изменить в нём?

У. Давайте настроимся на хорошую работу, а для этого выполним речевую зарядку.

Сначала сделаем упражнения для правильного дыхания.

  1. Упражнение «Сильный ветер». (Сделать глубокий вдох, щёки надуваем, положение языка произвольное и дуем как можно сильнее). Ветер улетел. А мы теперь пойдём гулять на луг. Сколько цветов!

  2. Упражнение «Понюхать цветок». (Глубоко вдохнуть и выдохнуть, как бы улавливая аромат цветов).

  3. Упражнение «Хорошо пахнет». (Понюхать цветок, на выдохе плавно произнести «хорошо», ещё раз со словами «очень хорошо» и ещё раз с фразой «как хорошо пахнет»)

  4. Упражнение «Одуванчик». А теперь представьте, что ваш кулачок – это одуванчик. Подуем на одуванчик. ( Дуем легко, узкой струёй воздуха). Одуванчик раскрылся. (Разжимаем кулачок)

У. На уроке мы, как всегда, будем произносить много разных звуков, и читать слова и предложения. Что нам будет помогать в этом?

Зубки (провести языком по верхним зубам), язычок (вытянули острый язычок) и губки (вытянули губы трубочкой, растянули губки в улыбке).

Но, кажется, они пока непослушные. Особенно язычок. Сделаем специальную гимнастику.

  1. Упражнение «Качели». Покачаем язычок на качелях . Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижние зубы с внутренней стороны. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5. Менять положение языка 4-6 раз. Вот так язычок катается – вверх-вниз, вверх-вниз.

  2. Упражнение «Лошадка». Покатаем язычок на лошадке. Скачет лошадка, копыта цокают. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, как лошадка цокает. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен поворачиваться внутрь.

Лошадка скачет всё быстрее и быстрее. Выполнять упражнение, ускоряя темп.

3.Упражнение «Жабе жарко»

Лето, жара, духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Покажи, как она отдувается. Широкий кончик языка зажать передними зубами. Выдыхать воздух через щёки. Во время выдоха равномерно похлопывать пальцами по щекам, от чего получается хлюпающий звук.

У. Но на уроке мы не только произносим звуки, но и пишем. Поэтому выполним гимнастику и для пальчиков.

«Пальчики»

Вот за партами ребята

(Раздвинули широко пальцы)

Расшалились, как котята

(Шевелим пальцами)

Парты пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

(Подушечками пальцев трём о парту)

Наши пальцы, как котята,

Тоже вздумали играть.

(Стучим подушечками пальцев по парте)

Что за ловкие ребята!

(Пальцы переплетаются)

Как же можно их ругать?!

2.Минутка чистописания.

У. Как называется государство, в котором мы живём?

Д. Россия.

У. Мы сегодня поучимся правильно писать это слово.

Прописываем словарное слово в тетрадях.

У. Да, Россия. Наша Родина – Россия. (На экране карта России) Посмотрите, насколько велики её просторы! Как много на её территории лесов, рек, озёр! И конечно много различных городов и посёлков, станиц и деревень, где живём и мы с вами, и другие россияне. Россияне – какое красивое слово! А кто это? Давайте посмотрим фотографии народов населяющих Россию. Но какой бы не были национальности люди, живущие на территории России, государственным языком для всех является русский язык. И у нас сейчас урок русского языка.

II. Обобщение знаний о произношении и написании слов с сочетаниями «жи», «ши».

У. Что же мы будем делать дальше на уроке? Какой у нас следующий пункт плана?

Д. «Дежурное» правило.



Мы поиграем в игру «Один и много». Я называю слово, обозначающее один предмет, а вы называете слово, обозначающее много предметов. Слова, которые назовёте вы, мы запишем в тетрадь.

Малыш ( малыши), этаж (этажи), стриж (стрижи), ландыш (ландыши).

У. Кто догадался, о каком правиле мы сегодня говорим?

Д. Сочетания «жи», «ши» пиши с буквой «и».

У. Правильно. Подчеркните эти сочетания в написанных словах.

У. Почему мы должны помнить правильное написание этих сочетаний?

Д. Потому что можно сделать ошибку. Вместо буквы «и» можно написать букву «Ы»

У. Почему же можно допустить такую ошибку? Давайте подумаем вместе.

Я предлагаю поработать в парах, подумать над звуковой характеристикой слогов

ТИ

ЖИ

ШИ

У. Какой вывод можно сделать?

Объединимся в группы по 4 человека и сделаем вывод.

Подойти к каждой группе и выслушать ответ, сказанный шёпотом.

О своих выводах скажет та группа детей, которая сформулировала свой ответ более правильно и быстрее других.

Д. Звуки [ж], [ш] всегда твёрдые и поэтому слышится звук [ы], а не звук [и]. У. Какой звук всегда твёрдый?

Д. Звук [ц]

У. Да. Эти три звука всегда твёрдые. На следующем уроке будем вспоминать о тех звуках, которые всегда мягкие.

III. У. А сейчас поиграем в игру «Слышим и пишем».

Лыжи, шишки, ужи.

Соединить с транскрипцией слов.

У. Запишем эти слова. Какое из этих слов лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово «ужи», потому что уж – это животное, а лыжи и шишки это неживые предметы.

У. Как ещё можно выделить лишнее слово?

Д. Придумайте предложение со словом «ужи». То предложение, которое вам понравится больше всего, мы запишем.

Выслушиваем придуманные предложения, записываем лучшее.

У. Устали? Давайте отдохнём.

Физкультминутка.

В лесу медведь-топтыжка,

(Постукивать кулачком по столу)

Собирает шишки.

(Сжимать и разжимать кулачки двух рук одновременно)

Собирает шишки, приговаривает:

(Сжимать и разжимать кулачки попеременно, то правый, то левый кулак)

«Шишку – дедушке,

(Оба кулака сжаты, на каждую строчку отгибать пальцы, начиная с больших пальцев)

Шишку – бабушке,

Шишку – папочке,

Шишку – мамочке

И сестрёнке – лапочке».

Раз, два, три, четыре, пять,

(Разжать все пальцы и загибать их под счёт)

Шишки буду я считать.

(Хлопать в ладоши в ритме стихотворной строки)

IV. Работа с электронным приложением к учебнику.

Отдохнули? Какой следующий пункт нашего плана?

У. Выберем задание для самостоятельной работы. Выбираем задание и выполняем его.

V. Рефлексия.

Какой у нас получился урок?

Что вам понравилось больше всего? Какая работа вызвала затруднения?

Оценивание урока можно провести с помощью вырезанных «лайков». «Положительная» оценка в красную коробочку, «отрицательная» в чёрную.

У. Благодарю всех за работу. Урок окончен.





Использованная литература:

  1. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М…, 1996 г.

  2. Скворцова И.В. «Логопедические игры» М…, 2008г

  3. Фототокова Т.А. , Ахутина Т.В. « Диагностика речевых нарушений школьников» М…, 2002 г.

  4. Школьник Ю.К. «Логопедия» М…, 2002г












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Абунаева Наталья Ивановна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Конспект урока русского языка "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" 1 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-bukvosochietaniia-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445872379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445879251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "план-конспект урока английского языка для 3 класса по учебнику "Forward" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-dlia-3-klassa-po-uchiebniku-forward"
    ["file_id"] => string(6) "146402"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171517"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по русскому языку в третьем классе по теме " Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_tretem_klasse_po_teme_odnokorennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "654112"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1720804341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства