Конспект урока русского языка в 1 классе по теме " Произношение и написание слов с сочетаниями "жи", "ши".
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме " Произношение и написание слов с сочетаниями "жи", "ши".
Цель урока: обобщить знания обучающихся о произношении и написании слов с сочетаниями "жи", "ши", развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, орфографическую зоркость, логическое мышление, воспитывать толерантность. Конспект урока содержит комплекс упражнений, состоящий из дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Регулярное выполнение данного комплекса способствует исправлению фонетических нарушений речи. Будет полезен для учителей начальных классов в период обучения грамоте, особенно в сельской местности, где нет возможности заниматься с логопедом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе по теме " Произношение и написание слов с сочетаниями "жи", "ши".»
Конспект урока русского языка в 1 классе.
(Программа «Школа России»)
Тема: произношение и написание слов с сочетаниями «жи», «ши».
Цель: обобщить знания обучающихся о произношении и написании слов с сочетаниями «жи», «ши». Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, орфографическую зоркость, логическое мышление. Воспитывать толерантность.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, плакат с записью плана урока , (можно записать маркером на магнитной доске)
Ход урока:
Организационный момент.
1. Обсуждение плана урока
У. Предлагаю вам обсудить план нашего урока.
На доске запись
План урока
Как называется государство, в котором я живу?
«Дежурное правило»
Игра «Слышим и пишем»
Выбираем задание из учебника (электронное приложение к учебнику «Русский язык»)
Какой у нас получился урок?
У. Нравится вам этот план? Может быть, вы хотите что-нибудь изменить в нём?
У. Давайте настроимся на хорошую работу, а для этого выполним речевую зарядку.
Сначала сделаем упражнения для правильного дыхания.
Упражнение «Сильный ветер». (Сделать глубокий вдох, щёки надуваем, положение языка произвольное и дуем как можно сильнее). Ветер улетел. А мы теперь пойдём гулять на луг. Сколько цветов!
Упражнение «Понюхать цветок». (Глубоко вдохнуть и выдохнуть, как бы улавливая аромат цветов).
Упражнение «Хорошо пахнет». (Понюхать цветок, на выдохе плавно произнести «хорошо», ещё раз со словами «очень хорошо» и ещё раз с фразой «как хорошо пахнет»)
Упражнение «Одуванчик». А теперь представьте, что ваш кулачок – это одуванчик. Подуем на одуванчик. ( Дуем легко, узкой струёйвоздуха). Одуванчик раскрылся. (Разжимаем кулачок)
У. На уроке мы, как всегда, будем произносить много разных звуков, и читать слова и предложения. Что нам будет помогать в этом?
Зубки (провести языком по верхним зубам), язычок (вытянули острыйязычок) и губки (вытянули губы трубочкой, растянули губки в улыбке).
Но, кажется, они пока непослушные. Особенно язычок. Сделаем специальную гимнастику.
Упражнение «Качели». Покачаем язычок на качелях . Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижние зубы с внутренней стороны. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5. Менять положение языка 4-6 раз. Вот так язычок катается – вверх-вниз, вверх-вниз.
Упражнение «Лошадка». Покатаем язычок на лошадке. Скачет лошадка, копыта цокают. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, как лошадка цокает. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен поворачиваться внутрь.
Лошадка скачет всё быстрее и быстрее. Выполнять упражнение, ускоряя темп.
3.Упражнение «Жабе жарко»
Лето, жара, духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Покажи, как она отдувается. Широкий кончик языка зажать передними зубами. Выдыхать воздух через щёки. Во время выдоха равномерно похлопывать пальцами по щекам, от чего получается хлюпающий звук.
У. Но на уроке мы не только произносим звуки, но и пишем. Поэтому выполним гимнастику и для пальчиков.
«Пальчики»
Вот за партами ребята
(Раздвинули широко пальцы)
Расшалились, как котята
(Шевелим пальцами)
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
(Подушечками пальцев трём о парту)
Наши пальцы, как котята,
Тоже вздумали играть.
(Стучим подушечками пальцев по парте)
Что за ловкие ребята!
(Пальцы переплетаются)
Как же можно их ругать?!
2.Минутка чистописания.
У. Как называется государство, в котором мы живём?
Д. Россия.
У. Мы сегодня поучимся правильно писать это слово.
Прописываем словарное слово в тетрадях.
У. Да, Россия. Наша Родина – Россия. (На экране карта России) Посмотрите, насколько велики её просторы! Как много на её территории лесов, рек, озёр! И конечно много различных городов и посёлков, станиц и деревень, где живём и мы с вами, и другие россияне. Россияне – какое красивое слово! А кто это? Давайте посмотрим фотографии народов населяющих Россию. Но какой бы не были национальности люди, живущие на территории России, государственным языком для всех является русский язык. И у нас сейчас урок русского языка.
II. Обобщение знаний о произношении и написании слов с сочетаниями «жи», «ши».
У. Что же мы будем делать дальше на уроке? Какой у нас следующий пункт плана?
Д. «Дежурное» правило.
Мы поиграем в игру «Один и много». Я называю слово, обозначающее один предмет, а вы называете слово, обозначающее много предметов. Слова, которые назовёте вы, мы запишем в тетрадь.