Сколько раз встречается крючок, короткая наклонная линия, крючок до середины?
Обведите элементы.
Сколько букв гласных звуков в слове?
Сколько в слове слогов?
Разделите на слоги.
Сколько букв в слове?
Сколько звуков?
Почему букв больше чем звуков?
группа
Прочитайте слово.
Какое опасное место в слове? (удвоенные согласные)
Отметьте указанные места (половина строки, третья часть, гнездышки и шалашики)
2. Что вы узнали на прошлых уроках? (Правила переноса слов)
1.Слова можно переносить по слогам.
2. Слова, состоящие из одного слога не переносятся.
3.Одну букву не переносят и не оставляют на строке.
Запишем слова, написание которых надо запомнить.
ученик
дорога
город
язык
Разделите их на слоги. Разделите для переноса.
В каких словах деление на слоги совпадает с делением для переноса (город, дорога). Докажите. (Мы знаем правило: слова можно переносить по слогам)
Какое слово переносить нельзя? Докажите. (Мы знаем правило: одну букву не переносят и не оставляют на строке).
В каких словах деление на слоги не совпадает с делением для переноса. (ученик) (Мы знаем правило: одну букву не переносят и не оставляют на строке).
Спишите слова.
группа
коньки
зайка
Разделите их на слоги.
Как можно разделить слово группа для переноса.
Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….
Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.
Задание было одно?
Почему результаты получились разные?
Что вы пока не знаете? (Правило переноса слов с удвоенными согласными).
Как можно разделить слова коньки для переноса.
Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….
Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.
Задание было одно?
Почему результаты получились разные? ( Мы не знаем правила переноса слов с ь)
ИЛИ. Если задание все правильно выполнили.
Докажите правилом. (Мы не знаем этого правила)
Что вы пока не знаете? (Правило переноса слов с ь)
Как можно разделить слова зайка для переноса.
Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….
Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.
Задание было одно?
Почему результаты получились разные? ( Мы не знаем правила переноса слов с Й)
Какая тема урока? (Правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание выполняли? (Мы должны были разделить слова группа, коньки, зайка для переноса.)
В чем возникло затруднение? (В делении слов для переноса и в объяснении правил.)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й )
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Назовите тему урока. (Правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й) (Тема появляется на доске)
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Открыть новые правила переноса, научиться переносить эти слова).(Цель появляется на доске)
Учитель открывает тему и цель урока на доске.
Сейчас вы поработаете в группе.
Вспомните правила работы в группах.
У вас есть лист, на котором «зашифровано», спрятано правило и план по которому вы будете работать.
Воспользуемся планом работы.
План работы (на доске)
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
3.Посмотреть, где стоит знак переноса
4.Сформулировать правило переноса слов.
Открыть новые правила переноса, научиться переносить эти слова 5. Реализация построенного проекта.
Дальнейшую работа проходит в группах. Группам предлагается задание:
I группа
II группа
I I I группа
зай-ка;
лай-ка;
вой-на.
Вывод: буква Й не отделяется от предыдущей буквы.
конь-ки;
боль-шой;
Буль-он;
Вывод: Ь знаки не отделяется от предыдущей буквы.
груп-па
кас-са;
ван-на;
Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.
На работу отвести 5 минут.
Где можно проверить свои выводы? (В учебнике)
Откройте учебник на странице 16-17.
Что теперь вы сможете делать? (Делить все слова для переноса)
Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1)Задание на доске. Дети записывают в тетрадь.
Разделить слова для переноса. Работаем по плану.
План.
1.Читаем слово.
2.Делим на слоги
3. Вспоминаем, какое правило подходит.
4. Записываем
Пальма, тайна, сумма, аллея, лень, работа.
2)Работа в парах.
Задание дано на карточках
кольцо –
мойка –
класс –
хоккей –
сумма –
туман –
Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу.
Кто из вас допустил ошибки?
В чем ваша ошибка?
Исправьте ошибки.
А как убедиться в том, что вы умеете делить все слова для переноса и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.).
Физминутка. Зарядка для глаз.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа на карточках.
Марина –
лилия –
зайчик –
мальчик –
русский –
На работу отводится 3 - 4 минуты.
Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает на доске образец.
Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.
Кто нашёл у себя ошибку?
Дети поднимают руки.
Молодцы! Вы очень внимательны!
У кого верно выполнены все задания?
Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Где пригодятся нам знания правил переноса? (При записи слов, предложений)
Упр. № 3, стр. 16
Найдите упр. № 3 на странице 16. Что нужно сделать в этом задании? (Списать первое предложение. Разделить слова для переноса.)
Учащиеся списывают предложения и объяснят деление слов для переноса.
№ 2, стр. 16 (в рабочей тетради).
Молодцы!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какова была цель вашего путешествия? (Открыть новые правила переноса, научиться переносить эти слова)
Достигли ли вы цели? Объясните. (Составили правила переноса с удвоенными согласными и буквами Й и Ь)
Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, похлопайте себе, если у вас были сомнения – разведите руки в стороны, а если вам требуется помощь – поднимите руку.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
Кто больше всех выручал вас на уроке? Кому бы вы сказали «спасибо»?