kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Состав слова. Закрепление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах

Цели урока:

обучающие:

  • закрепить знания учащихся о морфемах;
  • повторить  разбор  слово по составу
  • распознавать части слова
  • упражняться  в образовании новых  слов при помощи приставки и суффикса

развивающие:

  • развивать коммуникативные компетенции (речь, кругозор, мышление );
  • развивать умение анализировать состав слова,
  • находить пути решения проблемной  ситуации;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Состав слова. Закрепление"»

Урок русского языка 2»А» класс

Учитель: Пивень С.И. –

Тема урока:  Состав слова. Закрепление

Тип урока: закрепление

Методы и формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах

Цели урока:

"обучающие:

  • "закрепить знания учащихся о морфемах;

  • Повторить разбор слово по составу

  • распознавать части слова

  • упражняться в образовании новых слов при помощи приставки и суффикса

развивающие:

  • развивать коммуникативные компетенции (речь, кругозор, мышление );

  • развивать умение анализировать состав слова,

  • находить пути решения проблемной ситуации;

воспитательные:

  • прививать качество доброты к окружающим, к природе и животному миру;

  • воспитывать чувство коллективизма взаимовыручки;

  • прививать интерес к русскому языку

Оборудование:  презентация к уроку, видеоролик» Как люди помогают птицам в зимнее время» карточки с индивидуальными заданиями, лист само оценивания, алгоритм разбора слова по составу.

Ход урока

1 Организационный момент

-Психологический настрой

Дружно встанем и образуем в своих группах небольшой круг. Возьмёмся за руки, пожмем друг другу руку и произнесем слова:

Я желаю тебе добра

Ты желаешь мне добра

Мы желаем друг другу добра

И улыбнемся друг другу

Спасибо, займите свои места

Откроем тетрадь и запишем дату сегодняшнего урока, вид работы

На столе у каждого вас лежит ЛИСТ САМООЦЕНОВАНИЯ, который мы с вами будем заполнять в течение урока, и по результату - будет выставлена оценка в конце урока (+ правильно, - неправильно)

2. КАЛЛЕГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Ребята, вспомние ключевое слово нашего урока ДОБРО

- Произнесите хором ДОБРО

Какой 1 звук в этом слове (твердый, мягкий)

- Из предложенной строчки, выпишите только те слоги, в которых есть твердый согласный звук

До, де, ди, ду, дя, ды

- Прочитать слоги которые вы выписали

- Что общего (буква д) Характеристика буквы

На следующей строчке соблюдая все соединения мы с вами красиво запишем ключевое слово нашего урока Это - ДОБРО

Как вы понимаете слово «ДОБРО» - высказывание учащихся

Значение слова из словаря ДОБРО

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик» Как люди помогают птицам в зимнее время»

- После просмотра ролика вы должны будете ответить мне на вопросы

- Скажите о чем этот видеоролик?

- Какая основная мысль, идея?

- Что можно сказать о поступках ребят?

- Давайте это слово запишем рядам со словом добро

- Как эти слова можно назвать

- Почему?

Оценивание – само оценование ( посмотрите на сваю запись ,если она вам очень понравилась В листе самооценки находим графу Минутка чистописания и ставим себе оценку красиво, без поморок, соблюдали все соединения писали все буквы правильно, красиво тогда +; если небрежно каллиграфически не верно, оценку,-)

Хорошо, молодцы!

На протяжении всей жизни человек делает хорошие поступки и сегодня на уроке мы с вами будем делать добрые дела

3. Сообщение темы урока и постановка цели:

-Скажите схема чего изображена на доске?

- А теперь давайте попробуем определить тему урока «СОСТАВ СЛОВА»-

Какие цели мы поставит перед собой

- закрепить знания о составе слова

- учится разбирать слова по составу

- распознавать части слова

- образовывать новые слова при помощи приставки, суффикса

Молодцы! Но, прежде чем мы приступим к выполнению работы. Мы с вами должны повторить все правила, которые относятся к данной теме

4 Актуализация знаний. Повторение.

И проведем ее в виде игры «Снежки» - рассказываем правило группе, тихо, шепотом.

Оценивание оценивает сам себя ученик в графе «ПОВТОРЕНИЕ» рассказал правило -+, нет – Только те учащиеся которые рассказывали правило.

Правило мы повторили, теперь можем выполнять предложенные задания

Вспомните, из видеоролика кому сложно в зимнее время?

5 Словарная работа Слаид №

Записать название птиц

В…Р…БЕЙ, С…РОКА, В…РОНА

В зимнее время птицам страшен?.... (мороз)

Задание: вставит пропущенные буквы, объяснить

( безударные гласные в корне слова, запоминаем

- Что данные слова объединяет?

- Что разное?

Оценивание: -взаимопроверка поменялись тетрадями проверка с доской, выставление оценки в графе словарная работа, + все слова записаны верно и выделены орфограммы, если есть хоть1 ошибка -)

Вывод: Птицам в зимнее время СТРАШЕН: ХОЛОД И ГОЛОД

6. Упражнения для закрепления темы Слаид №

Коллективная работа

- К слову МОРОЗ подобрать и записать 2 однокоренных слова,

1 слово – признак предмета – записывает учение

2 слово – действие предмета – записывает ученик

Мороз- морозный, морозит.

- Как можно назвать записанные слова ?

- Почему?

- Задание: Выделите общую часть слов

- Прочитайте слова второй строчки

Слова: МОРОЗ,ХОЛОД,СТУЖА.

- Как вы считаете ,будут ли эти слова однокоренными?

- Почему?

Вывод: слова близкие по значению и имеющие общую часть называются однокоренными слов

Выделите окончания в однокоренных словах

МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, МОРОЗИТ.

В следующем задании мы пронаблюдаем над ролью окончания .

- Какое правило вы знаете про окончание?

ОКОНЧАНИЕ –изменяемая часть слова которая служит для связи слов в предложении

Работа в группе

Задание: Вставь пропущенные буквы, объясни.

Соедини слова в предложения, для этого в некоторых словах нужно будет изменить окончания

1гр. Трудно, птица, з…ма. ( Трудно птицам зимой.)

2гр. …ни, нуждаются, в, помощь, и заботе, люд. (Они нуждаются в помощи и заботе людей)

3гр. З…ма, птица, не, так, страшен, холо.., как, голо…. .( Зимой птицам не так страшен холод как голод)

Д/задание Найти 1 слово предмет, выдели в нем корень, окончание.

Проверка: по цвету снежинок (голуб- голуб; бел – бел; жел – жел.)

-Про составлении предложения какую часть слова меняли?

- Для чего?

Вывод: окончание изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

Прочитайте полученный предложения, у нас получился небольшой рассказ.

- О какой проблеме птиц вы узнали из текста

Д/ задание Построить кормушки, постоянно насыпать в него корм



7 ФИЗМИНУТКА Белые снежинки…..



8. Какие части слов служат для образования новых слов?(приставка, суффикс)

Работа в паре - карточка

1 гр.


на

за

сыпало








2 гр.

Сделай самостоятельными новые слова

Суффиксы: -ок- , -ушк-

Лес…, зим….а

3 гр.

Измени словосочетания так, чтобы в одном слове добавить приставку, а в другом слове суффикс

---------строят гор..у

Проверка взаимопроверка

Вывод:

Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс это часть слова которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Оценивание: Упражнение для закрепление – оценили работу сами – по итогу выполнения

Про зиму всегда говорят что она суровая,

А как ласково назвать зиму- ЗИМУШКА

-Повторить алгоритм разбора слова по составу

( расположить схемы слов в нужном порядке) – работа в группе

Коллективная работа разбор слова ЗИМУШКА – с объяснением

Самостоятельная работа по группам

1гр. Кормушка

2гр. Холодная

3гр. Закружила

Проверка: обменялись группы тетрадями 1-3; 3-1; 2- сами – ответы на доске

Оценивание – занести оценки в лист оценивания



9. Творческая работа

Музыка – щебетание птиц,

- Вспомните, как летом птицы щебетали

Как сейчас? Почему?

И наш долг…….. – высказывание учащихся(

Вывод: помочь пернатым друзьям, потом они вас за это отблагодарят.

Составление памятки «ПОМОГИ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ!»

Работа в группах

-Каждая группа выбирает только те предложения, которые подходят

И вывешивают на доску

Защита памятки

Ребята, давайте вспомним ключевое слово нашего урока ДОБРО

-Оцените свои поступки

-Можете ли вы сказать о себе, что выделаете добрые поступки

Пример…..

Твори добра на радость людям!

10 Итог урока

Я- знаю, умею, могу

Работа по листу оценивания –итог Шкала 5 –«5»; 4-«4»; 3-«3»

Рефлексия «Лестница успеха» (клеим снежинки)

Голубая- все усвоил, нет вопросов

Белая – не все усвоил, есть вопросы

Жёлтая – не усвоил много вопросов

Спасибо за урок.



































Добро, добрый, добренький.

О ком можно сказать ДОБРЕНЬКИЙ ( высказывание учащихся)

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик

«Как люди помогают птицам в зимнее время»

- Скажите, пожалуйста, В чем заключается основная мысль , идея ролика? ( то что ребята совершают добрые поступки, заботятся о птицах в зимнее время) Молодцы, спасибо.

3. Определение темы урока, постановка цели

- Как одним словом можно назвать это обозначение ( составные части слова)

- Из этого высказывания мы можем определить тему урока Состав слова

- Какие цели поставим перед собой по данной теме:

- закрепить знания по теме Состав слова

- учиться разбирать слова по составу

- распознавать части слова

- отрабатывать и закреплять полученные знания

Спасибо , молодцы

Но прежде чем приступить к выполнениям заданий давайте мы с вами повторим все правила по данной теме

4. Актуализация знаний (повторение)

Игра «Снежки» (работа в группах)

На доске схема – опора «СОСТАВА СЛОВА»

(окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс)

Передавая «комочек» по кругу вы по порядку рассказываете тихо шепотом правила ребятам из группы.

- Чья группа закончит работу перекидывает «комочек» учителю- после завершения работы

- Для чего вам нужна данная схема (чтобы правильно проводить разбор слова по составу)

ОЦЕНИВАНИЕ – лист оценивания( все кто отвечал правило ставят+,-)

5 Словарная работа: Слайд №1 – птицы

К нам сегодня тоже прилетели гости

Картинный диктант (выпадают картинки, затем к ним слова с пропущенными бувами)

Картинки и снизу слова с пропущенными безударными гласными буквами

( в…р..бей, с…рока, в…рона, м…роз)

Задание: - выделить ударный, безударный слог

- Что объединяет данные слова? (группа, предмет, сочетания –оро-. 2 слога)

- Какое слово будет «лишним»

- По каким признакам определили что оно «лишнее»? (2 сл. и относится к явлению природы)

Проверка: (работа в паре)- с доской

(оценка на оценочном листе – правильно +,-)

- Как вы думаете Почему слово МОРОЗ я взяла в одну группу с птицами. (Потому что в морозные дни очень тяжело приходится птицам)

ОЦЕНИВАНИЕ – лис оценивания

5. Упражнения для закрепления темы: -коллективная работа

К Слову мороз подобрать и записать 2 однокоренных слова( обозначающий признак предмета и действие предмета)

Мороз- морозный, морозит.

- Как называются данные слова. Доказать.

- Можно ли назвать данные слова однокоренными? Слаид №

- Выделить общую часть - корень

Слова: Мороз, холод, стужа – ( слова близкие по значению, но не имеют общей части – корня – это слова синонимы)

Вывод: Слова близкие по смыслу и имеющие общую часть называются однокоренными- Значит первая строчка слов однокоренные слова

Задание – выделите окончание в однокоренных словах

-Что вы можете сказать про окончание в однокоренных словах ( оно разное)

В следующем задание мы пронаблюдаем над ролью окончанию

Работа по группам

Задание слаид №-

Соедини слова в предложение, для этого в некоторых словах нужно будет изменить окончания

- Сначала обсудите в группе, потом запишите предложение

1гр Трудно, птица, зима. (Трудно птицам зимой)

2гр. Они, нуждаются, в, помощь, и, заботе, людей. (Они нуждаются в помощи и заботе людей.)

3гр. Зима, птица, не, так, страшен, холода, как, голод.(Зимой птицам не так страшен холод как голод)

-Проверка с доской 1, 2,3 предложений

- Чтение полученных предложений

- Какая мысль во всех этих 3 предложениях ( птицам сложно в зимнее время и они нуждаются в заботе людей)

Задание: - найди слова предметы – выдели в них корень, окончание

ОЦЕНИВАНИЕ ( лист оценивания +,-)

Вывод: Окончание это изменяемая часть слова и служит для связи слов в предложении

6 ФИМИНУТКА с презентацией «Белые снежинки….)



7.Какие части слов служат для образования новых слов?(приставка, суффикс)

Работа по группам в паре - карточка

1 гр.


по

за

кружить









пере

по

зимовать









об

за

лепить








2 гр.

Сделай самостоятельными новые слова

Суффиксы: –ик-, -ок- , -ек-.

Лес…, звер…

Суффиксы: -к-

Птич…а, синич…а

Суффикс - ушк-

Зим…….а, корм…….а

3 гр.

Измени словосочетания так, чтобы в одном слове добавить приставку, а в другом слове суффикс

---------кружись снеж…..и

---------строят гор..у

------пороши…о снеж…ом

Проверка ученик из 1, 2 группы( поочереди) зачитывает словосочетание и

Делает вывод приставка стоит ….. и служит для…..

суффикс стоит…… и служит для …….

Выставляется оценка если записано верно– (лист оценивания +,-)

Задание:- коллективно 1 ученик у доски

Записать слова разобрать по составу СНЕЖНАЯ

Самостоятельная работа

- разобрать по составу слова

1гр КОРМУШКА

2 гр. ХОЛОДНАЯ

3гр. ЗАКРУЖИЛА

Проверка 1 ученик – зачитывает

Вывод: При разборе слов по составу мы опираемся на алгоритм Разбора слова по составу (окон, основа, корень, приставка или суффикс если есть)

Оценивание- лист оценивания ( если правильно =,-)

8. Творческая работа ( работа по группам)

Мы с вами в протяжения урока выполняли задания по закреплению нашей темы состав слова и говорили, что в зимнее время очень сложно приходится нашим пернатым друзьям. Мы должны как то тоже оказать свою помощь птицам зимой

1гр. Составить из рассыпанных слов предложение

ПТИЦАМ, ЗИМУЮЩИМ, ПОМОГИ!

2 гр. Посади на кормушку всех зимующих птиц которые живут в нашем (городе)

( ворона, воробей, сорока, синица…)

3гр. Составь памятку (выбери только те, предложения которые подходят)

- Построй кормушку для птиц

- Подкармливай птиц зимой

- Чисть кормушки от снега.

- Не забывай насыпать корм.

- Не распугивай птиц воле кормушки

- Не корми птиц зимой.

- Ломай кормушки

ЗАЩИТА по 1 ученику с группы вывешиваются на доску –

( лист оценивания +,-)

Стихотворение Поделитесь с птицами едой

И они отплатят доброй песней

Ну а с песней жить то интересней

До ста лет всё будешь молодой!



9. Итог урока Рефлексия

Слаид №

Я-

Работа по листу оценивания 5+ =»5»

4-3+ =»4»

Лестница успеха ( из конверта снежинки- приклеить)

Голубая - все усвоил, нет вопросов

Белая – не все усвоил, есть вопросы

Желтая – не усвоил, много вопросов

Спасибо за урок!

( Детям и гостя по конфетке СНЕЖОК- коробочка)







































Алгоритм

разбора слова по составу























-

























-




















Окончание





Корень



Основа слова



Приставка





Суффикс

























-









Лист самооценки

Ф. уч-ка

1

М/чистоп

2

С/раб

3

Повтор

4

Упр. для закреп

5

Твор /р

Общее

Кол бал

Оценка









Лист самооценки

Ф. уч-ка

1

М/чистоп

2

С/раб

3

Повтор

4

Упр. для закреп

5

Твор /р

Общее

Кол бал

Оценка











Лист самооценки

Ф. уч-ка

1

М/чистоп

2

С/раб

3

Повтор

4

Упр. для закреп

5

Твор /р

Общее

Кол бал

Оценка











Лист самооценки

Ф. уч-ка

1

М/чистоп

2

С/раб

3

Повтор

4

Упр. для закреп

5

Твор /р

Общее

Кол бал

Оценка











Лист самооценки

Ф.уч-ка

1

М/чистоп

2

С/раб

3

Повтор

4

Упр. для закреп

5

Твор /р

Общее

Кол бал

Оценка













Алгоритм

разбора слова по составу




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Состав слова. Закрепление"

Автор: Пивень Светлана Ивановна

Дата: 07.05.2016

Номер свидетельства: 324759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему: "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekturokanatiemusostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "287744"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454519266"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока русского языка на тему "Состав слова ""
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_sostav_slova"
    ["file_id"] => string(6) "552129"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590960026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства