прививать качество доброты к окружающим, к природе и животному миру;
воспитывать чувство коллективизма взаимовыручки;
прививать интерес к русскому языку
Оборудование: презентация к уроку, видеоролик» Как люди помогают птицам в зимнее время» карточки с индивидуальными заданиями, лист само оценивания, алгоритм разбора слова по составу.
Ход урока
1 Организационный момент
-Психологический настрой
Дружно встанем и образуем в своих группах небольшой круг. Возьмёмся за руки, пожмем друг другу руку и произнесем слова:
Я желаю тебе добра
Ты желаешь мне добра
Мы желаем друг другу добра
И улыбнемся друг другу
Спасибо, займите свои места
Откроем тетрадь и запишем дату сегодняшнего урока, вид работы
На столе у каждого вас лежит ЛИСТ САМООЦЕНОВАНИЯ, который мы с вами будем заполнять в течение урока, и по результату - будет выставлена оценка в конце урока (+ правильно, - неправильно)
2. КАЛЛЕГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Ребята, вспомние ключевое слово нашего урока ДОБРО
- Произнесите хором ДОБРО
Какой 1 звук в этом слове (твердый, мягкий)
- Из предложенной строчки, выпишите только те слоги, в которых есть твердый согласный звук
До, де, ди, ду, дя, ды
- Прочитать слоги которые вы выписали
- Что общего (буква д) Характеристика буквы
На следующей строчке соблюдая все соединения мы с вами красиво запишем ключевое слово нашего урока Это - ДОБРО
Как вы понимаете слово «ДОБРО» - высказывание учащихся
Значение слова из словаря ДОБРО –
- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик» Как люди помогают птицам в зимнее время»
- После просмотра ролика вы должны будете ответить мне на вопросы
- Скажите о чем этот видеоролик?
- Какая основная мысль, идея?
- Что можно сказать о поступках ребят?
- Давайте это слово запишем рядам со словом добро
- Как эти слова можно назвать
- Почему?
Оценивание – само оценование ( посмотрите на сваю запись ,если она вам очень понравилась В листе самооценки находим графу Минутка чистописания и ставим себе оценку красиво, без поморок, соблюдали все соединения писали все буквы правильно, красиво тогда +; если небрежно каллиграфически не верно, оценку,-)
Хорошо, молодцы!
На протяжении всей жизни человек делает хорошие поступки и сегодня на уроке мы с вами будем делать добрые дела
3. Сообщение темы урока и постановка цели:
-Скажите схема чего изображена на доске?
- А теперь давайте попробуем определить тему урока «СОСТАВ СЛОВА»-
Какие цели мы поставит перед собой
- закрепить знания о составе слова
- учится разбирать слова по составу
- распознавать части слова
- образовывать новые слова при помощи приставки, суффикса
Молодцы! Но, прежде чем мы приступим к выполнению работы. Мы с вами должны повторить все правила, которые относятся к данной теме
4 Актуализация знаний. Повторение.
И проведем ее в виде игры «Снежки» - рассказываем правило группе, тихо, шепотом.
Оценивание оценивает сам себя ученик в графе «ПОВТОРЕНИЕ» рассказал правило -+, нет – Только те учащиеся которые рассказывали правило.
Правило мы повторили, теперь можем выполнять предложенные задания
Вспомните, из видеоролика кому сложно в зимнее время?
5 Словарная работа Слаид №
Записать название птиц
В…Р…БЕЙ, С…РОКА, В…РОНА
В зимнее время птицам страшен?.... (мороз)
Задание: вставит пропущенные буквы, объяснить
( безударные гласные в корне слова, запоминаем
- Что данные слова объединяет?
- Что разное?
Оценивание: -взаимопроверка поменялись тетрадями проверка с доской, выставление оценки в графе словарная работа, + все слова записаны верно и выделены орфограммы, если есть хоть1 ошибка -)
Вывод: Птицам в зимнее время СТРАШЕН: ХОЛОД И ГОЛОД
6. Упражнения для закрепления темы Слаид №
Коллективная работа
- К слову МОРОЗ подобрать и записать 2 однокоренных слова,
1 слово – признак предмета – записывает учение
2 слово – действие предмета – записывает ученик
Мороз- морозный, морозит.
- Как можно назвать записанные слова ?
- Почему?
- Задание: Выделите общую часть слов
- Прочитайте слова второй строчки
Слова: МОРОЗ,ХОЛОД,СТУЖА.
- Как вы считаете ,будут ли эти слова однокоренными?
- Почему?
Вывод: слова близкие по значению и имеющие общую часть называются однокоренными слов
Выделите окончания в однокоренных словах
МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, МОРОЗИТ.
В следующем задании мы пронаблюдаем над ролью окончания .
- Какое правило вы знаете про окончание?
ОКОНЧАНИЕ –изменяемая часть слова которая служит для связи слов в предложении
Работа в группе
Задание: Вставь пропущенные буквы, объясни.
Соедини слова в предложения, для этого в некоторых словах нужно будет изменить окончания
1гр. Трудно, птица, з…ма. ( Трудно птицам зимой.)
2гр. …ни, нуждаются, в, помощь, и заботе, люд. (Они нуждаются в помощи и заботе людей)
3гр. З…ма, птица, не, так, страшен, холо.., как, голо…. .( Зимой птицам не так страшен холод как голод)
Д/задание Найти 1 слово предмет, выдели в нем корень, окончание.
Проверка: по цвету снежинок (голуб- голуб; бел – бел; жел – жел.)
-Про составлении предложения какую часть слова меняли?
- Для чего?
Вывод: окончание изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении
Прочитайте полученный предложения, у нас получился небольшой рассказ.
- О какой проблеме птиц вы узнали из текста
Д/ задание Построить кормушки, постоянно насыпать в него корм
7 ФИЗМИНУТКА Белые снежинки…..
8. Какие части слов служат для образования новых слов?(приставка, суффикс)
Работа в паре - карточка
1 гр.
на
за
сыпало
2 гр.
Сделай самостоятельными новые слова
Суффиксы: -ок- , -ушк-
Лес…, зим….а
3 гр.
Измени словосочетания так, чтобы в одном слове добавить приставку, а в другом слове суффикс
---------строят гор..у
Проверка взаимопроверка
Вывод:
Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс это часть слова которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Оценивание: Упражнение для закрепление – оценили работу сами – по итогу выполнения
Про зиму всегда говорят что она суровая,
А как ласково назвать зиму- ЗИМУШКА
-Повторить алгоритм разбора слова по составу
( расположить схемы слов в нужном порядке) – работа в группе
Коллективная работа разбор слова ЗИМУШКА – с объяснением
Самостоятельная работа по группам
1гр. Кормушка
2гр. Холодная
3гр. Закружила
Проверка: обменялись группы тетрадями 1-3; 3-1; 2- сами – ответы на доске
Оценивание – занести оценки в лист оценивания
9. Творческая работа
Музыка – щебетание птиц,
- Вспомните, как летом птицы щебетали
Как сейчас? Почему?
И наш долг…….. – высказывание учащихся(
Вывод: помочь пернатым друзьям, потом они вас за это отблагодарят.
Составление памятки «ПОМОГИ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ!»
Работа в группах
-Каждая группа выбирает только те предложения, которые подходят
И вывешивают на доску
Защита памятки
Ребята, давайте вспомним ключевое слово нашего урока ДОБРО
-Оцените свои поступки
-Можете ли вы сказать о себе, что выделаетедобрые поступки
Пример…..
Твори добра на радость людям!
10 Итог урока
Я- знаю, умею, могу
Работа по листу оценивания –итог Шкала 5 –«5»; 4-«4»; 3-«3»
Рефлексия «Лестница успеха» (клеим снежинки)
Голубая- все усвоил, нет вопросов
Белая – не все усвоил, есть вопросы
Жёлтая – не усвоил много вопросов
Спасибо за урок.
Добро, добрый, добренький.
О ком можно сказать ДОБРЕНЬКИЙ ( высказывание учащихся)
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик
«Как люди помогают птицам в зимнее время»
- Скажите, пожалуйста, В чем заключается основная мысль , идея ролика? ( то что ребята совершают добрые поступки, заботятся о птицах в зимнее время) Молодцы, спасибо.
3. Определение темы урока, постановка цели
- Как одним словом можно назвать это обозначение ( составные части слова)
- Из этого высказывания мы можем определить тему урока Состав слова
- Какие цели поставим перед собой по данной теме:
- закрепить знания по теме Состав слова
- учиться разбирать слова по составу
- распознавать части слова
- отрабатывать и закреплять полученные знания
Спасибо , молодцы
Но прежде чем приступить к выполнениям заданий давайте мы с вами повторим все правила по данной теме
4. Актуализация знаний (повторение)
Игра «Снежки» (работа в группах)
На доске схема – опора «СОСТАВА СЛОВА»
(окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс)
Передавая «комочек» по кругу вы по порядку рассказываете тихо шепотом правила ребятам из группы.
- Чья группа закончит работу перекидывает «комочек» учителю- после завершения работы
- Для чего вам нужна данная схема (чтобы правильно проводить разбор слова по составу)
ОЦЕНИВАНИЕ – лист оценивания( все кто отвечал правило ставят+,-)
5 Словарная работа: Слайд №1 – птицы
К нам сегодня тоже прилетели гости
Картинный диктант (выпадают картинки, затем к ним слова с пропущенными бувами)
Картинки и снизу слова с пропущенными безударными гласными буквами
( в…р..бей, с…рока, в…рона, м…роз)
Задание: - выделить ударный, безударный слог
- Что объединяет данные слова? (группа, предмет, сочетания –оро-. 2 слога)
- Какое слово будет «лишним»
- По каким признакам определили что оно «лишнее»? (2 сл. и относится к явлению природы)
Проверка: (работа в паре)- с доской
(оценка на оценочном листе – правильно +,-)
- Как вы думаете Почему слово МОРОЗ я взяла в одну группу с птицами. (Потому что в морозные дни очень тяжело приходится птицам)
ОЦЕНИВАНИЕ – лис оценивания
5. Упражнения для закрепления темы: -коллективная работа
К Слову мороз подобрать и записать 2 однокоренных слова( обозначающий признак предмета и действие предмета)
Мороз- морозный, морозит.
- Как называются данные слова. Доказать.
- Можно ли назвать данные слова однокоренными? Слаид №
- Выделить общую часть - корень
Слова: Мороз, холод, стужа – ( слова близкие по значению, но не имеют общей части – корня – это слова синонимы)
Вывод: Слова близкие по смыслу и имеющие общую часть называются однокоренными- Значит первая строчка слов однокоренные слова
Задание – выделите окончание в однокоренных словах
-Что вы можете сказать про окончание в однокоренных словах ( оно разное)
В следующем задание мы пронаблюдаем над ролью окончанию
Работа по группам
Задание слаид №-
Соедини слова в предложение, для этого в некоторых словах нужно будет изменить окончания
- Сначалаобсудите в группе, потом запишите предложение
1гр Трудно, птица, зима. (Трудно птицам зимой)
2гр. Они, нуждаются, в, помощь, и, заботе, людей. (Они нуждаются в помощи и заботе людей.)
3гр. Зима, птица, не, так, страшен, холода, как, голод.(Зимой птицам не так страшен холод как голод)
-Проверка с доской 1, 2,3 предложений
- Чтение полученных предложений
- Какая мысль во всех этих 3 предложениях ( птицам сложно в зимнее время и они нуждаются в заботе людей)
Задание: - найди слова предметы – выдели в них корень, окончание
ОЦЕНИВАНИЕ ( лист оценивания +,-)
Вывод:Окончание это изменяемая часть слова и служит для связи слов в предложении
6 ФИМИНУТКА с презентацией «Белые снежинки….)
7.Какие части слов служат для образования новых слов?(приставка, суффикс)
Работа по группам в паре - карточка
1 гр.
по
за
кружить
пере
по
зимовать
об
за
лепить
2 гр.
Сделай самостоятельными новые слова
Суффиксы: –ик-, -ок- , -ек-.
Лес…, звер…
Суффиксы: -к-
Птич…а, синич…а
Суффикс - ушк-
Зим…….а, корм…….а
3 гр.
Измени словосочетания так, чтобы в одном слове добавить приставку, а в другом слове суффикс
---------кружись снеж…..и
---------строят гор..у
------пороши…о снеж…ом
Проверка ученик из 1, 2 группы( поочереди) зачитывает словосочетание и
Делает вывод приставка стоит ….. и служит для…..
суффикс стоит…… и служит для …….
Выставляется оценка если записано верно– (лист оценивания +,-)
Задание:- коллективно 1 ученик у доски
Записать слова разобрать по составу СНЕЖНАЯ
Самостоятельная работа
- разобрать по составу слова
1гр КОРМУШКА
2 гр. ХОЛОДНАЯ
3гр. ЗАКРУЖИЛА
Проверка 1 ученик – зачитывает
Вывод: При разборе слов по составу мы опираемся на алгоритм Разбора слова по составу (окон, основа, корень, приставка или суффикс если есть)
Оценивание- лист оценивания ( если правильно =,-)
8. Творческая работа ( работа по группам)
Мы с вами в протяжения урока выполняли задания по закреплению нашей темы состав слова и говорили, что в зимнее время очень сложно приходится нашим пернатым друзьям. Мы должны как то тоже оказать свою помощь птицам зимой
1гр. Составить из рассыпанных слов предложение
ПТИЦАМ, ЗИМУЮЩИМ, ПОМОГИ!
2 гр. Посади на кормушку всех зимующих птиц которые живут в нашем (городе)
( ворона, воробей, сорока, синица…)
3гр. Составь памятку (выбери только те, предложения которые подходят)
- Построй кормушку для птиц
- Подкармливай птиц зимой
- Чисть кормушки от снега.
- Не забывай насыпать корм.
- Не распугивай птиц воле кормушки
- Не корми птиц зимой.
- Ломай кормушки
ЗАЩИТА по 1 ученику с группы вывешиваются на доску –
( лист оценивания +,-)
Стихотворение Поделитесь с птицами едой
И они отплатят доброй песней
Ну а с песней жить то интересней
До ста лет всё будешь молодой!
9. Итог урока Рефлексия
Слаид №
Я-
Работа по листу оценивания 5+ =»5»
4-3+ =»4»
Лестница успеха ( из конверта снежинки- приклеить)