kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Состав слова "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Состав слова

Педагогическая цель

Закрепление знаний  по теме состав слова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Состав слова "»

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»





Технологическая карта урока русского языка,

проведенного в 4 классе МБОУ СОШ №7 г. Шахты

студенткой ГБПОУ РО «ШПК»

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Колотуша Анастасией Романовной

Учитель 4 класса: Тарасюк Ольга Петровна
















Целевой блок

Тема

Состав слова

Педагогическая цель

Закрепление знаний по теме состав слова

Планируемые образовательные результаты

Предметные: закреплять знания о морфологии

закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова»,

прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознают свои возможности в учении.

Метапредметные:

-регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачу урока после предварительного обсуждения.

-познавательные: планировать свою работу по повторению изученного ранее материала; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей, учащихся: речи, внимания, мышления, наблюдательности; развитие интереса к способам учебной деятельности.

Воспитательные: воспитание уважения друг к другу; воспитание любви к русскому языку.

Тип урока

Открытие нового знания

Методы и формы обучения

Словесные (рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные (показ).

Фронтальная и индивидуальная формы работы.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 4 класс УМК «Школа России»

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, доска, презентация.

Для учащихся: учебники, рабочие тетради.

Организационно-деятельностный блок

Организация пространства

Классная комната

Межпредметные связи

Литературное чтение

Действия обучающихся

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Проведение итогов беседы с обучающимися по содержанию урока.


План урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма.

  3. Выявление всех изученных понятий и правил по теме.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение знаний о понятии / правиле.

  6. Итог урока. Рефлексия.

  7. Этап объяснения домашнего задания.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудится.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Ребята, на уроке нам сегодня предстоит серьёзная работа, чтобы преодолеть все трудности нам нужен серьёзный настрой на работу и хорошее настроение.




Приветствуют учителя, садятся









Оформлять свои мысли в устной речи; слушать других.

Актуализация знаний

- Из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.

  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!

  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

По вертикали в выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока.

-Какова тема урока?

-Цель урока «Обобщение знаний по теме…»

- Чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно поставить задачи.

1. Мы вспомним, что такое морфема и какие морфемы слова есть.

2. Мы выполним практические задания.

3. Мы вспомним, как проводить разбор глаголов.

- Сегодня мы будем работать по плану, обратите внимание на план.

1. Мы вспомним, какие морфемы слова есть.

2. Мы выполним практические задания.

3. Мы вспомним, как проводить разбор глаголов.







Дети внимательно слушают учителя






Обращают внимание на план










-Морфемы

-Состав слова


Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма


-Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? 

-Что такое морфема?

Послушайте одноклассников, которые приготовили стихи к этому уроку:

  1. Слово делится на части,
    Ах, какое это счастье!
    Может каждый грамотей
    Сделать слово из частей!

  1. Если знаешь части слова,
    То напишешь их толково.
    Помни при разборе слова
    Окончанье и основу
    Первым делом находи.
    После корня будет суффикс,
    А приставки – впереди.

  1. Корень слова – значимая часть.
    Над словами родственными держит власть.
    Выясни умело линию родства –
    Однокоренные подбери слова.

  1. У корней иных, представьте-ка,
    Есть дама гордая – Приставка,
    Стоит всегда лишь перед ним.
    За корнем суффиксу нашлось местечко,
    Заняв его, конечно, он сел навечно.

  1. Часть слова, которая изменяется,
    Окончанием называется.
    Остальную же часть слова
    Именуем мы основой.

  1. Много с буквами хлопот,
    Уж такой они народ.
    Но когда с умом, толково
    Их построишь в чёткий ряд, -
    Превратятся буквы в слово
    И с тобой заговорят!

-Спасибо, ребята помогли нам вспомнить, какие морфемы у слова есть? -Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу

-Молодцы, ребята, мы выполнили 1 пункт плана.

-Теперь выполним практические задания, а они будут в игровой форме.

Игра «Разбери матрёшку» 

- В России сложилось несколько центров по производству матрешки, в том числе и в Семёнове. Семёновская матрёшка одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается букет из разных цветов.

Технологический процесс изготовления матрешки довольно сложен. Он длится более 20 дней.

Выточенную на токарном станке куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала три-четыре раза и сушат поочередно при комнатной температуре. После этого расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки поделен на три операции. Одни художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек, другие закрашивают платок и фартук одним цветом - кроют, а третьи художницы украшают фартук и платок цветами. Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре 20-30 градусов С. В этом состоит отличие технологии изготовления матрешки от хохломской росписи, где одна художница расписывает изделие от начала до конца, а продукция проходит горячую закалку при температуре 130 град. С.

            Все художественные изделия создаются благодаря традициям, пришедшим из глубины веков, умению и труду современных мастеров и мастериц, их любви к своему делу.

Хохломская матрешка из Семенова - душа России. Любуйтесь «хохломской матрешкой»! 

К доске приглашаются 3 человека

На доске карточки со словами:

подносчики     перевозчики     обходчики

Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на доске появляется следующая запись:

Подносчики

Перевозчики

Обходчики

подносчик

перевозчик

обходчик

поднос

перевоз

обход

нос

воз

ход

- Без какой части слово не может жить?

-Как называются слова одного корня?

-Какие слова называют родственными?

-Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?




-Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.

-Это часть слова

-пересказывает правило




































- Приставка, корень, суффикс и окончание














Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения




Выявление всех изученных понятий и правил по теме


Игра «Четвёртое лишнее» 

  1. Горка, сгорел, пригорок, горняк.

  2. Кость, коснуться, костный, косточка.

  3. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

  4. Носить, носовой, носик, нос.

  5. Лесник, лес, лестница, безлесный.

-Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора!

Игра «Замени одним словом» 

А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

  1. Любитель книг.

  2. Машина, которая возит молоко. 

  3. Рабочий, который варит сталь. 

  4. Машина, которая сама летает. 

  5. Человек, который разводит птиц. 

  6. Прибор, который измельчает мясо. 

  7. Человек, который пасёт свиней. 

  8. Машина, которая косит траву для сена. 

-Итак, мы выполнили практические задания.














-книголюб

-молоковоз

-сталевар

-самолет

-птицевод

-мясорубка

-свинопас

-сенокосилка



Планировать свою работу по повторению изученного ранее материала; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;















Физминутка










- Физминутка у нас будет не простая, а с секретом, будьте внимательны.

Ну-ка встали по порядку,

На веселую зарядку!

Руки кверху подняли,

А потом их отпустили.

А потом их развернули

И к себе прижми скорей.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

-Сели за парты, вспомнили правила посадки!

Дети слушаю учителя


Дети повторяют движения







Обобщение знаний о понятии / правиле


- Ребята, вы отдохнули, теперь можем приступать к работе.

Большое количество ошибок всегда допускается при разборе глаголов. Какие правила нужно помнить, чтобы не допускать ошибок?

  1. Формообразующие суффиксы в основу не входят. Какие суффиксы называют формообразующими и почему?

  2. Не путать личные окончания глаголы с суффиксами. Как различить глаголы с ться и тся?

  3. Возвратные глаголы имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.

На доске следующие слова:

Кататься, убегала, ленишься, научусь, причесался, наклоняется, обрадуют, развеселимся, отбросить, приснилась.

-Выполним задание «Посели слово в свой домик»

- Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:

 

-отлично справились, вспомнили сложности.

- 3 пункт плана можно считать выполненными.




Дети выполняют задание




-ть, л

- с помощью формообразующих суффиксов образуются формы слова






Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы





Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний





Итог урока. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Итак, давайте обобщим все что мы вспомнили на уроке.

- Что такое морфема?

- Входит суффикс -л- в основу слова или нет?

-Какие морфемы вы знаете?

-Продолжите предложения

1. Я считаю, что занятие было

интересным ___________________ скучным.

2.Я научился

многому _______________________ малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно __________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в дискуссии

часто _________________________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен______________________ не доволен

Вы хорошо поработали на уроке.

Урок окончен. До свидания!


- Откройте дневники и запишите домашнее задание .

Стр. 130 упражнения 280,281

-Нет

- нескольких морфем.

-Это часть слова

- Приставка, корень, суффикс и окончание




Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы





Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Состав слова "

Автор: Анастасия Романовна Колотуша

Дата: 01.06.2020

Номер свидетельства: 552129

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок русского языка Тема: Состав слова."
    ["seo_title"] => string(38) "urok_russkogo_iazyka_tema_sostav_slova"
    ["file_id"] => string(6) "489365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544161676"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства