Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку о знакомстве с дополнением»
Дата:11.03. 2016 г. План – конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Учитель:Айтжанова Г.Л.
Тема: Дополнение. Тип урока: комбинированный.
Цель: Сформировать представление о дополнении как второстепенном члене.
Задачи урока:
1. Учащиеся смогут находить дополнение в предложении, ставить к нему вопросы.
2. Развивать мышление, память, внимание.
3. Содействовать воспитанию любви к родной природе.
Оборудование: компьютер, тесты, карточки.
Ход урока:
I. Орг. момент. Тренинг «Правила по кругу».-Назови главные члены предложения. -На какие вопросы отвечает подлежащее? –Сказуемое? –Что такое словосочетание? –Является ли предложение словосочетанием? –Назови второстепенные члены предложения. –На какие вопросы отвечает определение? –Что вы знаете о дополнении?
-Сегодня у нас необычный урок. Урок –исследование.
-Что такое исследование?
- Для чего нужно исследование?
- Как называют людей, которые проводят исследования?
- Сегодня каждого из вас можно назвать исследователями.
-Подберём существительные, которые нужны в работе любого исследователя.(Доброта, внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность.)
II. Актуализация приобретённых знаний.
-Настоящим исследователям еще нужен хороший багаж знаний. Проверим с каким багажом знаний вы пришли на урок.
Каждой группе необходимо списать и отобрать только слова по своей теме из упр.200 с.92.
1 группа : Отбирают слова по теме: « Имя существительное».
2группа: Отбирает слова на тему: «Главные члены предложения»
3группа: Отбирает слова на тему: «Падежи»
III. Подготовка к усвоению нового материала.
-Исследователю нужен объект исследования, за чем он будет наблюдать. Объектом нашего исследования будет: Дополнение ( на доске)
- Что можем сказать про это слово? Оно новое для нас?
Это не только объект, но и тема нашего урока. Запишите её на маршрутных листах.
- Поставим цель на урок. ( Слово дополнение мы используем в речи, когда что-то дополняем.
- Мы должны узнать, что такое дополнение в русском языке.)
- Слово не зря называется дополнение. Подумаем над его значением.
-Что значит дополнять? Делать каким? (Раз тема нашего урока дополнение, то оно будет что-то дополнять.Делать понятным, большим, целым…)
- Подумаем, когда работает исследователь?
Что он делает, изучая предмет.
- Зачем, с какой целью? - Но перед тем, как сделать выводы ему нужно проанализировать.
После составления детьми алгоритма работы, на доске появляется план.(Исследователь, наблюдает за предметом или объектом, чтобы потом сделать выводы.
Учащиеся самостоятельно выделяют алгоритм исследования.
Наблюдаю. Анализирую. Делаю выводы. ) Слайд 1.
IV. Усвоение нового материала. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательства)
4.1 Совместная поисковая деятельность.
- У меня на доске, у вас на маршрутных листах записаны два предложения. Слайд 3.
-Прочитаем их. Прочитайте задания.
-Понятно задание? Приступайте к работе. (по окончании работы 1 ученик работает у доски, остальные проверяют)
- Что общего в предложениях?
-Чем отличаются?
- Какова роль второстепенного члена?
-Какое слово он поясняет?
-Зададим вопрос. Соединим их стрелочкой. Над главным словом поставим крестик. Что можем у этого слова определить? (определим падеж)
4.2. Исследовательская работа в парах.
-Продолжим наблюдения. Правило с.92.
Вот так и будем называть этот второстепенный член – дополнением.
Можем ли на этом остановиться, прекратить исследование? (Весь маршрут исследования мы прошли?)
4.3 Групповая поисковая деятельность.
-Переходим ко 2 шагу работы – анализирую.
Анализировать будем в группах. Посмотрите на алгоритм работы. (слайд)
1. Какими членами предложения являются слова?
2. Какова их роль?
3. Определите у слов часть речи.
4. Свяжите их с главными членами стрелочками с вопросами.
5. Определите у этих слов падежи.
-- Что обнаружили о дополнении во время анализа? Пользуйтесь опорой.
(Дополнение - это, второстепенный член предложения, который дополняет главные члены. Это существительное, в косвенном падеже)
Дополнение подчеркивается отрывистой линией.
- Проанализировали?
-Что осталось сделать?
- В качестве вывода составим памятку «Как найти дополнение». Вы уже это делали. расскажите с чего вы начинали? Что делали потом?
Примерные ответы:
Выделяли в предложении главные члены.
Смотрели на второстепенные члены, искали существительные.
Связывали с главными.
Определяли падеж.
Если падеж косвенный, подчеркивали.Упр.201по группам.