1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Здравствуйте, меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. -Мы начинаем наш урок, садитесь. Динь динь - динь, звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. | Подготовка класса к работе. Обучаемые приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя. | Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: Целеполагание |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | (2 слайд) Откройте тетради, запишите сегодняшнее число …. Классная работа. - Начнём наш урок с чистописания. - Пропишите элементы букв и буквы по образцу (образец на доске), по одной строчке. Пишем красиво, аккуратно.
-Молодцы! (3 слайд) Словарная работа. - Разгадайте словарные слова. - Первое слово начинается на « ог». - Посмотрите на рисунок. Что это? - Слово рассыпалось «токарельф». - Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». - Отгадайте слово по лексическому значению. (4 слайд) Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. - Отгадайте загадку. Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. – Спишите словарные слова, выделите ударные и безударные гласные. | Пишут в своих тетрадях число и «классная работа». Прописывают элементы букв и буквы. огурец помидор картофель горох земляника яблоко Списывают словарные слова с экрана, выделяя ударные и безударные гласные. | Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона |
3. Постановка учебной задачи | - Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам. - О какой части речи на уроке пойдёт речь? - Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают. | Отгадывают загадку. об имени существительном | Личностные: Постановка вопросов Познавательные: Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы Регулятивные: Планирование, прогнозирование Коммуникативные: Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
4. Освоение (изучение) нового материала | (5 слайд) Учитель берет ручку у ученика и спрашивает: -Ребята, что у меня в руке? - Чья ручка? - Запишите предложение: Ручка моя. - Составьте ещё одно предложение о портфеле. -Запишите это предложение себе в тетради. - Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово ручка? -Подберите предметы, к названию которых можно добавить слово «моя» или заменить их словом «она». -Существительные, к которым можно поставить слово «моя» или заменить их словом «она», относятся к существительным женского рода. (6 слайд) Учитель берёт у ученика пенал и спрашивает: - Чей пенал? - Запишите предложение: Пенал мой. - Составьте ещё одно предложение о пенале. - Запишите это предложение себе в тетради. - Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово пенал? - Теперь подберите предметы, к названию которых можно добавить слово «мой» или заменить их словом «он». - Существительные, к которым можно поставить слово «мой» или заменить их словом «он», относятся к существительным мужского рода. (7 слайд) Учитель берёт у себя со стола яблоко и задает вопрос: - Чьё яблоко? Учитель отвечает вместе с детьми: -Моё - Запишите предложение: Яблоко моё. - Составьте ещё одно предложение о яблоке? - Запишите это предложение себе в тетради. - А какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово яблоко? - Теперь подберите предметы, к названию которых можно добавить слово «моё» или заменить их словом «оно». -Молодцы! - Существительные, к которым можно поставить слово «моё» или заменить их словом «оно», относятся к существительным мужского рода. -Откроем учебник на странице 75, выполним упражнение 129. Учитель вызывает выборочно учащихся к доске. (8 слайд) -Посмотрите на экран. Определите род имён существительных: - На доске слова, вам нужно определить род имён существительных. (9 слайд) - Составьте и запишите словосочетания из существительных и прилагательных: Заяц, машина, солнце, тополь, самолёт, собака, мост, мышка, поле. - Поднимите руки, кто выполнил задание? -Давайте проверим с вами это упражнение. - Молодцы! | Ручка моя Ручка шариковая. (синяя) Она шариковая. Приводят примеры: Моя тетрадь. Она зелёная. Моя точилка. Она острая и т.д. Внимательно слушают учителя. Мой Пенал большой. Он большой. Приводят примеры: Мой карандаш. Он черный. Мой портфель. Он большой и т.д. Моё Яблоко красное. Оно красное. Приводят примеры: Моё молоко. Оно теплое. Моё перо. Оно мягкое и. т.д. Ученик читает задание. Выходят по одному к доске и выполняют упражнение. Выходят по одному к доске и определяют род имён существительных: солнце – оно, моё – ср.р., сумка – она, моя – ж.р., нож- он, мой – м.р и т.д. Выполняют упражнение у себя в тетрадях. Поднимают руки Проверяют вместе с учителем упражнение | Личностные: Самоопределение Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний, выделение смыслового содержания Коммуникативные: Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновать свою точку зрения |
5. Динамическая пауза | (10 слайд) - Сейчас мы с вами немножко отдохнём Я буду вам называть слова, а вы должны будите определить на слух род. Учитель называет имена существительные, если оно: М. р. – хлопают, Ж. р. – дети поднимают руки вверх, Ср. р. – приседают. Слова: мальчик, морковь, молоко, карандаш, растение, цветок, девочка, солнце, отражение, кошка, крот, ручка, рыба, телефон, яблоко, вилка, конь, доска, море, вода, солдат, врач. -Молодцы! | Выполняют упражнение. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Я вам сейчас раздам листочки с заданием, вам нужно будет из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее и объяснить, почему вы его вычеркнули. Работать будем в парах. 1) Проводник, футболист, плотник, умница. 2) Машинист, балерина, уборщица, учительница. 3) Кухня, окно, спальня, земля. 4) Урок, портфель, речь, герой. 5) Мальчик, девочка, ручка, бабушка. 6) Карамель, солнце, кошка, машина. 7) Лента, иголка, булавка, нож. - Поднимите руки, кто всё сделал? - Проверяем упражнение. - Молодцы! | Внимательно слушают учителя. В первом ряду лишнее слово «умница», так как проводник, переводчик, футболист – м.р., а умница –ж.р.. Во втором ряду лишнее слово «машинист», так как балерина, уборщица, учительница – ж.р., а машинист – м.р.. В третьем ряду лишнее слово «окно», так как кухня, спальня, земля – ж.р., а семя – ср.р.. В четвертом ряду лишнее слово «речь», так как урок, портфель, герой - м.р., а речь – ж.р.. В пятом ряду лишнее слово « мальчик», так как девочка, ручка, бабушка – ж.р., а мальчик - м.р.. В шестом ряду лишнее слово «солнце», так как карамель, кошка, машина – ж.р., а солнце ср.р.. В седьмом ряду лишнее слово «нож», так как лента, иголка, булавка – ж.р., а нож – м.р.. Поднимают руки Проверяют упражнение вместе с учителем. | Личностные: Самоопределение, стремление к творческой самореализации Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
7. Рефлексия | - Что нового вы узнали на уроке? - С какой темой познакомились на уроке русского языка? - Как определить род имени существительного? - Понравился ли вам сегодняшний урок? - Оцените свою работу и работу своей группы с помощью сигнальных карточек. - Кто сегодня поставил бы себе 4 или 5 поднимите зеленую карточку. Кто считает, что не достаточно сегодня работал, то красную. (11 слайд) | Ученики отвечают, что они узнали нового на уроке. С темой «Род имен существительных» Отвечают на вопрос. Да Оценивают свою работу на уроке. | Личностные: Смыслообразование Регулятивные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: Рефлексия |