kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: "Род имён существительных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:  научиться распознавать род имён существительных.

Задачи:

  • формировать умение определять род имён прилагательных;
  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать;
  • формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух;
  • воспитывать любовь к русскому языку, коллективизм, взаимопомощь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Род имён существительных".»

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Здравствуйте, меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

-Мы начинаем наш урок, садитесь.

Динь динь - динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

Подготовка класса к работе.

Обучаемые приветствуют учителя.


Внимательно слушают учителя.

Личностные:

Самоопределение


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

Целеполагание

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(2 слайд)

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число …. Классная работа.

- Начнём наш урок с чистописания.

- Пропишите элементы букв и буквы по образцу (образец на доске), по одной строчке. Пишем красиво, аккуратно.

-Молодцы!

(3 слайд)

Словарная работа.

- Разгадайте словарные слова.

- Первое слово начинается на « ог».

- Посмотрите на рисунок. Что это?

- Слово рассыпалось «токарельф».

- Вставьте пропущенные буквы «г - - -х».

- Отгадайте слово по лексическому значению.

(4 слайд)

Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета.

- Отгадайте загадку.

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.

– Спишите словарные слова, выделите ударные и безударные гласные.


Пишут в своих тетрадях число и «классная работа».

Прописывают элементы букв и буквы.












огурец

помидор

картофель

горох





земляника




яблоко


Списывают словарные слова с экрана, выделяя ударные и безударные гласные.



Познавательные:

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона

3. Постановка учебной задачи

- Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

даю названье всем предметам.


- О какой части речи на уроке пойдёт речь?


- Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают.


Отгадывают загадку.



об имени существительном

Личностные:

Постановка вопросов

Познавательные:

Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование

Коммуникативные:

Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

4. Освоение (изучение) нового материала

(5 слайд)

Учитель берет ручку у ученика и спрашивает:

-Ребята, что у меня в руке?

- Чья ручка?

- Запишите предложение: Ручка моя.

- Составьте ещё одно предложение о портфеле.

-Запишите это предложение себе в тетради.

- Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово ручка?

-Подберите предметы, к названию которых можно добавить слово «моя» или заменить их словом «она».


-Существительные, к которым можно поставить слово «моя» или заменить их словом «она», относятся к существительным женского рода.

(6 слайд)

Учитель берёт у ученика пенал и спрашивает:

- Чей пенал?

- Запишите предложение: Пенал мой.

- Составьте ещё одно предложение о пенале.

- Запишите это предложение себе в тетради.

- Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово пенал?

- Теперь подберите предметы, к названию которых можно добавить слово «мой» или заменить их словом «он».


- Существительные, к которым можно поставить слово «мой» или заменить их словом «он», относятся к существительным мужского рода.

(7 слайд)

Учитель берёт у себя со стола яблоко и задает вопрос:

- Чьё яблоко?

Учитель отвечает вместе с детьми:

-Моё

- Запишите предложение: Яблоко моё.

- Составьте ещё одно предложение о яблоке?

- Запишите это предложение себе в тетради.

- А какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово яблоко?

- Теперь подберите предметы, к названию которых можно добавить слово «моё» или заменить их словом «оно».


-Молодцы!

- Существительные, к которым можно поставить слово «моё» или заменить их словом «оно», относятся к существительным мужского рода.


-Откроем учебник на странице 75, выполним упражнение 129.

Учитель вызывает выборочно учащихся к доске.


(8 слайд)

-Посмотрите на экран.

Определите род имён существительных:

- На доске слова, вам нужно определить род имён существительных.





(9 слайд)

- Составьте и запишите словосочетания из существительных и прилагательных:

Заяц, машина, солнце, тополь, самолёт, собака, мост, мышка, поле.

- Поднимите руки, кто выполнил задание?

-Давайте проверим с вами это упражнение.

- Молодцы!





Ручка

моя


Ручка шариковая. (синяя)




Она шариковая.



Приводят примеры:

Моя тетрадь. Она зелёная. Моя точилка. Она острая и т.д.

Внимательно слушают учителя.






Мой


Пенал большой.




Он большой.



Приводят примеры:

Мой карандаш. Он черный. Мой портфель. Он большой и т.д.








Моё



Яблоко красное.




Оно красное.



Приводят примеры:

Моё молоко. Оно теплое. Моё перо. Оно мягкое и. т.д.







Ученик читает задание.

Выходят по одному к доске и выполняют упражнение.





Выходят по одному к доске и определяют род имён существительных: солнце – оно, моё – ср.р., сумка – она, моя – ж.р., нож- он, мой – м.р и т.д.



Выполняют упражнение у себя в тетрадях.

Поднимают руки

Проверяют вместе с учителем упражнение

Личностные:

Самоопределение

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний, выделение смыслового содержания

Коммуникативные:

Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновать свою точку зрения

5. Динамическая пауза

(10 слайд)

- Сейчас мы с вами немножко отдохнём

Я буду вам называть слова, а вы должны будите определить на слух род.

Учитель называет имена существительные, если оно:

М. р. – хлопают,

Ж. р. – дети поднимают руки вверх,

Ср. р. – приседают.

Слова: мальчик, морковь, молоко, карандаш, растение, цветок, девочка, солнце, отражение, кошка, крот, ручка, рыба, телефон, яблоко, вилка, конь, доска, море, вода, солдат, врач.

-Молодцы!


Выполняют упражнение.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Я вам сейчас раздам листочки с заданием, вам нужно будет из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее и объяснить, почему вы его вычеркнули. Работать будем в парах.

1) Проводник, футболист, плотник, умница.




2) Машинист, балерина, уборщица, учительница.




3) Кухня, окно, спальня, земля.




4) Урок, портфель, речь, герой.




5) Мальчик, девочка, ручка, бабушка.




6) Карамель, солнце, кошка, машина.




7) Лента, иголка, булавка, нож.




- Поднимите руки, кто всё сделал?

- Проверяем упражнение.



- Молодцы!

Внимательно слушают учителя.




В первом ряду лишнее слово «умница», так как проводник, переводчик, футболист – м.р., а умница –ж.р..

Во втором ряду лишнее слово «машинист», так как балерина, уборщица, учительница – ж.р., а машинист – м.р..

В третьем ряду лишнее слово «окно», так как кухня, спальня, земля – ж.р., а семя – ср.р..

В четвертом ряду лишнее слово «речь», так как урок, портфель, герой - м.р., а речь – ж.р..

В пятом ряду лишнее слово « мальчик», так как девочка, ручка, бабушка – ж.р., а мальчик - м.р..

В шестом ряду лишнее слово «солнце», так как карамель, кошка, машина – ж.р., а солнце ср.р..

В седьмом ряду лишнее слово «нож», так как лента, иголка, булавка – ж.р., а нож – м.р..

Поднимают руки

Проверяют упражнение вместе с учителем.




Личностные: Самоопределение, стремление к творческой самореализации

Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

7. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?



- С какой темой познакомились на уроке русского языка?

- Как определить род имени существительного?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?


- Оцените свою работу и работу своей группы с помощью сигнальных карточек.


- Кто сегодня поставил бы себе 4 или 5 поднимите зеленую карточку. Кто считает, что не достаточно сегодня работал, то красную.


(11 слайд)


Ученики отвечают, что они узнали нового на уроке.

С темой «Род имен существительных»

Отвечают на вопрос.


Да


Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: Смыслообразование

Регулятивные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: "Род имён существительных".

Автор: Сайгашкина Дарья Александровна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#942 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#964 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока по русскому языку на тему "Род имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_rod_imion_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "392704"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487271522"
  }
}
object(ArrayObject)#942 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#964 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме:«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672275"
  }
}
object(ArrayObject)#942 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства