Конспект урока по русскому языку "Имена существительные"
Конспект урока по русскому языку "Имена существительные"
Цели: Формирование предметных умений: Определять грамматические признаки имени существительного.Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, карточки для групповой работы. Презентация.
Ход урока.
Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
-Внимание! Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо - под рукой! -Проверим готовность к уроку.
2. Чистописание - Кто на все руки, у того нет скуки.
- Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.
4. Выявление места и причины затруднения.
- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.
Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «-».
(Приложение №1).
Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание.
- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?
Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».
Формулирование проблемы, планирование.
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным существительным. У некоторых детей возникают частные моменты, например, слово «трава» относится к одушевленным или неодушевленным существительным.
5.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
- Что вы узнаете сегодня на уроке? Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
Какая сегодня тема урока? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. СЛАЙД 6
- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «-» превратились в «+».
- Какими способами мы сможем добиться этого?
Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения и т.п.
6.Открытие нового знания. Прочитайте еще раз слова, записанные на доске. (сорока,, ворона, коньки, корова, мороз)- На какие группы их можно разделить?
- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?
- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?
Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?)
Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.СЛАЙД 7
Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.
Слайд 8. (табличка на доску) Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
Слайд 9. (табличка на доску)
Первичное закрепление. Слайд 10 -14
Работа в группах. Каждой группе даны 3 разноуровневых задания.
Если среди слов есть «лишние» или те, которые не смогли никуда определить, пишите их внизу.
2 задание. 2 уровень (продуктивный)
Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными. «…Но пенятся, пенятся, волны – кудряшки, на речке барашки, барашки, барашки…» В стаде были овечки и барашки.
В лесу, осеннею порой, частые гости грибники и грибницы. Гриб срезать надо осторожно, чтобы не повредить грибницу.
3 задание. 3 уровень (творческий)
Прочитайте слова.
Норка
Свинка
Шах
Галочка
Ласка
Собачка
Составьте 2 предложения с любым из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.
А теперь давайте проверим, как вы справились с заданиями. Ответственный ученик в группе зачитайте свои ответы. (одновременно на слайдах появляются ответы на задания 1 и 2).
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
8. Физминутка (СЛАЙДЫ 15 – 21)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа по учебнику.
Стр. 51, упр 86 Выпишите сначала одушевлённые имена существительные, потом неодушевлённые им. существительные.
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные.
Фронтальная работа по вариантам.
I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.
- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.
Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?
I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?
II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
Домашнее задание. Раб.тетрадь с.27 упр.56
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Что нового узнали?
- Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше «+», или остались «-»
-Что такое имя существительное?
- На какие группы делятся имена существительные?
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?
Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает апплодисменты.
Приложение №1.
« Я знаю, я умею, я могу»
Ф.И._______________________________
В начале урока
В конце урока
1
Я знаю, что такое имена существительные.
«+» или «- »
«+» или «- »
2
Я умею находить существительные среди других слов.
«+» или «- »
«+» или «- »
3
Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
«+» или «- »
«+» или «- »
4
Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.