III | Целеполагание | Создает ситуацию познавательных противоречий. Предлагает школьникам сформулировать тему урока по опорным словам, составленным из первых букв названий животных и растений. Слайд 2. (На слайде картинки с изображением животных и растений нашей республики) -- Из первых букв названий составьте слова. - Попробуйте составить предложение из этих слов. - Какая тема нашего урока? ( На слайде открывается запись Будь природе другом!) Слайд 3. - Давайте определим, с какой целью мы будем это изучать? | Рассматривают картинки и называют животных и растений. Составляют слова из первых букв. Формулируют тему урока. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты формулировок целей, участвуют в их обсуждении. |
Личностные УУД Нравственно – этическая ориентация Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества Регулятивные УУД принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.
|
IV V | Открытие нового знания
Релаксация | Организует работу с целью открытия нового знания. Слайд 4 – В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней. Побуждает учащихся к анализу проблемной ситуации, ее решению. Организует подводящий диалог. – В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? – Почему в лесу надо соблюдать тишину? – Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды. – Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке. – Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом! Слайд 5, – Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? Организует работу в парах с раздаточным материалом (опорами – схемами). Организует беседу: - Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах.
– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем лишь помочь природе. – При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Рассмотрите их. Слайд 6. – Какой формы эти знаки? – Какого цвета у них окантовка? – О чем это нам говорит? – Правильно. Это запрещающие знаки. Организует проговаривание нового знания. . - О чем говорят эти знаки? Сообщает, что в лесу нашли бельчонка. Предлагает обсудить ситуацию. - Как бы вы поступили? Физминутка (под запись «Голоса леса). Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! |
.
Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы.
Обсуждают учебную проблему.
Высказывают свое мнение.
Подбирают знаки к ситуации.
Рассматривают сюжеты на знаках.
Проговаривают правила поведения в природе. Обсуждают, высказывают свое мнение.
(Дети маршируют на месте.) (Ладонь прикладывают к глазам.) (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.) (Машут руками.) (Хлопают в ладоши.) (Топают ногами.) (Маршируют, делают вдох-выдох) (Дети садятся на свои места.) |
Коммуникативные УУД Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.
Познавательные УУД Логические Установление причинно – следственных связей. Общеучебные – поиск и выделение информации.
Познавательные УУД Общеучебные – знаково – символические.
Личностные УУД Действие нравственного - эстетического оценивания
|
V I
VII | Закрепления материала.
Продолжение закрепления темы. | Организует работу в группах – Все вы сейчас будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране. – К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе «Комитета по охране природы». Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе. – Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений) - Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников. – Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела. – Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками. – Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе. Карточка 1 (Отдел охраны зверей) 1. Отгадайте загадки: – Я – зверек, лесной, Встал, как столбик, под сосной И стою среди травы – Уши больше головы. (Заяц)
Кто зимой, забыв тревоги, Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живет И орешки грызет. (Белка) 2. Расскажите об одном из этих животных по плану: Внешний вид. Место обитания. Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.) Чем питается? Почему человек истребляет? 3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании» 4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям. Карточка 2 (Отдел охраны птиц) 1. Отгадайте загадки: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней. Кто же это? (Соловей)
Пестрая крякуша Ловит лягушек (Утка)
В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель!» И ставит подпись… (Дятел) 2. Расскажите об одной из этих птиц по плану: Внешний вид. Место обитания. Есть ли у этой птицы особенности, какие? Чем питается? Почему истребляется человеком? 3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании» 4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам. Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых) 1. Отгадайте загадки: Я – пятнистая букашка, Если в руки попаду – Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. (Божья коровка)
Не птичка, А с пестрыми крыльями. (Бабочка)
Летит – пищит, Сядет – молчит; Кто его убьет, Тот свою кровь прольет. (Комар) 2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану: Внешний вид. Место обитания. Чем интересно насекомое? Чем питается? Почему человек истребляет? 3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании» 4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым. Карточка № 4 (Отдел охраны растений) 1. Отгадайте загадки: Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – И остался стебелек. (Одуванчик)
Стоит красавица на полянке: В белом сарафане, В зеленом полушалке. (Береза) 2. Расскажите об одном из этих растений по плану: Внешний вид. Где растет? Чем интересно растение? Как человек использует? 3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании» 4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям. – Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов. Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников. На экране выводится свод правил. -Сравните свои правила с теми, что даются в учебнике. Слайд 7.
Работа с учебником. Чтение материала в учебнике. - Что из прочитанного не прозвучало на уроке? |
Дети переходят в группы. Выбирают начальников отдела. Дети обсуждают, угадывают, составляют описание. Рисуют знаки, составляют свод законов. Выступают ребята со своими сообщениями. Сравнивают свои ответы с материалом в учебнике. . Дети читают текст. Определяют новую информацию | Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества.
Познавательные УУД. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные УУД. Составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества, умение выслушивать и строить правильную речь. |