План – конспект урока окружающего мира
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель: учащиеся должны иметь представление о круговороте воды в природе.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с круговоротом воды в природе, закрепить знания свойств воды и их взаимосвязью, учить аргументировать свои умозаключения на основе полученных знаний;
Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся, интерес к окружающему миру; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное; развивать навыки самостоятельности с использованием информационно-компьютерных технологий; продолжить обучение новым приёмам работы на интерактивной доске.
Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Оборудование: - приборы и инструменты для проведения опыта: (спиртовка, ёмкость для нагревания воды, вода, ёмкость со снегом);
- презентация по теме «Круговорот воды в природе»;
- нетбуки на столе учащихся;
- учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриева;
- рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку.
Громко прозвенел звонок –
Начинается мы урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку.
Меня льют,
Меня пьют,
Всем я нужна,
Кто я такая? (вода)
- А почему я загадала именно такую загадку?
- Какую тему мы продолжим изучать сегодня на уроке?
- Верно, сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.
III. Проверка домашнего задания.
- Что мы изучили на прошлом уроке?
(Свойства воды)
- Откройте нетбуки. Сейчас вам предстоит выполнить задание по теме «Свойства воды».
(Перенесите прямоугольники которые относятся к свойствам воды.)
Самооценка (ученик работает у доски).
- Ребята, сравните ваш результат с результатом ….
- У кого мнения при выполнении задания не совпадали? (поднимите руки)
- Как вы пришли к согласию (общему решению)?
- Какие свойства имеет вода?
(Спросить 2 слабых учеников)
- Все свойства воды я перечислила?
(Текучесть)
IV. Повторение изученного.
- Сейчас мы с вами изучаем большой и очень важный раздел нашего курса. Напомните, как он называется?
(«Взаимодействие сил природы»)
- С какими силами природы мы познакомились ранее?
( С землёй, водой и воздухом.)
- В состав, каких оболочек Земли входят суша, вода и воздух?
(Литосфера, гидросфера и атмосфера.)
- До сих пор мы рассматривали сушу, воду и воздух отдельно, выясняя их особые свойства.
V. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, они взаимодействуют между собой?
(Версии учеников)
- А как они взаимодействуют, нам и предстоит выяснить на нашем уроке. А для этого давайте отправимся в путешествие вместе с Капитошкой.
VI. Формирование новых знаний.
Жил когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жил он не один, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.
– Что происходит с водой в жаркий день?
– В какое состояние перешла вода при испарении?
(Газообразное)
-Всегда ли испарение происходит только в жаркую погоду?
(Испарение происходит и зимой)
- Как вы это докажите?
– Вспомните, в какую погоду белье быстрее высыхает?
(Многие хозяйки вывешивают белье на улицу не только летом, но и зимой, осенью, весной.
- Какой вывод можно сделать?
( Испарение происходит круглый год)
Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли.
- Почему?
Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако. Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз.
- В какое время путешествовал Капитошка?
(Летом)
– В виде чего же выпали на землю осадки?
(Дождя)
- В виде чего выпадают осадки зимой?
( Снега)
- Почему?
(Невидимые водяные пары, поднимаясь высоко в атмосферу превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся тяжёлыми и падают вниз.)
Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить.
Часть осадков попадает в водоёмы, часть на сушу. Затем вновь происходит испарение с поверхности водоёмов или земли.
- Можно сказать, что вода вращается по кругу?
(Да)
- Это явление получило название круговорот воды.
Вывод: Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость.
Проблемный вопрос:
Вода в кране течет, затем исчезает, затем вновь появляется при открывании крана. Можно ли этот процесс назвать круговоротом воды? Почему?
VII. Практическая работа.
- Можем ли мы опытным путём доказать существование круговорота воды в природе?
- Как?
- Проследить это в условия класса нам поможет опыт.
а)- Возьмём ёмкость. В неё нальём воду и будем её нагревать.
б) – Вода нагрелась до определённой температуры. Что происходи с нею?
( Кипит)
Объясните процесс кипения воды.
( При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное - пар. Теплые водяные пары смешиваются с воздухом и поднимаются вверх, т.к. тёплый воздух легче холодного.)
в) – Что происходит с тёплым влажным воздухом высоко в небе?
(Он охлаждается)
Мы ускорим этот процесс с помощью тарелки со снегом. Что происходит на дне тарелки?
(Дно запотело. На нём появляются капли воды.)
- Что происходит с каплями?
(Они увеличились и оторвались, упали опять в ёмкость.)
-Поясните, что произошло с водяными парами.
(Вода из жидкого состояния при нагревании превратилась в газообразное, а затем, охлаждаясь, вновь превратилась в жидкость.)
- Можно сказать, что вода вращается по кругу?
(Да)
VIII. Мониторинг.
(тест по теме «Вода»)
IX. Домашнее задание.
- Пересказ страниц 35 – 37.
X. Итог урока.