Урок разработала учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Виноградное Моздокского района РСО-Алания
Григорьева Евгения Зиновьевна.
Стаж - 39 лет.
Категория – высшая.
План-конспект урока
Тема: «Числа от 0 до 20»
Тип урока: Урок новых знаний. (Урок – путешествие).
Цели и задачи урока:
вывести алгоритм записи чисел до 20, научиться читать и записывать числа в пределах 20;
подготовиться к следующему этапу усвоения новых знаний;
развитие умения находить решения в вычислениях в пределах 20;
развитие вычислительных навыков, развитие математической речи;
воспитывать интерес к математике, самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе;
воспитание бережного отношения к книгам.
Оборудование: учебник, классная доска, интерактивная доска «СМАРТ», учительский компьютер, проектор, мел, маски зверей – персонажей сказки и теремок - декорация.
Ход урока.
1. Постановка цели урока:
- Сегодня на уроке мы потренируемся в выполнении действий в пределах 20, чтобы к концу урока все считали быстро и без ошибок.
Продолжим учиться считать в пределах 20.
Будем учиться рассуждать, делать выводы, решать головоломки, уравнения и задачи. Вспомним геометрический материал и многое другое.
2. Организационный момент.
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.
Минута чистописания. (пишут в тетрадях №2, с.23)
Актуализация знаний:
- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по необычной стране – по сказке.
Для этого нам понадобится собранность и внимание.
Девизом нашего урока будет пословица «Тише едешь - дальше будешь».
Работать будем быстро и четко. Помогут нам в этом герои сказки «Теремок".
Нам необходимо помочь героям сказки, чтобы они смогли попасть в «Теремок» и там жить.
2. Устный счет
Первой прибежала к «Теремку» Мышка-Норушка (входит ученик в маске мышки).
Для того чтобы двери открылись, необходимо выполнить определенные задания. Давай те мы ей поможем, а за одно и себя проверим.
1.Устный счет. (№2, стр.44)
а) рассмотри карточки с цифрами от 0 до 20.
Обрати внимание, что несколько карточек отсутствует.
Нарисуй в тетради соответствующие карточки. (4, 8, 10, 15, 18)
2.Сравнение чисел в пределах 20. (т. № 2 с.23)
Сравни числа:
15*13 2*20 16*12
15*18 20*17 11*17
19*19 18*18 12*21
- Молодцы, открылись двери Теремка и Мышка-Норушка вошла в дом.
(входит ученик в маске лягушки).
3. - Для Лягушки – Квакушки Теремок приготовил новое задание.
Давайте ей поможем и сами кое-что узнаем.
- Скажите, с какими мы числами работали?
- Самое большое число какое? Прочитайте их названия.
- Мы слышим в этих названиях слово «цифра », слово «на» и ещ? одно слово «дцать».
- Как вы думаете, что обозначает слово «дцать»?
- В древнерусском языке слово «дцать» обозначало «десять».
3. Работа в учебнике (часть №2 с.46-47)
Для обозначения количества от 11 до 19 употреблялось сочетание из тр?х слов: «один-на-десять»… Со временем эти слова преобразовались в одно слово: «одиннадцать»,… - (Читаем название чисел от 11 до 19).
- Знакомимся с образованием числа два-дцать (два-десятка).
- Как образуем каждое последующее число?
(Знакомимся с записью чисел 11-20 и пишем их в тетрадях)
Теремок остался довольным нашими ответами и пропустил Лягушку-Квакушку в дом.
4. Физкультминутка:
1.Пальцы можно сосчитать 1,2,3,4.5.
На другой руке опять: 1,2,3,4,5.
Десять пальцев пара рук
Вот твое богатство, друг!
2.ФМ для снятия утомления с туловища и ног.
И. п.- 1- шаг влево, руки к плечам, прогнуться.
2 – и. п. 3 – 4 - то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз.
- Из окна Теремка Мышка и Лягушка увидели, что бежит Зайчик - Попрыгайчик
(входит ученик в маске зайчика).
Они его позвали в гости, но сразу предупредили про условия Теремка. Зайчик согласился и сел вместе с нами писать математический диктант.
5. Математический диктант: (сосчитай и запиши только ответ)
1.к числу 3 прибавь 8.
2. Вычти из числа 11 число 4
3.Найди сумму 9 и 5
4.Запиши число перед число 18
5. напиши число которое после числа 19
6.напиши соседей числа 10
7.сумма каких двух одинаковых слагаемых равна 14 (проверка по интерактивной доске)
- К нашему счастью все написали и ответы были правильными. И Зайчик - Попрыгайчик быстро прыгнул в Теремок. И стали они втроем дружно жить-поживать.
6. Первичное закрепление изученного
(входит ученик в маске лисы).
- Увидев, как приближается Лисичка-Сестричка, Теремок обрадовался и приготовил для нее новое задание. Ей надо было работать в тетради. Давайте. Мы тоже приступим к работе.
1) сосчитай, сколько всего чисел от число 0 до числа 20 (21)
2) выпиши каждое третье число, начиная с 0, но не больше числа 20.
3) сколько раз нужно прибавить число 5 к числу 0, чтобы получить 20?
4) сколько раз нужно вычесть число 2 из числа 20, чтобы получить 0?
(проверка по интерактивной доске)
- И Теремок, и все сказочные герои были рады, что у всех ответы совпали и были правильными. Двери Теремка открылись и все решили отдохнуть.
7. Физкультминутка.
Нарисовать обеими руками одновременно по образцу «Овечка на траве».
Травку и облака нарисовать с закрытыми глазами.
8. Работа над пройденным материалом.
(входит ученик в маске волка).
- Теремок для Волчка - Серого бочка приготовил еще одно сложное задание:
надо выйти и работать у доски.
- Но наш герой не испугался. Потому что он уверен, что мы ему поможем. Поможем ведь, ребята?!
Сравнение величин
Называем все величины и единицы их измерения
15 см * 1дм 3см
2 дес. * 20 1дес.
4 ед. * 16
1 дм. * 20см
2 дес. 0 ед. * 20
(проверка по интерактивной доске)
- Молодцы.
- Еще один гость прошел в Теремок без проблем!
9. Геометрический материал
Теремок оставил для Медведя - Косолапого. (входит ученик в маске медведя).
Закройте глаза, я считаю до 5, вы открываете глаза и в течении 5 секунд смотрите на доску, затем называете то, что увидели. Обязательно укажите цвет фигуры.
(На доске изображены: прямоугольник, круг, прямая, луч, ломаная, отрезок)
- Медведь все сделал правильно и решил войти в дом.
- Но смотрите что-то случилось. Ой-ой-ой! Теремок – то наш развалился.
- Что делать будем ребята?
- Молодцы, давайте построим новый дом.
Все принялись за работу: перед вами – 10.тест.
(материал теста взят со с. 42-43 часть № 2)
Если правильно решим, то дом восстановится.
(проверка по интерактивной доске)
- Вот и хорошо! Результаты теста почти у всех совпали. И поэтому Теремок наш получился еще лучше прежнего. Все герои нам благодарны.
11.Итог урока.
- Ребята, видите, как весело стало у нас в классе и в Теремке? Но Теремок больше никого не может пригласить к себе жить. Да и героев больше тоже нет.
- Давайте вспомним о чем же мы с вами говорили сегодня?
- Что нового узнали? (числа от 11 до 20)
- Как они называются? (двузначные)
- Что осенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
12.Рефлексия. - Я прошу ребят сделать самооценку за урок (показ смайликов).
- Спасибо всем и до свидания! А в награду за все труды я дарю вам раскраски про ТЕРЕМОК: