Тема раздела | «Сказка мудростью богата». |
Тема урока | Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»). |
Цель урока | Формировать читательскую компетентность учащихся. |
Задачи урока | Учить пониманию текста на уровне содержания; учить эмоциональному переживанию прочитанного; учить выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; развивать умение прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заглавию, иллюстрации; развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием; развивать воображение, память, речь; совершенствовать навыки ролевого характерного выразительного чтения; воспитывать честность, сострадание |
Планируемые результаты | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Основные понятия | Признаки сказки: зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебство, добрый конец. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. |
Оборудование | Презентация к уроку на интерактивной доске, конспект урока, компьютер, проектор, карточки для работы в парах, группах, оценочный лист для учащихся, учебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеев Р. Н., тетрадь по литературному чтению Бунеев Р. Н. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Мотивация. Самоопределение к деятельности. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки. | Приветствие. Создание ситуации успеха. -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний день принесет всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. - Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? -Определите своё настроение. | Проверяют свою готовность к уроку. -Внимание, память, полученные знания. Определят своё настроение с помощью карточек Приложение 1. | На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. Цель: организовать деятельность по повторению признаков сказки. | 1. -Вспомним, какой раздел мы изучаем. -Вы знаете отличительные особенности сказки? Давайте их вспомним. Для этого выполним работу в парах. -Вспомним правила работы в парах. Задание: Подобрать к словам левого столбика слова-термины из правого столбика. Приложение 2. -Чья пара желает представить свою работу? -Оцените свою работу. 2.-Что такое сказка? -Прочитайте высказывания: -Мудр тот, кто знает не много, а нужное; - Мудрость приходит с годами; - Основа всякой мудрости есть терпение. -Выделите ключевое слово. -Что такое «мудрость»? -Точное определение «мудрости» можно найти в токовом словаре. 3.-В произведениях, какого жанра содержится мудрость? -Какие сказки раздела мы изучали? -Что объединяет эти сказки? -Как вы думаете, какие нравственные качества ценятся в сказках разных народов? Оцените свою работу на данном этапе. | -«Сказка мудростью богата» Ответы обучающихся. Правила работы в паре: 1. Работаем тихо. 2. Работаем дружно. 3. Внимательно выслушиваем мнение каждого. 4. Оцениваем работу в паре. 5. Сигналим о завершении работы. Читают слова, выполняют задание. Работа в парах. Ответы. Оценка работы по эталону в оценочном листе. Приложение 3 Читают. Ключевое слово- мудрость. -Рассуждение обучающихся. Работа со словарём. -В пословицах, поговорках, сказках. -Татарская сказка «Мудрый старик». -Киргизская сказка «Мудрая девушка». -Русская сказка «Мудрая дева» -Мудрость. -Рассуждение обучающихся. | Умение работать в паре. Формируются коммуникативные УУД Делают выводы в результате парной работы. Формируются познавательные УУД Учащиеся извлекают информацию в системе знаний Формируются познавательные УУД Добывают новые знания (информацию из различных источников, в данном случае толковый словарь русского языка) Формируются познавательные УУД |
3.Формулирование темы урока. Постановка цели, задач урока. Цель: сформулировать тему урока, составить план урока. | 1.-Сформулируйте тему урока. 2.-Составим план урока. 3.-Эпиграфом к нашему уроку послужит пословица «Где правда, там и счастье». -Как вы понимаете её смысл? -Подберите слова подходящие по смыслу к пословице. Оцените свою работу. | -Сегодня мы познакомимся с новой мудрой сказкой. План 1.Прочитать заголовок и определить тему произведения. 2.Прчитать имя автора. Определить сказка авторская или народная. 3.Читаем произведение. 4.Делаем выводы. -Рассуждение детей. -Правдивый, честный. | Определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы. Осуществляют действия по реализации плана. Формируются регулятивные УУД |
4. Работа с текстом до чтения. Цель: организовать деятельность учащихся по прогнозированию содержания сказки “Честный мальчик” по иллюстрации, заголовку и группе ключевых слов | 1.Работа с заглавием. -Причитайте заглавие новой сказки. -Что можно узнать из заглавия сказки? -Кто автор сказки? -Кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт корейский народ? -Сделаем выводы. 2.Рассмотрим иллюстрацию на странице 28. -Кто герой сказки? -Как они выглядят? -Где происходит действие? -Что необычного увидели на иллюстрации? -Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком? -Как догадались? 3.-Давайте попробуем предположить развитие событий в этой сказке, опираясь на ключевые слова. Тетрадь страница 35 № 1 Мальчик Дрова Горное озеро Топор упал в озеро Старичок Золотой топор Серебряный топор Награда за честность -Кто готов поделиться с нами составленной сказкой. -Слова были у всех одинаковые, а содержание сказки разное. Почему? -Оцените свою работу. | Работа с учебником. -Главный герой мальчик и он честный. -Корейский народ. -Корея. -Мы знакомимся с корейским фольклором. -Мальчик и старик. Описывают внешний вид героев. -Старик выходит из воды, он похож на Водяного. У него борода из волн. -Добрые. -Улыбка на лице старика добрая и взгляд ласковый. Он по-дружески обнял мальчика. Предположение обучающихся. 2-3 человека рассказывают получившуюся сказку. Высказывание детей. | Развиваем умение слушать и понимать речь других. Формируются коммуникативные УУД Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Формируются регулятивные УУД Ориентироваться на развороте учебника. Формируются познавательные УУД |
5.Физминутка | | | |
6.Постановка проблемного вопроса. | -Постарайтесь вспомнить, из какой сказки эти слова: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». Давайте вспомним ещё одно литературное произведение. Откуда эти строки: «Козлик этот особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом он не выше стола»? – Я не случайно вспомнила эти два литературных произведения. -Читая сказку «Честный мальчик», постарайтесь найти сходные черты со сказкой Одоевского «Мороз Иванович» и сказом Бажова «Серебряное копытце». | -В. Одоевский «Мороз Иванович». -П. Бажов «Серебряное копытце». | Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Формируются личностные УУД. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Формируются познавательные УУД |
7. Работа с тестом во время чтения. Цель: формирование правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы | 1.-Давайте прочитаем сказку и сравним с нашими предположениями. -Оправдались наши предположения? -Кто герои сказки? -За что старик наградил мальчика? 2. Повторное чтение сказки вслух. -Давайте внимательно прочитаем сказку, разделим её на смысловые части. (План появляется по мере его составления) 3. Чтение сказки по плану и работа по вопросам. 1часть -Почему мальчику пришлось идти за дровами? -Можно ли это назвать бедой? -Как озаглавить эту часть? 2 часть -«Как это топор дороже золота?» -Кто же этот старичок? -Найдите в тексте, как старик отнесся к беде мальчика? -Как озаглавить эту часть? 3 часть -Как отнесся старичок к тому, что мальчик не взял золотой топор» -Почему старик предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие топоры? - Как озаглавить эту часть? 4 часть -Что значит «не позарился на серебро да злато» -Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему? -Найдите слова, которые подтверждают, что мальчик был не только честный, но и вежливый? - Как озаглавить эту часть? 4. Параллельно ведётся лексическая работа со словами и словосочетаниями: -Топор дороже денег. -Усмехнулся в седую бороду. -Позарился. -Поблагодарил сто и тысячу раз. | Жужжащее чтение. Высказывание детей. Чтение с остановками. План 1.С мальчиком случилась беда. 2. Встреча мальчика со стариком. 3. Три топора. 4. Награда. Ответы на вопросы. «Не горюй, мальчик, найду я топор твой»,- сказал он так и подводой скрылся. «Он усмехнулся в седую бороду» Рассуждение обучающихся «Поблагодарил старика сто и тысячу раз» | Выразительно читать и пересказывать текст. Формируются коммуникативные УУД Находить ответы на вопросы в тексте. Формируются познавательные УУД |
8. Пересказ сказки Цель: Формирование умения пересказывать сказку | -Перескажите сказку по плану. - Похожи ли эта сказка и та, что мы придумали по ключевым словам? Оцените свою работу. | Обучающиеся пересказывают сказку | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Формируются познавательные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других. Формируются коммуникативные УУД |
9.Физминутка | | | |
10. Беседа о жанре произведения. Формулирование основной мысли сказки. Цели: Организовать деятельность учащихся по определению необходимого признака для сравнения содержаний нескольких произведений | - Докажите, что данное произведение – сказка. Найдите все сказочные приметы. – К какой группе сказок её можно отнести? -Зачем взрослые рассказывают эту сказку детям? - Вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему так говорят: «Где правда, там и счастье» -За что старичок наградил мальчика? -Значит, чем схожа сказка «Честный мальчик» со сказками «Мороз Иванович» и «Серебряное копытце»? | - Зачин, троекратный повтор, устойчивые сказочные обороты, волшебные события, добрый конец. -Волшебная. -Рассуждение обучающихся - Счастлив тот, кто честен перед собой и перед другими людьми. -За трудолюбие и честность. -Дарёнку наградил козлик за доброту и заботу. -Рукодельницу наградили за трудолюбие и вежливость. -Четный мальчик бал награждён за честность, почтительность, трудолюбие. -Вывод честные и хорошие поступки всегда хорошо вознаграждаются. | Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Формируются личностные УУД. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Формируются познавательные УУД |
11. Проверка понимания текста. Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей | - Работать дальше будем по группам. Приложение 4 Какие правила работы в группе вы должны соблюдать? С чего начнете? -Вы справились с заданиями? -Оцените свою работу на данном этапе. | -Повторяют правила работы в группах | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Формируются коммуникативные УУД Умение работать в группах. Формируются коммуникативные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Формируются регулятивные УУД |
12 Рефлексия. Цель: организовать деятельность учащихся по подведению итога. | -Мы достигли поставленной цели? -Что для этого вы делали? -Что понравилось? -Что было трудно? -Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Почему? В ком добра нет, в том и правды мало. Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает. Где правда, там и счастье. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без худа добра не бывает. -С каким настроением уходите с урока? Оценить с помощью карточек. Приложение 1. – Как бы вы сами оценили свою работу? | -Дети высказывают своё мнение. Показывают сигнальную карточку | Соотносят результат своей деятельности с целью. Формируются регулятивные УУД. |
13. Домашнее задание. Цель: Организовать деятельность учащихся на восприятие домашнего задания. | -Подготовиться к чтению по ролям, по желанию проиллюстрировать любой отрывок из сказки. | Записывают в дневник | Учиться работать по предложенному учителем плану. Формируются регулятивные УУД |
Сказка мудростью богата.
Работа с текстом.