kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного внеклассного занятия по риторике и декоративному творчеству в 2 классе: "Дерево добрых слов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Дерево добрых слов.

Цель: воспитание культуры речи школьников.

Задачи:

    1.    Создать условия для развития   навыков культурного общения.

  1. Способствовать развитию речи, обогатить словарный запас, развивать воображение.
  2. Воспитывать культуру общения.
    • компьютер, телевизор (или проектор с экраном), принтер, бумага А4, заготовка дерева на ватмане, шаблоны яблок, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход  занятия

  1. Мотивационно-целевой этап.

Объявление целей и задач урока.

Заполнение листа ожидания. (Предположите, чем будем заниматься на уроке риторики. Какие задания будем выполнять?)

Учитель читает отрывок стихотворения. (Слайд №2)

 Словом можно убить, словом можно спасти,

                                                        Словом можно полки за собой повести,

 Словом можно предать, и продать, и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

                                                      В.Шефнер

        Как понимаете прочитанные строчки?

Что значит «словом можно убить»,  «спасти»?

Что значит, «словом можно полки повести»?

В каком значении употреблены эти выражения?

Подумайте, чем будем заниматься на занятии? (Например: узнавать, что может слово). Формулировка урока. (слайд №3)

II. Содержательно-познавательный этап.

 Учитель читает сказку.

Сказка "Цветок мудрости". (слайд №4)

В одном царстве-государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.

Король был в восторге от цветка Мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разрастался ещё больше и цвёл ещё пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение, и кинул клич по всему королевству - кто привезёт для цветка самую лучшую землю, богатую удобрениями, того он по-королевски наградит.

Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина из  самой дальней избы - настоящий чернозём, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозём, а земля была черна из-за чёрных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

Как понимаете выражение «из скверных слов»? (Это плохие, неприличные слова.)

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще прежнего, стал вдруг вянуть.

Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости? (Потому что земля слышала плохие слова, и, может, от этого  у нее было плохое настроение, самочувствие  и это передалось цветку).

Король убрал привезённую землю, но цветок все засыхал. Тогда король стал искать с двойным усилием средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

Ребята, а, по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец? (Например, сказать цветку добрые слова).    А теперь представьте, что вы - жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка? ( Не грусти, всё будет хорошо, мы тебя любим и т.п.)

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости добрые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.

А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрёл высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали самые красивые цветы из всех, когда-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок Мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли-то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможна была какая-либо растительность, а тут - цветы! Как вы думаете, почему такое произошло? (Наверное, там говорят много добрых слов, а в королевстве  их было мало)

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.

– Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы Мудрости? - спросил король.

       – Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и добрые слова, – ответил человек, – кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же.

  Король сразу понял, что перед ним Мудрец. И он  стал брать пример с него, и цветок его королевства заблагоухал и расцвёл, как нигде прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

Какое впечатление осталось от сказки?

1.   В русском языке существует такая пословица: Язык мой – враг мой. Как вы понимаете ее смысл?

А что нужно делать, чтобы язык стал другом человека? (Выбирать слова, когда ты хочешь что-то сказать, задумываться с кем, где  и как общаться и др.)

2.    У вас было задание подобрать к занятию пословицы о слове. Дети по одному зачитывают пословицы. Учитель набирает их на компьютере, чтобы все видели их на экране. Идет работа над смыслом пословиц. (слайд №5)

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.                            

Сердечное слово до сердца доходит.

Малое слово большую обиду творит.

Ласковое слово, что весенний день.

От хорошего слова и камень добреет.

Худое слово и мёдом не запьёшь.

Ласковым словом и камень растопишь.

Какой можно сделать вывод? (Нужно задумываться и выбирать слова при общении).

Видеофизминутка. (Слайд №6)

  1. Тренинг.

Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. Рассмотрим четыре ситуации: приветствие, обращение с просьбой, умение благодарить, прощание.

 Каким тоном необходимо приветствовать? (Искренне, внятно, с улыбкой).

 Кто должен приветствовать первым? (Младший первый приветствует старшего. А руку первым подаёт старший).

Какое  бывает обращение? (Обращение бывает уважительное и сердечное. Например, «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»)

А какими словами выражается благодарность? ( «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю»).

К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Человек, не умеющий благодарить другого  за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить).

Формы прощания тоже бывают разные. От чего это зависит? (Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаёшься. Например, учителю надо говорить «До свидания», а однокласснику мы говорим «Пока!»)

Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию.  Учащиеся делятся на четыре группы и инсценируют ситуации.

Какой делаем вывод? (Вежливость должна быть уместной.)

  1.   Чтение стихотворения С. Михалкова.

 Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

О какой каше идёт речь? (Каша – невнятная речь.)

Что значит чисто говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

Рассказ учителя о Демосфене. (Слайд №7)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту - заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

 И чтобы научиться чисто, говорить, необходимо тренироваться. Что нам поможет в этом? (Скороговорки и чистоговорки).

 Чтение скороговорок. Конкурс на лучшего чтеца.

Шёл Егорка по пригорку,

Говорил чистоговорку.

Говорил чистоговорку

Про Егорку и про горку.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре барбариску.

Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, дольку – Диме.

Какой сделаем вывод? (Чтобы нашу речь было приятно слушать, она должна быть внятной, четкой и этому надо тренироваться.)

5. Ребята, подводя итог сегодняшнего занятия, давайте   поиграем в игру «Добрый и злой»  (Слайд №8).  Перед вами  представлены литературные герои известных вам произведений. Вам нужно будет доказать – действительно этот герой злой или добрый. Для этого нужно вспомнить, какие поступки совершали персонажи, какие приключения с ними происходили и как они себя вели в различных  ситуациях.

  – А еще вспомните, пожалуйста,  в каких литературных произведениях доброта не всегда используется по назначению. (Слайд №9)

Заканчивая разговор, давайте вспомним слова известного мультипликационного героя кота Леопольда (ответы учащихся) (Слайд №10)

Творческая работа (совместный проект)

Наше занятие мы начали со сказки «Цветок мудрости», а я предлагаю нам создать дерево добрых слов. Подумайте, какие добрые слова могут расти на этом дереве. Обсуждение.

Выполнение работы. Дети по шаблонам вырезают яблоки. Учитель набирает на компьютере произнесенные слова, распечатывает. Дети наклеивают их на яблоки, а яблоки на дерево.

III. Оценочно-рефлексивный этап

  • Выставка работы.
  • Какой вывод для себя сделали?
  • Какие дальнейшие цели для себя ставите?
  • За что сегодня можете себя похвалить?

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного внеклассного занятия по риторике и декоративному творчеству в 2 классе: "Дерево добрых слов".»

КГУ «СОШ №43 ГУ Отдел образования г.Семей ВКО»









Конспект интегрированного внеклассного занятия по риторике и декоративному творчеству в

2 классе




Тема: «Дерево добрых слов»
















Подготовили: Осьмакова Т.А.,

Мукатаева Е.Т.






СЕМЕЙ, 2017


Тема: Дерево добрых слов.


Цель: воспитание культуры речи школьников.

Задачи:

1. Создать условия для развития навыков культурного общения.

  1. Способствовать развитию речи, обогатить словарный запас, развивать воображение.

  2. Воспитывать культуру общения.

Оборудование: компьютер, телевизор (или проектор с экраном), принтер, бумага А4, заготовка дерева на ватмане, шаблоны яблок, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход занятия

  1. Мотивационно-целевой этап.

Объявление целей и задач урока.

Заполнение листа ожидания. (Предположите, чем будем заниматься на уроке риторики. Какие задания будем выполнять?)

Учитель читает отрывок стихотворения. (Слайд №2)

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В.Шефнер

Как понимаете прочитанные строчки?

Что значит «словом можно убить», «спасти»?

Что значит, «словом можно полки повести»?

В каком значении употреблены эти выражения?

Подумайте, чем будем заниматься на занятии? (Например: узнавать, что может слово). Формулировка урока. (слайд №3)

II. Содержательно-познавательный этап.

Учитель читает сказку.

Сказка "Цветок мудрости". (слайд №4)

В одном царстве-государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.

Король был в восторге от цветка Мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разрастался ещё больше и цвёл ещё пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение, и кинул клич по всему королевству - кто привезёт для цветка самую лучшую землю, богатую удобрениями, того он по-королевски наградит.

Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина из самой дальней избы - настоящий чернозём, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозём, а земля была черна из-за чёрных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

Как понимаете выражение «из скверных слов»? (Это плохие, неприличные слова.)

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще прежнего, стал вдруг вянуть.

Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости? (Потому что земля слышала плохие слова, и, может, от этого у нее было плохое настроение, самочувствие и это передалось цветку).

Король убрал привезённую землю, но цветок все засыхал. Тогда король стал искать с двойным усилием средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

Ребята, а, по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец? (Например, сказать цветку добрые слова). А теперь представьте, что вы - жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка? ( Не грусти, всё будет хорошо, мы тебя любим и т.п.)

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости добрые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.

А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрёл высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали самые красивые цветы из всех, когда-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок Мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли-то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможна была какая-либо растительность, а тут - цветы! Как вы думаете, почему такое произошло? (Наверное, там говорят много добрых слов, а в королевстве их было мало)

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.

– Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы Мудрости? - спросил король.

– Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и добрые слова, – ответил человек, – кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же.

Король сразу понял, что перед ним Мудрец. И он стал брать пример с него, и цветок его королевства заблагоухал и расцвёл, как нигде прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

Какое впечатление осталось от сказки?

1. В русском языке существует такая пословица: Язык мой – враг мой. Как вы понимаете ее смысл?

А что нужно делать, чтобы язык стал другом человека? (Выбирать слова, когда ты хочешь что-то сказать, задумываться с кем, где и как общаться и др.)

2. У вас было задание подобрать к занятию пословицы о слове. Дети по одному зачитывают пословицы. Учитель набирает их на компьютере, чтобы все видели их на экране. Идет работа над смыслом пословиц. (слайд №5)

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Сердечное слово до сердца доходит.

Малое слово большую обиду творит.

Ласковое слово, что весенний день.

От хорошего слова и камень добреет.

Худое слово и мёдом не запьёшь.

Ласковым словом и камень растопишь.

Какой можно сделать вывод? (Нужно задумываться и выбирать слова при общении).

Видеофизминутка. (Слайд №6)

  1. Тренинг.

Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. Рассмотрим четыре ситуации: приветствие, обращение с просьбой, умение благодарить, прощание.

Каким тоном необходимо приветствовать? (Искренне, внятно, с улыбкой).

Кто должен приветствовать первым? (Младший первый приветствует старшего. А руку первым подаёт старший).

Какое бывает обращение? (Обращение бывает уважительное и сердечное. Например, «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»)

А какими словами выражается благодарность? ( «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю»).

К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить).

Формы прощания тоже бывают разные. От чего это зависит? (Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаёшься. Например, учителю надо говорить «До свидания», а однокласснику мы говорим «Пока!»)

Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию. Учащиеся делятся на четыре группы и инсценируют ситуации.

Какой делаем вывод? (Вежливость должна быть уместной.)

  1. Чтение стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.


О какой каше идёт речь? (Каша – невнятная речь.)

Что значит чисто говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

Рассказ учителя о Демосфене. (Слайд №7)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту - заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

И чтобы научиться чисто, говорить, необходимо тренироваться. Что нам поможет в этом? (Скороговорки и чистоговорки).

Чтение скороговорок. Конкурс на лучшего чтеца.

Шёл Егорка по пригорку,

Говорил чистоговорку.

Говорил чистоговорку

Про Егорку и про горку.


Боря Ире дал ириску,

Ира Боре барбариску.


Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, дольку – Диме.

Какой сделаем вывод? (Чтобы нашу речь было приятно слушать, она должна быть внятной, четкой и этому надо тренироваться.)

5. Ребята, подводя итог сегодняшнего занятия, давайте поиграем в игру «Добрый и злой» (Слайд №8). Перед вами представлены литературные герои известных вам произведений. Вам нужно будет доказать – действительно этот герой злой или добрый. Для этого нужно вспомнить, какие поступки совершали персонажи, какие приключения с ними происходили и как они себя вели в различных ситуациях.

– А еще вспомните, пожалуйста, в каких литературных произведениях доброта не всегда используется по назначению. (Слайд №9)

Заканчивая разговор, давайте вспомним слова известного мультипликационного героя кота Леопольда (ответы учащихся) (Слайд №10)

Творческая работа (совместный проект)

Наше занятие мы начали со сказки «Цветок мудрости», а я предлагаю нам создать дерево добрых слов. Подумайте, какие добрые слова могут расти на этом дереве. Обсуждение.

Выполнение работы. Дети по шаблонам вырезают яблоки. Учитель набирает на компьютере произнесенные слова, распечатывает. Дети наклеивают их на яблоки, а яблоки на дерево.

III. Оценочно-рефлексивный этап

  • Выставка работы.

  • Какой вывод для себя сделали?

  • Какие дальнейшие цели для себя ставите?

  • За что сегодня можете себя похвалить?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мукатаева Елик Тлеубердиновна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383341

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства