kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению 3 класс " Такая разная осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Такая разная осень…» (Стихотворения А. С. Пушкина «Осень», (слайд 2)                                             К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной.»)

Тип урока: Открытие нового знания.

Используемые педагогические технологии: проблемно-диалоговая.

Цели урока: (слайд 6)

1.         учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;

2.         совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;

3.         развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;

4.         формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;

5.         воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс " Такая разная осень"»



Конспект урока по литературному чтению.


Тема: «Такая разная осень…» (Стихотворения А. С. Пушкина «Осень», (слайд 2) К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)

Тип урока: Открытие нового знания.

Используемые педагогические технологии: проблемно-диалоговая.

Цели урока: (слайд 6)

1. учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;

2. совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;

3. развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;

4. формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;

5. воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение.


Средства необходимые для проведения урока: (слайд 7)

Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева   Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»)  Учебник для 3 класса в 2-х частях

М.:  «Баласс» 2011 г.; Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева   Тетрадь по литературному чтению для 3 класса, М.:  «Баласс» 2011 г.);

Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева   Уроки литературного чтения во 3-м классе  (Методические рекомендации для учителя), М.: «Баласс» 2011 г);

Словарь С. И. Ожегова;

мультимедийный проектор, экран, ноутбук, кленовые листочки.


Этапы урока: (слайд 8)

Ι. Организационный этап (1 мин).

II. Актуализация знаний (5 мин).

III. Постановка и формулирование проблемы (4 мин).

IV. Открытие нового знания (20мин).

V. Физкультминутка (2мин).

VI. Закрепление (8 мин)

VII. Рефлексия. (3 мин)

VIII. Домашнее задание с дифференцированным подходом. (2 мин)

Формы работы учащихся - индивидуальная, парная, фронтальная. (слайд 9)

УУД: (слайд10)

Познавательные УУД: (слайд 11)

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • научится воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;

  • строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: (слайд 12)

  • способствовать развитию умение слушать и понимать речь других;

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • формировать умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД: (слайд 13)

  • способствовать формированию учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу;

  • формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства со стихами русских поэтов.

Регулятивные УУД: (слайд 14)

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.


Ход урока:


Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.

Организационный этап

(1 мин)










Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 - И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и  желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.









Личностные

-формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний

(5 мин)

- Начинаем урок литературного чтения. Мы сегодня знакомимся с новым разделом, который называется «Глухая пора листопада…». (слайд 16)

Эта фраза написана в кавычках. Данные слова принадлежат Борису Пастернаку из стихотворения «Иней».

Кто знает, как называется точная выдержка из какого-нибудь текста? Познакомимся с новым определением, которое дает словарь С. И. Ожегова. (слайд 17)


ЦИТА́ТА, -ы, ж Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания. Цитаты из классиков. Выписать, привести цитату.



О каком времени года пойдет речь в разделе?

(слово «осень» пишется маркером на доске).

На уроках изо мы с вами говорили об этом времени года, нарисовали рисунки.

Давайте посмотрим, какая же ваша осень. Какая она в вашем восприятии? (слайд 18)










Ответ ученика: Точная выдержка из текста называется цитата.






Дети записывают в тетрадь определение








Ответы детей:

об осени





Просмотр детских рисунков на слайдах.


Личностные:

-самоопределение.

Регулятивные:

-целеполагание.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.


III. Постановка и формулиро-вание проблемы

(4 мин)


Вы одинаковой изобразили осень?






И художники ее видят по-разному и поэты. Каждый человек.
(Рядом со словом «осень», написанным на доске, учитель ставит знак вопроса.)
Однозначно ответить не можем, какая осень. Можем только сказать, что она разная.

- Определите тему урока.

- Что помогло определить тему нового урока?


- Как вы думаете, какова цель нашего урока.

А вот какая она разная, мы и ответим на этот вопрос на уроке.
Тема урока «Такая разная осень…»

(слайд 19)

Высказывание учеников:

У каждого осень своя.

Однозначного ответа дать нельзя.

Мы все нарисовали осень по-разному.










Работа в парах определяют тему и цель урока.



Высказывают свои варианты.



Ученики записывают тему урока в тетрадь

Регулятивные:

-прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

-принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока;

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Открытие нового знания

(20 мин)



























































Физкультминутка

2 мин.

Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение

2. Выявление первичного восприятия.


– Какие картины вы представили, когда читали?

– Есть что-то общее в этих стихотворениях?

– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени

о ранней осени


о поздней?

3. Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.

– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.


Константин Бальмонт (портрет, сопровождение музыки) (слайд 20)

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)

Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше

не пахнут, как летом.)

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)



– Так какая же осень у К. Бальмонта? (слайд 21)









Физкультминутка «Листочки»

(слайд 22)

Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим (присесть) 
Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели (присесть). 
Ветер снова набежал, 
И листочки все поднял (легкий бег по кругу). 
Закружились, полетели, 
И на землю тихо сели (присесть).




Фёдор Тютчев (портрет, сопровождение музыкальное) (слайд 23)


***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени?

Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)

И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.)

Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.)

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…)

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.)

(слайд 24)


Александр Сергеевич Пушкин (портрет, сопровождение музыкальное) (слайд 25) Чтение учителем стихотворения.

ОСЕНЬ (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье! (Унылая пора – она какая, как можно сказать по-другому? (Тоскливая, печальная.) Это душевное состояние. И в то же время – очей очарованье, то есть то, что видит человек, его очаровывает, восхищает. И уныние, и очарование – в одной строке.)

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье, («Пышное увядание» – как вы это представляете? Многообразие, яркость осенних красок – но они скоро исчезнут, увянут.)

В багрец и в золото одетые леса, (Какие это краски? Багрец – алый, красный; золото – все оттенки жёлтого.)

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (В их гуще шум ветра, его слышно, потому что листьев ещё много, но – «свежее дыхание» ветра, ветер уже не тёплый, он холодный, осенний…)

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (Какие они – угрозы седой зимы? Ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве.)


– Какая же осень у А.С. Пушкина? (слайд 26)



- Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину.











-Найдите в тексте такие слова.















– Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Такой приём в науке о литературе называется олицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово. Знакомство с новым понятием (корни -лиц- и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое).


  • Попробуйте найти эти строчки и описать образ.






Какая же она разная осень? (слайд 27)

Учащиеся читают все три стихотворения про себя, представляют картины осени







Ответы детей

(«Скоро осень проснётся…»),

(«Есть в осени первоначальной…»),

(«И первые морозы…»)








Дети слушают музыкальный фрагмент произведения П. И. Чайковского «Осень».

Звучит стихотворение Бальмонта «Осень» (подготовленный ученик).


Анализ стихотворения.





















Дети отвечают:

Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…



Дети выполняют упражнение.


















Дети слушают стихотворение с музыкальным сопровождением.

Звучит стихотворение Тютчева (подготовленный ученик).





Анализ стихотворения.








































Дети слушают стихотворение с музыкальным сопровождением.



Анализ стихотворения







































Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени.


Ответы детей: (пройденный ранее материал)

ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое,-ие.

Дети перечисляют эпитеты:

Прощальная пора, лучезарные вечера, пышное увядание.

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, передающее уподобление

одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно.

МЕТАФОРА – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.


Дети отвечают:

- Солнце реже смеется; осень скоро проснется, заплачет; серп гулял; отдыхающее поле.



– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.

Личностные:

-эмоциональность;

умение осознавать и 

определять (называть) свои эмоции;

- чувство прекрасного, умение воспринимать 

красоту природы,

бережно относиться ко всему живому;

-чувствовать красоту художественного слова, 

стремиться к совершенствованию собственной речи;

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- ориентироваться на развороте учебника;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-строить рассуждения;

-извлекать информацию, представленную в разных формах.



VI. Закрепление.

8 мин

Выразительное чтение.

– У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют.

– Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам, как вы думаете? Почему?

Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.

Выразительное чтение учащихся.









Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать речь других;

-  выразительно читать;

-  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные

-извлекать информацию, представленную в разных формах.

VII. Рефлексия.

3 мин

-А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите красный листочек, если вы были внимательными - желтый листочек, если вы были артистичными - зеленый. 
- Пожалуйста, покажите свой выбор.
- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные.

(слайд 28)

Дети показывают листочки.

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII. Домашнее задание с дифференцированным подходом.

2 мин

Запишите д/з. Выучить наизусть или подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору детей).

По желанию:1) Выписать цитаты на страничку «Осень» (тетрадь) Творческое задание: сочинение четверостишия об осени.

(слайд 29)


Дети записывают в дневник

Регулятивные:

- выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.






















Приложение 1











ВНИМАТЕЛЬНЫЕ АРТИСТИЧНЫЕ АКТИВНЫЕ






















Список литературы.

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.   Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»)  Учебник для 3 класса в 2-х частях М.:  «Баласс» 2011 г.;

2. Бунеев Р. Н.,  Бунеева Е. В.   Тетрадь по литературному чтению для 3 класса, М.:  «Баласс» 2011 г.;

3. Бунеева Е. В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.   Уроки литературного чтения во 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. М.: «Баласс» 2011 г;

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.

5. Мельникова Е.Л. Проблемно- диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное

образование для всех. Сб. материалов. –М., Баласс. 2006. С. 144–180.

6.Мельникова Е.Л. Проблемно- диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.:Баласс, 2008. С. 272–286.

7. С. И. Ожегов Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.
чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип.
М.: Рус. яз., 1989.—750 с.

















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению 3 класс " Такая разная осень"

Автор: Савинова Ирина Николаевна

Дата: 26.05.2016

Номер свидетельства: 330507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417968255"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению "Красота родной природы в стихотворении И. Бунина "Листопад"" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiukrasotarodnoiprirodyvstikhotvorieniiibuninalistopad4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456573516"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока литературного чтения 2 класс школа  России "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-2-klass-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425236589"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока по литературному чтению "Одна тема в творчестве – разные способы ее воплощения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_odna_tiema_v_tvorchiestvie_raznyie_s"
    ["file_id"] => string(6) "384540"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485522217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства