IV. Открытие нового знания (20 мин) Физкультминутка 2 мин. | Работа с текстами во время чтения. 1. Первичное чтение 2. Выявление первичного восприятия. – Какие картины вы представили, когда читали? – Есть что-то общее в этих стихотворениях? – По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени о ранней осени о поздней? 3. Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей. – Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень. Константин Бальмонт (портрет, сопровождение музыки) (слайд 20) ОСЕНЬ Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?) Стаи птиц улетают, Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…) Все деревья блистают В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?) Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.) Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.) Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.) – Так какая же осень у К. Бальмонта? (слайд 21) Физкультминутка «Листочки» (слайд 22) Мы листики осенние, На ветках мы сидим (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели (присесть). Ветер снова набежал, И листочки все поднял (легкий бег по кругу). Закружились, полетели, И на землю тихо сели (присесть). Фёдор Тютчев (портрет, сопровождение музыкальное) (слайд 23) *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…) И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.) Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.) Теперь уж пусто всё – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…) Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…) – Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.) (слайд 24) Александр Сергеевич Пушкин (портрет, сопровождение музыкальное) (слайд 25) Чтение учителем стихотворения. ОСЕНЬ (отрывок) Унылая пора! Очей очарованье! (Унылая пора – она какая, как можно сказать по-другому? (Тоскливая, печальная.) Это душевное состояние. И в то же время – очей очарованье, то есть то, что видит человек, его очаровывает, восхищает. И уныние, и очарование – в одной строке.) Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, («Пышное увядание» – как вы это представляете? Многообразие, яркость осенних красок – но они скоро исчезнут, увянут.) В багрец и в золото одетые леса, (Какие это краски? Багрец – алый, красный; золото – все оттенки жёлтого.) В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (В их гуще шум ветра, его слышно, потому что листьев ещё много, но – «свежее дыхание» ветра, ветер уже не тёплый, он холодный, осенний…) И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. (Какие они – угрозы седой зимы? Ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве.) – Какая же осень у А.С. Пушкина? (слайд 26) - Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. -Найдите в тексте такие слова. – Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Такой приём в науке о литературе называется олицетворение. Попробуйте «расшифровать» это слово. Знакомство с новым понятием (корни -лиц- и -твор-, «творить лицо», личность, т.е. создавать живое). Какая же она разная осень? (слайд 27) | Учащиеся читают все три стихотворения про себя, представляют картины осени Ответы детей («Скоро осень проснётся…»), («Есть в осени первоначальной…»), («И первые морозы…») Дети слушают музыкальный фрагмент произведения П. И. Чайковского «Осень». Звучит стихотворение Бальмонта «Осень» (подготовленный ученик). Анализ стихотворения. Дети отвечают: Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»… Дети выполняют упражнение. Дети слушают стихотворение с музыкальным сопровождением. Звучит стихотворение Тютчева (подготовленный ученик). Анализ стихотворения. Дети слушают стихотворение с музыкальным сопровождением. Анализ стихотворения Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени. Ответы детей: (пройденный ранее материал) ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое,-ие. Дети перечисляют эпитеты: Прощальная пора, лучезарные вечера, пышное увядание. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно. МЕТАФОРА – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Дети отвечают: - Солнце реже смеется; осень скоро проснется, заплачет; серп гулял; отдыхающее поле. – Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени. | Личностные: -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - чувство прекрасного, умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; -чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - ориентироваться на развороте учебника; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -строить рассуждения; -извлекать информацию, представленную в разных формах. |