kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения 2 класс школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Валентин Берестов «Хитрые грибы».        

 Цель:

  - познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование:  магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: беседа

                                          Ход урока.

1. Организационный момент.

                   Если на деревьях листья пожелтели,

                   Если в край далёкий птицы улетели,

                   Если небо хмурое, если дождик льётся,

                   Это время года…

                   Как зовётся?

Сегодня мы продолжим говорить про осень.                                                                          

 -Какие приметы осенней поры были названы в стихотворении?

Вчера мы познакомились с произведением Ирины Токмаковой об осеннем явлении природы – листопаде. Дома вам надо было выучить стихотворение наизусть. Проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели урока.

А сегодня мы совершим путешествие в осенний лес.

  • Какие природные богатства хранит лес? Что полезное нам даёт?
  • А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является ни растением, ни животным?

   Подсказка.             И на горке, и под горкой,

                                  Под берёзой и под ёлкой,

                                  Хороводами и в ряд

                                  В шапках молодцы стоят.

4. Изучение нового материала.

 Откроем учебник стр. 77 и прочитаем статью  про грибы.

-Значит, кто написал эту научную статью?

  • Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?
  • Сколько видов грибов существует?
  • Какие грибы вам известны?       Картины с грибами.

Всё это шляпочные грибы, но есть и другие. Например: плесень на хлебе - это тоже грибы, есть и молочный грибок. Он помогает молоку скисать и превращаться в простоквашу.

И дрожжи, которые мама добавляет в тесто.

Мы же поговорим о шляпочных грибах, т. к. их собираем в лесу.

Таблица с грибами. Все эти грибы называют шляпочные грибы. Вернее их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастает плодовое тело: ножка и шляпка.  На шляпке снизу у одних грибов слой трубочек, а у других  - пластинки.

Мы называем поддон. В этих трубочках и пластинках созревают споры гриба – крошечные живые «пылинки». Они у грибов вместо семян, то есть служат для размножения.

Размеры грибов тоже разные. Есть грибы гиганты (до 1,5м), а есть малютки – всего мм.

Шляпочные грибы очень важно распознавать. Ведь именно их мы собираем в лесу. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах. 

Загадки.

Серенькие шляпки, рябенькие ножки. Вот он гриб – боровик,

Под берёзою растут. Как их зовут?    (подберёзовик)   

 И красив он и велик.

Средь молодых сосёнок                    (синонимы к слову «боровик»)

В блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок …             (маслёнок)

-Почему его так назвали?

Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной,  или в сероватой.

Собирай, не мешкай – это.         (сыроежки)

Очень дружные сестрички - золотистые сестрички.    (лисички)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, -зовусь я …      (подосиновик)

Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

-Как называют эти грибы?

Но не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги. И если человек их съест, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Эти грибы называют несъедобные.

Отгадайте.

У него невзрачный вид.      

Валанчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти - он очень ядовит.

Смотри,не бери его с полянок.  

Его называют … (поганок)

Главный признак бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у них белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.

А этот красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки.

-Почему его так назвали?

К старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается вода, которая смешивается с ядовитым  соком гриба. Если муха или др. насекомое прикоснётся к «воде», она погибает.

  • А можно ли сбивать ногой, раз он ядовит?
  • (Если он и опасен для насекомых, то для некоторых зверей служит лекарством.)

Ребята, ядовитые грибы надо знать в лицо. (объяснение фразеологизма)

Ведь и есть опасные двойники.

Поможет вам разобраться в грибах атлас – определитель. На стр. 102 есть рисунки и описание грибов. Дома вместе с родителями ознакомитесь с разными грибами и изучите, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.

Предостережение: если ты не знаешь, какой гриб, то лучше его не бери.

Очень много можно узнать о грибах в энциклопедии.(Показать детскую энциклопедию        «Что это? Кто это?»)

                                       Физкультминутка.

Мы входим с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Посмотрели вправо влево

Наклонились и присели

Заниматься  тихо сели.

5. Закрепление нового материала.

  1. Подготовка к восприятию.

-Ребята, в какое время года собирают грибы?

-Кто из вас любит собирать грибы?

-Как называют людей, которые собирают грибы?  грибники

     -А знаете ли вы,как правильно собирать грибы?

Грибы надо аккуратно срезать, не вырывать мох вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу.

   А сейчас детский писатель Валентин Берестов расскажет нам, как он ходил в лес за грибами.

  1. Первичное чтение.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Много ли грибов нашёл автор?

-Как называют таких грибников?                горе-грибник

-Прочитаем трудные слова по слогам.           карточки

  1. Чтение стихотворения учениками. Беседа после чтения.

1).-Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?    (По четверостишиям)

2)-Какие строки стихотворения показались вам смешными? Почему?

-Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

-Чем же автор перепугал грибы?

-Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

-Почему же он не нашёл ни одного гриба?

-С какой интонацией надо читать это стихотворение?

  1. Работа над выразительностью.

Прочитайте первое четверостишие.

-О чём здесь рассказывает автор? С какой интонацией надо читать? (с радостью)

Прочитаем второе четверостишие.

  • О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? ( недоумённо)

Прочитаем третье четверостишие.

-О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать?      (с сожалением, грустно)

-Прочитайте выразительно, передавая настроение.

     5) Выразительное повторное чтение.

6.Итог урока.

-Какие открытия сделали на уроке?

-Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных?

-Как правильно нужно собирать грибы?

-Почему нужно соблюдать эти правила?

  • Грибы надо срезать, чтобы не повредить грибницу.
  • Собирать грибы нужно только со взрослыми.

У меня 2 рисунка. Какой рисунок выберет поэт для иллюстрации обложки своего стихотворения, а какой – учёный. Почему?

7. Прочитаем стих на стр. 80.

Какая часть стихотворения похожа на скороговорку? Как её надо читать?

8.Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 2 класс школа России »

Валентин Берестов «Хитрые грибы».

Цель:

- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: беседа



Ход урока.

1. Организационный момент.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…

Как зовётся?

Сегодня мы продолжим говорить про осень.

-Какие приметы осенней поры были названы в стихотворении?

Вчера мы познакомились с произведением Ирины Токмаковой об осеннем явлении природы – листопаде. Дома вам надо было выучить стихотворение наизусть. Проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели урока.

А сегодня мы совершим путешествие в осенний лес.

  • Какие природные богатства хранит лес? Что полезное нам даёт?

  • А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является ни растением, ни животным?

Подсказка. И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

4. Изучение нового материала.

Откроем учебник стр. 77 и прочитаем статью про грибы.

-Значит, кто написал эту научную статью?

  • Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

  • Сколько видов грибов существует?

  • Какие грибы вам известны? Картины с грибами.

Всё это шляпочные грибы, но есть и другие. Например: плесень на хлебе - это тоже грибы, есть и молочный грибок. Он помогает молоку скисать и превращаться в простоквашу.

И дрожжи, которые мама добавляет в тесто.

Мы же поговорим о шляпочных грибах, т. к. их собираем в лесу.

Таблица с грибами. Все эти грибы называют шляпочные грибы. Вернее их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастает плодовое тело: ножка и шляпка. На шляпке снизу у одних грибов слой трубочек, а у других - пластинки.

Мы называем поддон. В этих трубочках и пластинках созревают споры гриба – крошечные живые «пылинки». Они у грибов вместо семян, то есть служат для размножения.

Размеры грибов тоже разные. Есть грибы гиганты (до 1,5м), а есть малютки – всего мм.

Шляпочные грибы очень важно распознавать. Ведь именно их мы собираем в лесу. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

Загадки.


Серенькие шляпки, рябенькие ножки. Вот он гриб – боровик,

Под берёзою растут. Как их зовут? (подберёзовик) И красив он и велик.

Средь молодых сосёнок (синонимы к слову «боровик»)

В блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок … (маслёнок)

-Почему его так назвали?

Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной, или в сероватой.

Собирай, не мешкай – это .. (сыроежки)

Очень дружные сестрички - золотистые сестрички. (лисички)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, -зовусь я … (подосиновик)

Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

-Как называют эти грибы?

Но не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги. И если человек их съест, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Эти грибы называют несъедобные.

Отгадайте.

У него невзрачный вид. Валанчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб. Учти - он очень ядовит.

Смотри,не бери его с полянок. Его называют … (поганок)

Главный признак бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у них белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.

А этот красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки.

-Почему его так назвали?

К старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или др. насекомое прикоснётся к «воде», она погибает.

  • А можно ли сбивать ногой, раз он ядовит?

  • (Если он и опасен для насекомых, то для некоторых зверей служит лекарством.)

Ребята, ядовитые грибы надо знать в лицо. (объяснение фразеологизма)

Ведь и есть опасные двойники.

Поможет вам разобраться в грибах атлас – определитель. На стр. 102 есть рисунки и описание грибов. Дома вместе с родителями ознакомитесь с разными грибами и изучите, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.

Предостережение: если ты не знаешь, какой гриб, то лучше его не бери.

Очень много можно узнать о грибах в энциклопедии.(Показать детскую энциклопедию «Что это? Кто это?»)

Физкультминутка.

Мы входим с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Посмотрели вправо влево

Наклонились и присели

Заниматься тихо сели.

5. Закрепление нового материала.

  1. Подготовка к восприятию.

-Ребята, в какое время года собирают грибы?

-Кто из вас любит собирать грибы?

-Как называют людей, которые собирают грибы? грибники

-А знаете ли вы ,как правильно собирать грибы?

Грибы надо аккуратно срезать, не вырывать мох вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу.

А сейчас детский писатель Валентин Берестов расскажет нам, как он ходил в лес за грибами.

  1. Первичное чтение.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Много ли грибов нашёл автор?

-Как называют таких грибников? горе-грибник

-Прочитаем трудные слова по слогам. карточки

  1. Чтение стихотворения учениками. Беседа после чтения.

1).-Какое настроение вызвало оно у вас? Почему? (По четверостишиям)

2)-Какие строки стихотворения показались вам смешными? Почему?

-Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

-Чем же автор перепугал грибы?

-Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

-Почему же он не нашёл ни одного гриба?

-С какой интонацией надо читать это стихотворение?

  1. Работа над выразительностью.

Прочитайте первое четверостишие.

-О чём здесь рассказывает автор? С какой интонацией надо читать? (с радостью)

Прочитаем второе четверостишие.

  • О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? ( недоумённо)

Прочитаем третье четверостишие.

-О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? (с сожалением, грустно)

-Прочитайте выразительно, передавая настроение.

5) Выразительное повторное чтение.


6.Итог урока.

-Какие открытия сделали на уроке?

-Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных?

-Как правильно нужно собирать грибы?

-Почему нужно соблюдать эти правила?

  • Грибы надо срезать, чтобы не повредить грибницу.

  • Собирать грибы нужно только со взрослыми.

У меня 2 рисунка. Какой рисунок выберет поэт для иллюстрации обложки своего стихотворения, а какой – учёный. Почему?

7. Прочитаем стих на стр. 80.

Какая часть стихотворения похожа на скороговорку? Как её надо читать?

8.Домашнее задание.

Нарисовать три съедобных гриба и три несъедобных.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения 2 класс школа России

Автор: Соловьева Елена Николаевна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-i-a-krylov-vorona-i-lisitsa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "201040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428950646"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока литературного чтения в 1 классе по УМК "Школа России" И.Токмакова "Аля,Кляксич и буква "А""."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_1_klassie_po_umk_shkola_rossii_i_tok"
    ["file_id"] => string(6) "426169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503591179"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_3_klassie_tiema_uroka_v_p_astaf_iev_"
    ["file_id"] => string(6) "448272"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515330630"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) ""Твёрдый согласный звук ц. Буква ц." (конспект урока литературного чтения в 1 классе)"
    ["seo_title"] => string(78) "tviordyisoghlasnyizvuktsbukvatskonspiekturokalitieraturnoghochtieniiav1klassie"
    ["file_id"] => string(6) "268082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450540558"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока литературного чтения 2 класс. Сказка "У страха глаза велики"."
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_2_klass_skazka_u_strakha_glaza_veliki"
    ["file_id"] => string(6) "503531"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552903339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства