І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА | Проверка готовности учеников к уроку. - Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы. Поэтическая минутка. Всё в тающей дымке- Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. (Н. Рыленков) - Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа. - А что такое природа? - На какие 2 группы можно разделить природу? Слайд 1 -Как отличить живую природу от неживой? - Как называется наука, которая изучает живую природу? Слайд 2 - На какие группы ученые-биологи разделили живую природу? - А вот про какую группу мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав шифр. Для этого, нужно зачеркнуть буквы, которые не подходят к шифру. к | р | о | м | а | д | с | у | п | т | е | в | ё | н | ф | и | я | ы | Шифр: Ответ: растения | 1. Проверяют наличие учебных вещей к уроку. - Это то, что нас окружает и не сделано руками человека. - Живая и неживая. - Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. -Биология - Царства растений, животных, грибов, бактерий. Разгадывают шифр. |
ІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | 1) Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы узнаем новое о растениях. Рассказ о том, как появилась наука о растениях – ботаника. - С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» - «трава». - Как называется наука о растениях? (ботаника) Слайд 3 - Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях. - Почему растения можно разделить на большое количество групп? - Вы несколько раз употребляли слово «разные». Назовите тему урока? Слайд 4 2) Знакомство с новой классификацией растений. -Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп. -И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп. 3) Знакомство с новым понятием: Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков. Слайд 5 Посмотрите, сколько разных групп растений. Слайды 6-10. Составим интеллект – карту. мхи водоросли папоротники Цветковые растения Хвойные растения - Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? - Чем мы будем пользоваться, проводя исследование? Мы будем работать группами. 1-я группа: Что такое водоросли? 2-я группа: Что такое мхи? 3-я группа: Что такое папоротники? 4-я группа: Что такое хвойные растения? 5-я группа: Что такое цветковые растения? 4)Практическая работа. Учебник с.59-64 | Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные растения; комнатные растения; части растения; лиственные и хвойные деревья. - Растения очень разные. - Разные растения или Разнообразие растений. Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу. - Учебниками по окружающему миру, энциклопедиями, гербарием. · Изучают новый материал. · Каждая группа готовит сообщение. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | - Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки. Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями. И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам. А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву. Вот так целый год росло растение. | (мышечное напряжение, глаза зажмурены) (расслабление мышц) (дети встают на ноги, открывают глаза) (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону) (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). |
| 5)Выступление групп. - Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания. -Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем. Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу. Слайд 11 Группы растений | Стебли | Листья | Цветы | Корни | Плоды и семена | Где живут? | Размножение | Водоросли | - | - | - | - | - | | спорами | Мхи | + | + | - | - | - | | спорами | Папоротники | + | + | - | + | - | | спорами | Хвойные растения | + | + хвоинки | - | + | + шишки | | семенами | Цветковые растения | + | + | + | + | + | | семенами | Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы: - Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? - Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? - Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы | Каждая группа выступает. Заполняют таблицу «Разнообразие растений». Дети оценивают выступающую группу. Водоросли Высшие растения. Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные» |
Физкульт минутка для глаз. ІII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ | Давайте поиграем. Будьте внимательны. Если я покажу цветковые вы смотрите вправо, хвойные – влево, а если покажу папоротники – закрывайте крепко глаза. - Теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится. Слайд 12 - 19 (до крапивы) - Проводится игра: 1) «К каким группам относятся растения». 2) «Найди лишнее название»: выберите лишнее растение и объясните свой выбор. Слайд 20 Тест Слайд 21-30 Ответы-31 | |