Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растений". "Школа России"
УМК: «Школа России», Плешаков А. А.
Класс: 3.
Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.
Цель урока: расширить представление детей о природе.
Задачи урока
формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);
развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);
воспитание бережного отношения к природе.
актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.
Приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн
Дидактический материал и оборудование:
учебник: Плешаков А.А. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» - М., 2011, карточки: «настроение», « Разнообразие растений» «царства природы», «деревья», «цветы», « кустарники», «ботаника», «вид», «кластеры» (для парной работы).
листок рефлексии
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
Ход урока
1. Орг. Момент: введение в раздел, тему урока.
Желаю | соприкасание большими пальцами |
Успеха | указательными пальцами |
Большого | средними пальцами |
Во всем | безымянными пальцами |
Удачи тебе на уроке | переплетение рук |
Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже.
Мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика)
Я рада. Спасибо.
2. Фронтальный опрос.
- Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему?
-Одинакового ли цвета почва в разных местах?
- Докажите, что в почве есть воздух.
-Какие живые существа есть в почве?
- При каких условиях плодородие почвы будет более высоким?
- Одинакового ли цвета почва в разных местах?
- Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?
3. Стадия вызова: мотивационно – целевой этап.
Учитель:
Предлагаю вам, ребятки
Отгадать мои загадки.
В летний солнечный денек золотой расцвел цветок,
На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,
А проснулся — улыбнулся: — Вот пушистый я какой,
Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой! ( одуванчик)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила. ( ива)
Круглое, румяное -
С дерева достану я,
На тарелку положу:
“Кушай, мамочка”, — скажу. ( яблоко)
Учитель:
А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).
Правильно, молодцы!
Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете?
(высказывания ребят)
Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.
Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(высказывания ребят).
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
(на доске появляется карточка с названием темы « Разнообразие растений»
Растения представляют большие группы – царства,
(появляется на доске карточка «Царства»
Приём «Составление кластера»
Учитель:
Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на странице 71, я вам предлагаю в парах заполнить кластер.
(Дети в парах заполняют кластер на предложенных карточках, учитель выносит данный кластер на доску. После парной работы кластер заполняется с ребятами по их предложениям)
Учитель:
Имеющиеся у нас знания помогли нам заполнить лишь часть схемы. Как заполнить остальные гроздья кластера? Где же взять недостающую информацию? (обратиться к тексту учебника, спросить у родителей, найти ответ в энциклопедии,..)
4. Осмысление
Работа с текстом учебника. Приём «Инсерт»
Учитель:
Предлагаю вам открыть учебник на странице 72. Прочитайте предложенный вам текст. Во время чтения делайте пометки на полях.
v - эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне не понятна, у меня появились вопросы.
(Учащиеся осмысленно читают текст, делают пометки. После чтения возвращаются к кластеру и заполняют его.)
Учитель:
Ребята, у кого во время чтения возникли вопросы? (выслушиваются мнения ребят, возникшие вопросы разбираются)
Итак, я надеюсь, что мы получили необходимые знания и сможем заполнить недостающие царства растений, (заполнение кластера)
Учитель:
Молодцы! С этим заданием вы справились прекрасно.
5. Распознавание частей растений.
Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
Физкультурная минутка
6. Работа по теме урока
Посмотрите на нашу схему, в царстве «деревьев» есть разные группы. А как эти группы называются в науке?
(Высказывания ребят. В случае если ответа нет, учитель предлагает его найти в учебнике на странице73, 1, 2 абзацы.
На доске появляется карточка «вид»)
1.Цветковые растения
Учитель. - Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. ( Слайд 10)
Работа со слайдом.
Как вы думаете, можно ли дерево назвать цветковым растением?
2.Хвойные растения.
Другая группа растений – хвойные растения.
Какие растения относятся к этой группе? Что общего между цветковыми растениями и хвойными?
Чем они различаются?
Учитель. – Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
3. Папоротники.
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
4. Мхи.
( рассказывает заранее подготовленный ученик)
МХИ
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
5. Водоросли.
(рассказывает заранее подготовленный ученик)
Водоросли.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли)
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
7. Это интересно. (Сообщения детей)
Опасные растения.
Борщевик – гигантское растение, высотой 2 метра. Растёт преимущественно по берегам рек. На берегу нашей реки Нечепсухи произрастает в больших количествах. Это растение очень опасное. Его листья могут обжечь кожу человека. Ожог заживает очень долго. Поэтому, это растение трогать нельзя.
Растения – рекордсмены.
Водоросли:
• Самые древние растения на Земле.
• Учёные утверждают, что водоросли появились более 500 миллионов лет тому назад.
Эвкалипт: • Одно из самых высоких деревьев, растущих в Краснодарском крае.
• Высота дерева достигает 100 метров.
Ряска:
• Одно из самых маленьких растений.
• На ногте ребёнка может поместиться 1-2 таких растений.
Самшит:
• Самое твёрдое дерево на Земле.
• Его древесина столь прочна, что может сравниться с железом. Топор при ударе о такое дерево тупится, отскакивая от ствола.
• Растёт на склонах горы Фишт (Краснодарский край)
Бамбук:
• Самая высокая трава. Произрастает в Краснодарском крае.
• За каждый день она прибавляет в росте на полметра. Растёт только 40 дней, а иначе бы дотянулась до облаков.
Тыква: (
• Самый крупный плод.
• Вес достигает более 90 килограммов.
8. Закрепление изученного.
Учитель:
Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельно задание в рабочей тетради на странице 29, № 1, 2, 3 и проверить работу в парах (работа в тетрадях, взаимопроверка)
Учитель:
Есть ещё игра для вас, я начну её сейчас. Игра называется « Узнай меня»
О ком идёт речь?
Игра «Узнай меня»
1. Мы – самое большое царство растений, нас почти 250 тысяч видов (цветковые).
2. Цветков, плодов и семян у нас не бывает. Наши листья похожи на перья
(папоротники).
3. Мы растём во влажных местах, нас около 27 тысяч видов (мхи).
4. Мы – самое малочисленное царство растений (хвойные).
Учитель:
Хорошо, вы были на уроке внимательны. И прекрасно продемонстрировали свои знания.
9. Итог урока. Рефлексия (Приём «Синквейна»)
Учитель:
Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).
Пример синквейна
Растения.
Полезный, прекрасные.
Кормят, одевают, радую.
Зелёный наряд Земли.
Восхищение!
Подведение итогов
Учитель:
Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:
(на доске появляется карточка со словами)
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
(высказывание учащихся)
Учитель:
Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок(поднимают карточки – сигналы).
Спасибо.
10. Домашнее задание
Учебник - стр. 75, вопросы «Проверь себя»
Рабочая тетрадь – стр. 30, №4, №7.
Учитель:
Я всех благодарю за урок!
Используемая литература при подготовке к уроку:
.
Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 3 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” / Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2011.
Методика преподавания истории в начальной школе/ М.Т. Студенкин, В.И. Добролюбова/ М: Издательский центр “Владос”, 2001.
«Я иду на урок в начальную школу» Окружающий мир, Книга для учителя, Москва, 2009г.
Интернет ресурсы
http://helgireen.users.photofile.ru/photo/helgireen/3406677/xlarge/73568894.jpg
http://godsbay.ru/slavs/images/slav03.jpg
http://istorik.org/wp-content/uploads/2008/03/slav08.jpg