-познакомить учащихся с разнообразием растений на Земле;
- развивать умение классифицировать растения по группам;
-развивать умение давать характеристику представителей растений разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни;
-развивать умение работать в группе;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Вступление.
-Ребята, кому знаком секрет успешной работы на уроке? Как нужно работать?
(Учитель подводит ребят к выводу: необходимо работать дружно и уважать мнение одноклассников.)
1.Определение темы урока.
-Мы начинаем урок. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь в стихотворении.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. СЛАЙД 1(лес)
-Почему лес наш друг?
- Что мы можем видеть в лесу?
СЛАЙД 2
-Что вы можете сказать о растениях, глядя на эту картину?
-Кто может определить тему нашего урока? О чём мы будем сегодня говорить?
СЛАЙД 3.
-Итак, тема урока: «Разнообразие растений».
Актуальность:
- Ребята, зачем нужно изучать разнообразие растений? (Как может это пригодиться вам в жизни?)
Межпредметная связь:
_ - Кто может сказать, как называется наука о растениях?(ботаника)
- А как же называется профессия тех людей, которые изучают растения?
(ботаники)
Цели нашего урока:
-познакомиться с разнообразием растений на Земле;
-учиться классифицировать растения по группам;
-уметь давать характеристику растений разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни;
- уметь работать в группе;
-учиться бережно относиться к природе.
-Для того, чтобы достичь поставленной цели, мы должны ответить на вопросы и зафиксировать ответы в «Дневнике наблюдений юного ботаника».
(Каждый учащийся в ходе урока записывает все ответы на вопросы в «Дневник». Ребята работают в группах. В каждой группе есть помощник, который помогает раздавать необходимый материал во время урока.)
2.Ознакомление с новым материалом.
( Ученики читают вопрос в «дневнике», учитель выясняет, что учащимся известно о том или ином растении. Каждый вопрос создаёт проблемную ситуацию, поэтому знакомство с новым материалом мотивировано. Учитель знакомит учащихся с новым материалом. Ребята записывают ответ. )
- Итак, открываем наш дневник. Перед вами 1-й вопрос:
1.Как называется группа растений , которые растут на дне рек, морей, различных водоёмов?
(Фронтальная работа. Ребята пытаются ответить на вопросы. Поскольку ученики не могут ответить на все вопросы, то с показом слайдов вводится информация о водорослях.)
СЛАЙД 4,СЛАЙД 5
Информация о водорослях.
- Водоросли - сборная группа низших растений (их тело не расчленяется на стебель , лист, корень), обитающих в солёных и пресных водах. Немногие смогли освоить сушу.
2.Запиши несколько названий водорослей.
3.Какие водоросли люди употребляют в пищу?
(Фронтальная работа. Вопрос вызывает у учеников затруднение. Учитель знакомит с новым материалом.)
-Ламинария (морская капуста), ульва (морской салат) употребляются в пищу и являются источником йода. Красные водоросли играют важную роль в жизни морских животных, являются пищей, их используют для получения вещества - агара, похожего на желатин, который важен для желе, конфет.
- Итак, продолжаем дальше работать с дневником .
Вывод: о растениях какой группы мы говорили? Что вы узнали о водорослях? (Вывод на данном этапе.)
(Продолжение работы с дневником.)
4. Группа каких растений после гибели может вновь ожить в воде?
5.Какая среда обитания необходима мху для жизни?
6.Запиши несколько названий мховых.
(Фронтальная работа. Ребята по очереди стараются ответить. Перед учениками возникает проблема. Запись информации в «дневники». )
СЛАЙДЫ 6,7,8.
Информация о мхах.
-Мховые включают 27 тыс.видов. Например: кустистый лишайник приальпийская кладония, листовой лишайник пельтигера собачья, сфагновый мох, политрихум обыкновенный – кукушкин лён. Размножаются в среде с повышенной влажностью, но не вблизи морей, засоленных почв. Они часто образуют моховые подушки. Могут размножаться на деревьях, камнях. В большинстве своём они многолетние растения. Встречаются в лесах России и др. странах.Воду поглощают всем своим телом .
Практическая работа (в группах): ребятам предлагается налить воду на мох и провести наблюдение как он впитывает воду.
-Если убрать из сырой среды засыхает, может пролежать долгое время без воды, засохнуть, но стоит поместить в воду, через некоторое время начинает размножаться. Если приглядеться состоит из мелких частиц.
СЛАЙД 9.
Вывод: О растениях какой группы мы говорили? (Учащиеся делают вывод.)
(Продолжение работы по «Дневнику юного ботаника». Дети пытаются ответить на вопросы, а затем слушают информацию и стараются кратко зафиксировать ответ.)
7. Назови растение, которое ты видишь на листке.
8. Какие названия папоротниковых ты знаешь?
СЛАЙДЫ 10,11,12.
Информация о папоротниках.
-Возникли около 200 млн. лет назад. В России около 100 видов.
На картине дербянка, птерис, кариота, нефролепис, многорядник. Это декоративные папоротники.
Папоротник может расти в смешанных лесах, хвойных, лиственных. Корни используют как противоглистное лекарство.
Распространён практически по всему земному шару. Размножается спорами.
Вывод :что вы узнали о папоротниках? (Ученики делают вывод.)
9. Назовите растения, которые имеют хвою.
10.Чем отличается хвоя лиственницы от хвои других хвойных деревьев?
11. К какой группе растений можно отнести пихту, секвойю?
(Фронтальная работа. В ходе чтения вопросов, учитель выясняет, что ребятам известно. Поскольку учащиеся затрудняются ответить на вопросы, возникает проблемная ситуация. Учитель мотивирует учащихся к изучению нового материала. Индивидуальная работа в «дневниках».)
СЛАЙД 13
Информация о хвойных.
-Перед вами ель, лиственница, секвойя, крымская сосна. Хвоя - иголки, которые покрыты плотной кожицей. Хвоя выделяет в воздух фитонциды- летучие выделения, которые обеззараживают воздух. Хвоя используется для лечения воспалительных процессов.
Ель - в России насчитывается 7 видов из 35. Встречается в различных районах России. В Скандинавии. Является вечнозелёным хвойным растением.
Лиственница – встречается в Сибири и на Урале. В России 8 видов из 35.
Иголки мелкие и мягкие. Осенью желтеют как листья и опадают.
Секвойя - растёт на Тихоокеанском побережье США. Одно из самых высоких представителей растительного мира 112 м высотой. Вечнозелёное дерево. Иголки схожи с иголками ели.
Сосна – встречается по всему миру. Хвоя её содержит много витамина С и поэтому её используют для предупреждения авитоминоза. Иголки её немного длиннее, чем у ели, пихты. Является вечно зелёным.
Пихта – хвойное растение растёт в Северном полушарии, хвоя живёт 6-7 лет.
Вывод :о какой группе растений мы говорили?(Ученики делают вывод.)
(Фронтальная работа. Чтение вопросов в «дневнике». Ученики читают следующие вопросы и фиксируют ответы. Индивидуальная работа в «дневниках».)
12. Назовите цветковые растения нашего края.
13. К какой группе растений можно отнести шиповник , кактус?
14.Чем полезны ягоды шиповника ?
СЛАЙДЫ 14,15,16.
Информация о цветковых.
-Перед вами вишня, клюква - цветковые, которые имеют съедобные плоды.
Клюква имеет кислый вкус, но очень полезна. Ягодки алого цвета.
Вишня бывает разных сортов: 1.Ширпотреб чёрная,2. Плодородная Мичурина, 3.Шубинка,4. Любская,5. Краса севера, 6. Владимирская.
-Перед вами шиповник и кактус. Почему они являются цветковыми растениями?
- Плоды шиповника содержат витамин С, настой используется как противовоспалительное, витаминосодержащее средство.
(Запись ответа на вопрос в дневник и сверка результата со СЛАЙДОМ 17.)
Вывод: с какой группой растений мы познакомились? (Ученики сами делают вывод.)
15. Запиши группы растений, которые ты знаешь.
(Запись названий групп растений в «дневник».)
3.Самостоятельная работа в группах.
- А теперь каждая группа работает самостоятельно. Нужно совместно определить группу растений, и подписать карточки, выданные вам.
(Работа в группах. Ребята совещаются и подписывают название группы данного растения. Затем происходит проверка выполненной работы. Ребята командами представляют свою работу, а остальные либо соглашаются, либо опровергают ответ.)
4. Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какая информация была интересной?
-Что вам удалось больше всего ?
5. Оценка деятельности учащихся.
- Как вы оцениваете свою деятельность?
(Учитель либо соглашается с учащимся, либо объясняет, почему ученик
неверно оценил свою деятельность на уроке.)
-Ребята, сегодня все постарались поработать. Вам удалось достичь поставленной цели.