Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.»
Урок обучения грамоте
1 класс (1 -4)
Тема. Из истории языка.
Цели деятельности учителя: - познакомить с некоторыми моментами из истории языка; - закрепить знания о роли гласных е, ё; в результате наблюдения сделать вывод о букве ё, которая обозначает всегда ударный гласный звук; - включить его в активное чтение, соблюдая орфографические нормы.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты (универсальные учебные действия): П.: учить работать по предложенному учителем плану; оформлять свою мысль в устной речи, высказывать своё мнение; Р.: принимать и сохранять учебную задачу, планировать совместные с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; К.: уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; задавать учебные вопросы, строить речевое высказывание.
Оборудование. Азбука, карточки с буквами е, ё, иллюстрация Буратино, рисунок ёлочек, музыка к зарядке, сказка о буквах е, ё.
Ход урока
I. Орг. момент. Внимание: проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Азбука? Пенал? Тетрадка?
II. Актуализация полученных знаний.
У. – Отгадайте загадку:
33 сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ.
Д. – Буквы.
У. – C какими необычными волшебными буквами мы познакомились на прошлом уроке? У. – А почему они необычные? Д. – Могут обозначать 1звук или 2. У. – А в каких случаях эти буквы передают 1 звук? Д. – Если стоят после согласных и обозначают их мягкость. У. – В каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука? Д. – В начале слова или после гласного звука. У. - Попробуем доказать сказанное. ( Открываю запись на доске.)
1) Мел, ель, ёлка, мёл. У. – Что вы можете о них сказать? У. – Попробуйте разделить их на 2 группы. У. – По какому признаку? 1гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. мел мёл мел ель ель ёлка мёл ёлка У. – Обратим внимание на слова мел, мёл. - Какую роль выполняют буквы е, ё в этих словах? Д. – Обозначают гласные звуки. Стоят после согласных и обозначают 1 звук и мягкость согласного. Мел [`э] Мёл [`о] У. – А во 2 столбике? Д. – Обозначают 2 звука, первый из них согласный [й`]. ель [й` э] ёлка [й`о] У. – Сделаем вывод, от чего же зависит работа букв е, ё? Д. – От того, стоят эти буквы в начале слова или после согласных. У. – Сегодня на уроке мы поговорим об этих буквах и звуках, которые они обозначают. Узнаем что-то новое и интересное. Ребята, а вы хотите узнать ещё секреты про эти буквы? А поможет нам в этом, отгадайте, кто?
У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Но любил папаша сына Шалунишку… (Буратино). ( Иллюстрация с изображением Буратино) У. – Каждое утро, проснувшись, Буратино делает зарядку. На нашем уроке мы тоже сделаем зарядку.
Ф и з м и н у т к а (под музыку)
III. Изучение нового материала.
У. – Угадайте, о чём идёт речь?
Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего; его всю жизнь изучают, хотя знают с самого детства. ( Язык)
У. – Что же такое язык? Обратимся к словарю.
Язык – это средство общения, обмена мыслями.
Язык – это речь, способность говорить. (1ученик зачитывает изтолкового словаря.)
У. - Язык возник и развивался на протяжении многих лет. «Язык каждого народа создан самим народом». ( К. Д. Ушинский). Нет народа без языка, нет языка без народа. Выходит, народ – творец истории своего языка.
1) У. – Знаете ли вы, что на Руси все слова писали слитно, без пробела между ними? - Как же тогда читали ваши ровесники?
(Запись на доске.) доброесловоикошкеприятно
- Попробуйте прочитать эту запись. - Что можно сделать, чтобы легко было прочитать? Д. – Разделить чёрточками. У. – Как вы понимаете значение этого выражения? 2) – А ещё раньше люди писали слова только согласными буквами. Догадайтесь, какую сказку начали писать? (с. 82., 2-е задание) (Дети самостоятельно вставляют пропущенные гласные и читают началосказки.)
У. – Кто догадался? У. - Из русской народной сказки «Заяц, лиса и петух». У. – Кто знает, что значит «лубяная»? (Сделанная из луба – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы.) 3) – Сейчас в словах живут и гласные буквы. Поэтому читать нам стало легче. Я предлагаю прочитать слова в столбиках. ( Жужжащее чтение, затем все вместе хором.) У. – Какой звук обозначает буква е в словах первого столбика? Д. – Буква е обозначает в каждом слове 2 звука (й` э). У. – Почему во втором столбике написаны слова и буквой е, и с буквой ё? Д. – Буквы е и ё в начале и после гласного читаются одинаково. У. – В 1-ом, 2-ом и 3-ем столбиках подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. ( Проверяем.) У. – Сколько букв в словах ёж, мел? У. – Сколько звуков и слогов?
Ф и з м и н у т к а
Ёлочки зелёные На ветру качаются, На ветру качаются, Низко наклоняются. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов.
4) – Продолжим раскрывать секреты буквы ё. Оказывается, буква Ё – самая молодая буква в русском языке. Известен её создатель, у неё есть «день рождения». Более 220 лет назад букву предложила княгиня Дашкова. А позднее, писатель Н. М. Карамзин в своём сборнике стихов впервые использовал букву Ё.
а) Чтение текста «А знаешь ли ты?»
(1-й абзац – 1ученик, 2-й абзац- 2 ученик до слова «Ветер…)
У. – Догадались, о чём идёт речь в этом предложении?
У. - Отрадно отметить, что сейчас в стране Правительством РФ рассматривается вопрос о принятии решения об обязательном употреблении буквы Ё. Ведь Ё является самостоятельной и седьмой по счёту буквой русского алфавита, а все буквы равноправны в их написании. Все словари русского языка, энциклопедии печатаются с буквой Ё, а в последние годы и многие книги, газеты, журналы.
б) 3 абзац читают самостоятельно (жужжащее чтение).
У. – А какой ещё секрет буквы Ё вы открыли, прочитав последний абзац? Д. – Буква Ё в слове всегда находится под ударением.
У. – Сейчас Аня расскажет вам сказку, из которой вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки – ой, нет – две точки.
Сказка о буквах Е и Ё.
Д. – Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда в ударном слоге пишется.
IV. Работа с текстом.
1) Работа по вариантам.
а) 1в. – Найти в тексте слова с буквой Е.
2в. - Найти слова с буквой Ё. - Заданную букву подчеркнуть. Начинаем работать по сигналу в течение 1 минуты. б) Проверка. У. – Сколько слов нашли 1 в.? 2в.?
2) Выборочное чтение. Работа в парах.
а) В 1 предложении найдите предложение, к которому можно составить такую схему:
[___ _____ ___ __ _____ ___ _____ .
У. – Как быстро догадались найти это предложение? Дайте характеристику этому предложению. Д. – Повествовательное, состоит из 7 слов.
V. Итог урока.
У.– Что нового узнали на уроке? У.– О каких секретах буквы Ё вы теперь знаете? Ученик.
Е и Ё – родные сёстры, Различить сестёр непросто. Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. У. – Кто помогал нам на уроке? Д. – Буратино. У. – Буратино благодарит вас за работу и говорит: « Спасибо, ребята!» Он тоже узнал много интересного о буквах Е и Ё. У. – С каким настроением уходите с урока? Покажите на карточках.