Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов прошедшего времени"
Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов прошедшего времени"
Цель: Совершенствование умений образовывать глаголы прошедшего времени, закрепить умение грамотно (употреблять) писать окончания глаголов единственного числа.
Задачи:
Предметная: повторить правило о том, что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание; закрепить умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-уметь работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь грамотно строить фразы; слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивать умение анализировать информацию, умение работать на электронном ресурсе.
Личностная: способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; формировать навыки самооценивания своей деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Коррекционная: развивать орфографическую зоркость, память, речь в соответствии с языковыми нормами.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов прошедшего времени"»
Конспект урока русского языка для обучающихся с ТНР 4г класса.
Учитель: Черникова Ю.В.
Тема: «Правописание глаголов прошедшего времени».
Цель: Совершенствование умений образовывать глаголы прошедшего времени, закрепить умение грамотно (употреблять) писать окончания глаголов единственного числа.
Задачи:
Предметная: повторить правило о том, что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание; закрепить умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-уметь работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь грамотно строить фразы; слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивать умение анализировать информацию, умение работать на электронном ресурсе.
Личностная: способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; формировать навыки самооценивания своей деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Коррекционная: развивать орфографическую зоркость, память, речь в соответствии с языковыми нормами.
- Я желаю вам на уроке получить хорошие и крепкие знания. Не лениться и быть внимательными.
2. Актуализация и коррекция знаний
Ответы на вопросы.
План:
Отвечать на вопросы
Работать с правилом
Выполнять речевую разминку
Работать в парах
Выполнять физминутку
Работать в тетрадях
Подводить итоги
Ребята, прежде чем мы с вами перейдём к закреплению изученной темы, мы с Вами познакомимся с планом.
Влад, познакомь, пожалуйста, ребят с планом урока.
Ребята, над какой большой темой мы работаем?
Глагол – это…
Неопределённая форма глагола – это…
У глаголов существуют такие времена – …
Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы – …
Глаголы неопределённой формы чаще всего имеют суффиксы – …
Чем чаще всего является глагол в предложении?
Изменение глагола по лицам числам в настоящем и будущем времени называется …
Какие глаголы называются возвратными?
Что пишется перед суффиксом СЯ в возвратных глаголах неопределенной формы?
Отлично, ребята, вы справились с этим заданием и еще раз повторили всё то, что изучали на предыдущих уроках по русскому языку.
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)
(Начальная форма глагола)
(Прошедшее, настоящее и будущее)
(Что делать? Что сделать?)
(-ть, -ти)
(сказуемым)
(Спряжением)
(глаголы, которые заканчиваются на суффикс СЯ)
(пишется Ь знак)
Послушайте стихотворение.
Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.
Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся.
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.
Чем интересно это стихотворение?
-В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение.
- Что обозначают глаголы в прошедшем времени?
Молодцы. Сегодня мы должны с вами повторить всё, то, что нам известно о глаголах в прошедшем времени и узнать о них новые сведения.
(Оно состоит только из глаголов.) (В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?)
(Действие, которое произошло до момента речи).
Знакомство с правилом
Скажите, если глаголы прошедшего времени будут отвечать на вопросы: Что делал? Что делала? Что делало? то из этого, какой можно сделать вывод:
Давайте откроем учебники на стр.109-110 и сравним наши догадки с правилом.
Обратите внимание на 110 страницу внизу. - Прочитайте правило.
- Кроме окончаний, что еще образует глагол прошедшего времени?
- В чем его особенность?
- Почему он не входит в основу?
- Посмотрите на вопросы. Есть ли в нем суффикс прошедшего времени?
глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Изучают правило
- суффикс «л»
- Он не входит в основу слова
- Он образует прошедшее время глагола
- да
Речевая разминка
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня,
А вчера кричит: « ушел!»
Завтра скажет: « я уйду!»
Позавидуйте ему!
Первичное закрепление.
Работа в парах
Вам надо заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. Работать вы будете в парах.
Давайте повторим правила работы в парах.
Начальная форма
Мужской род
Женский род
Средний род
Множественное число
Видеть
Стоять
Работать
Оцените свою работу. У кого нет ошибок « 5», одна или две «4», у кого больше.. «3».
- Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу? Что происходило с глаголом? Как он изменялся?
- А с глаголом во множественном числе произошли изменения?
- Какой вывод можно сделать?
(Слушаем друг друга.
Не перебиваем. Говорим тихо.)
Выполняют, проверяют
Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р., ж.р., ср. р. ) ( И ПО ЧИСЛАМ
(НЕТ)
( Во множественном числе глаголы по родам не изменяются).
Физминутка
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Закрепление.
Работа в тетрадях
А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. Выполним упражнение на карточках. Времени у вас немного, не отвлекайтесь ни на что. Ели будут вопросы, поднимайте руку.
Давайте сделаем вывод, как можно определить род глагола?
( по роду имени существительного, с которым оно связано по смыслу)
Подведение итогов
Итак, давайте обобщим все, что мы узнали на уроке.
- По каким признакам можно распознать глаголы прошедшего времени?
1. Отвечают на вопрос : что делал?, что сделал?, что делала? и т.д
2. Образуются при помощи суффикса -л- .
- Входит суффикс -л- в основу слова или нет ?( НЕТ)
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
1. По числам. ( подсказка – делал – делали )
2.В единственном числе по родам.
- Приведите свои примеры . (Подсказка Стоял – стояла- стояло )
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Стр. 113 № 240 – выполнить, пользуясь таблицей. И выучит правило на стр. 109, 110.