Окружающий мир «Дикие животные жарких стран»
в 3 «В» - 4 «В» классе с обучающимися со сложным дефектом 8 вид
Цель:
Формирование представлений о диких животных жарких стран.
Задачи:
1.Коррекционно – образовательные:
- закрепить названия животных жарких стран, их характерные особенности внешнего вида (величина, окрас, части тела), их повадки и образ жизни;
- учить различать животных жарких стран;
- продолжать учить правильно, называть детёнышей жарких стран.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую и общую моторики.
3.Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать умение слушать как педагога, так и своих сверстников.
Оборудование:
Презентация «Дикие животные жарких стран»
Маска – слон.
Панорама - Африканская саванна.
Жираф, слон, зебра, бегемот, крокодил вырезанные из бумаги, коричневая бумага. Клей, кисточки, цветные карандаши на каждого учащегося.
Ход занятия
Сообщение темы урока.
- Ребята, послушайте внимательно загадку.
Самый теплый материк
Живописен и велик.
Тут живет среди саванн
Много львов и обезьян.
Что это? (Африка)
- Мы с вами отправимся в Африку, где всегда солнечно и жарко, и не бывает холодной зимы и снега.
2. Слайд. Посмотрите это географическая карта. Кто может найти Африку?
Так же к жарким странам относятся Индия, Южная Америка, Австралия.
«Жаркие страны» это:
3. Слайд. Пустыни
В большинстве пустынь царит жара, выпадает очень мало осадков, а почва песчаная или каменистая. Растительный и животный мир здесь крайне скуден.
4. Слайд. Полупустыни – жаркие равнины, расположены между пустынями и степями. (
5. Слайд. САВАННЫ - плодородные тропические степи, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками
6. Слайд. ДЖУНГЛИ - влажные тропические леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
В джунглях звон везде стоит,
В джунглях слон вовсю трубит.
А у жирафа шея длинная.
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная.
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
От солнца все в глазах искрится.
С тигрятами лежит тигрица.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
Отгадайте загадки.
Зовут его Корабль пустыни,
Да он там ходит и по ныне.
Колючки главное из блюд,
Но он привычен, он …. Верблюд 7. Слайд.
Верблюды бывают двух видов одно- и двугорбые. Они живут в жарких и сыпучих песках. Движения такие же плавные как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья - жир их прокормит. Питается сухими травами и листьями пустынных растений.
Почему не жарко им в пустыне?
Длинная и густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
Пройдёт он, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что гордый нрав,
Ведь выше всех зверей …Жираф 9. Слайд.
10. Слайд. У жирафа длинные ноги. Длинная шея. Он высотой с двухэтажный дом и достигает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья самое любимое лакомство жирафа — листья акации. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши, и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая голову, он видит всё вокруг.
Он серый, большой, на четырех столбах,
Посмотришь на него, и скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает, всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он?
Ну, конечно, это….Слон 11. Слайд.
12. Слайд. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное. У него отличная память. И добро, и зло, причиненное ему, он помнит всю жизнь.
Надо гребешков штук пять,
Чтобы гриву расчесать,
Раком выражает гнев
Царь зверей - лохматый …Лев 13. Слайд.
Лев - царь зверей. Где же он, почему мы его не видим? Цвет шерсти позволяет льву быть не заметным среди желтой сухой травы. Почему льву важно быть не заметным? Он хищник, он выслеживает добычу.
Смотри - зелёное бревно,
лежит тихонечко оно.
Но коль откроет
свою пасть,
от страха
можешь ты упасть. Крокодил 14. Слайд.
Правильно в Африке живут крокодилы, они, как и черепахи откладывают в песке свои яйца и оттуда появляются их детёныши. Крокодилы хищники.
Африканские лошадки
Одеваются в тельняшки. Зебры 15 – 16. Слайды.
Полосатый - словно зебра,
И усатый словно кот,
По лесным зелённым дебрям
На охоту он идёт. Тигр 17. Слайд.
Люблю дразниться и кривляться,
И на лианах кувыркаться. Обезьяна 18. Слайд.
19. Слайд. Физминутка.
Лучшие качели – Приседают, слегка сгибая колени,
Гибкие лианы. Раскачивают руки вперед-назад,
Это с колыбели как качели.
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да! Хлопают в ладоши.
Тот не огорчается Прыгают.
Никогда.
Дидактическая игра «Добавь словечко»
(Педагог называет определение, дети угадывают, что это за зверь).
Педагог: В джунглях живут полосатые, хищные…
Дети: Тигры.
Педагог: На пальмах прыгают ловкие, длиннохвостые…
Дети: Обезьяны.
Педагог: Можно встретить больших толстокожих…
Дети: Бегемотов.
Педагог: Сильные гривастые…
Дети: Львы.
Педагог: Пугливые, быстрые, полосатые…
Дети: Зебры.
Педагог: Пятнистые, длинношеие…
Дети: Жирафы.
Педагог: Зелёные, зубастые, для всех опасные…
Дети: Крокодилы.
Педагог: Выносливые двугорбые…
Дети: Верблюды.
Педагог: Водятся в Африке медлительные, коротконогие…
Дети: Черепахи.
Педагог: И ещё огромные, сильные…
Дети: Слоны.
СЛОН
Учитель:
— Здравствуй, слон!
Почему твой длинный нос
До земли почти дорос?
Слон подумал и ответил:
Учащийся:
— Нос мне очень нужен, дети!
Учитель:
— Вот как? Нужен? А зачем?
Учащийся:
— Я ведь очень много ем!
Длинный нос еду берёт
И кладёт мне прямо в рот!
Он поможет мне напиться
И за ветку зацепиться.
Может он служить рукой —
Вот полезный он какой!
Жираф
Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
Кенгуру
Рано-рано поутру
С сумкой скачет кенгуру.
Не по магазинам –
По лугам-равнинам!
Что же рано поутру
Носит в сумке кенгуру?
Там сидит ребёнок
Рыжий кенгурёнок.
Вот кто едет с мамой
В этой сумке странной!
Тигры
Тигры – знают все ребята –
Ходят в шубах полосатых.
От хвоста и до ушей
Цвет песка и камышей.
Львы
До чего же грозный вид!
Как сердито лев рычит!
Говорит как будто он:
"Я опасен и силен!"
Точно знают львята- дети:
Мамы лучше нет на свете!
Всю любовь, заботу, ласку
Малышам отдать согласна.
Дружная семья, большая!
Лев семейство охраняет,
Львица ходит на охоту,
А у деток нет заботы.
Зебры
Очень зебры все похожи,
Но рисунок разный все же -
По окраске зебру - мать
Могут малыши узнать!
Полосатые лошадки
Убегают без оглядки,
Если рядом льва заметят -
Нет страшней врага на свете!
В одиночку редко ходят,
Чаще табунами бродят -
Вместе проще пропитаться,
Легче от врагов спасаться!
Дидактическая игра «Кто у кого?»
У львицы – львенок, львята.
У тигрицы – тигренок, тигрята.
У слонихи – слоненок, слонята.
У жирафа – жирафенок, жирафята.
У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.
У зебры – зебренок, зебрята.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
20. Слайд. Лев, тигр, морж, зебра.
21. Слайд. Верблюд, зебра, лев, жираф.
22. слайд. Носорог, бегемот, тигр, волк.
23. Слайд. Будьте внимательны, следующее задание.
1.Что нужно сделать, встретив во сне тигра? (проснуться).
2. Какого цвета будет зебра, если убрать черные полоски? (белого).
3. Какое животное называется кораблем пустыни? (верблюд).
4. Для чего тело носорога покрыто прочным панцирем? (чтобы не было ожогов от солнца, от укусов комаров).
5. На кого будет похож лев, если убрать гриву? (на львицу).
Практическая часть. Композиция «Африка»
- Разукрасить животных жарких стран цветными карандашами (зебра, бегемот, слон, крокодил)
- По контуру вырезать жирафа из цветной бумаги. Разорвать полоски коричневого цвета на небольшие кусочки. Наклеить «пятнышки» на жирафа.
- После того, как учащиеся закончили работу над рисунками, предлагается поместить работы на панораму африканской саванны.
Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили?
Что мы делали на занятии?
Что больше всего на занятии понравилось?
Панорама африканской саванны
Коллективная стенгазета «Животные жарких стран»