Основные понятия, термины: птицы, перелётные, зимующие, кочующие, дикие и домашние.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», наборы карточек с изображениями птиц, фонограмма с голосами птиц; у учащихся - цветные карандаши, листы самооценки, изображения птиц для раскрашивания.
Цель:
- познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- воспитывать желание учиться и делать открытия.
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению;
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Познавательные умения:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- уметь высказывать своё предположение;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные умения:
- научиться классифицировать птиц по признаку «перелетные – зимующие», «дикие – домашние»
- называть причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холод.
- научиться узнавать птиц по описанию и изображению;
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Ходурока
I. Организационный момент
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Установление эмоционального контакта.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?
Напоминаю, что работать вы сегодня будете в парах, а значит, вам понадобятся … (дружба, взаимоуважение, умение слушать и слышать своего товарища, высказывать свое мнение).
Свою работу вы будете оценивать при помощи трех цветов светофоров на листах достижений.
- Начнем наш урок мы такими словами:
(Стихи читают подготовленные дети)
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
С детства мы должны стремиться
Что-то новое узнать.
Все исследовать, конечно,
Чтобы в жизни применять!
II. Актуализация опорных знаний
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Звери - млекопитающие»
- Что же мы с вами исследовали на прошлом уроке? Как вы думаете, почему этих животных называют млекопитающими?
- Ребята, чтобы проверить, умеете ли вы отличать млекопитающих от других животных, я предлагаю вам сыграть в игру «Кто лишний».
-Каждая пара получила конверт, в котором находится набор картинок и должна найти среди них лишнюю картинку.
Игра “Кто лишний»
Волк, дятел, лось.
Белка, медведь, гусь.
Летучая мышь, кабан, ласточка.
Петух, заяц, лиса…
Кит, голубь, кенгуру.
Дельфин, тигр, индюк.
Проверка. Самооценка.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- По какому признаку вы объединили животных? Объясните.
- Кто у вас остался? Назовите этих животных одним словом? (Птицы)
- Молодцы. Вы справились с этой работой, и теперь каждый из вас оценит себя сам. Напоминаю: зеленый цвет – я справился самостоятельно, желтый цвет – я справился, но были затруднения, нужна была помощь, красный цвет – было очень трудно, ничего не понял.
III. Сообщение темы и постановка цели
Цель – активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.
- Глядя на «лишние» картинки, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Начало построения кластера)
Тема урока: Что мы знаем о птицах.
-Что же мы должны будем повторить…, узнать…, чему научиться…?
- познакомимся с многообразием птиц;
-научимся классифицировать птиц по признаку «перелетные – зимующие», «дикие – домашние»;
-уточним, чем питаются птицы зимой.
IV.Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.
(Построение кластера)
А начнем мы эту работу с выполнения следующего задания. У вас на партах лежат изображения птиц. Подумайте, на какие группы их можно разделить. Докажите. Выполнить это задание вам помогут условные обозначения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке: (Домашние птицы –домик, дикие птицы – ёлка).
Проверка: мальчики покажут жителей «домика», а девочки покажут жителей «ёлки». Как будут называться эти птицы? Объясните своё решение.
-Как вы думаете, все ли птицы живут у нас круглый год?
-Почему одни улетают в теплые страны, а другие остаются здесь? Объясните.
- У вас есть изображения трех птиц: голубь, ласточка, дятел.
- Как вы думаете, где проводят зиму эти птицы? Докажите.
-Как называются такие птицы? (Дети дают ответ и делают вывод о том, что есть птицы зимующие и перелетные)
- Какие еще птицы, по вашему мнению, относятся к этим группам?
(Достраиваем кластер с добавлением изображений птиц.)
2) Давайте проверим, умеете ли вы различать зимующих и перелетных птиц.
-Откройте учебник на с.72 и, работая в парах, желтыми фишками закройте зимующих птиц, зелеными фишками отметьте перелетных птиц.
Фронтальная проверка с заполнением кластера.
Самооценка. Лист достижений со светофорчиками.
3) Какую птицу мы никуда не смогли отнести? Почему? Что вы знаете об этой птице? (Снегирь)
- Узнать об этой птице нам поможет учебник на с.73
(Чтение текста подготовленными учениками).
Вопросы по тексту: К каким птицам относят снегиря? Почему?
Как отличить эту птичку от других птиц?
(Ответы детей с достраиванием кластера: снегирь – кочующая птица.)
А как поют птицы, вы слышали?
Прослушивание фонограммы. (Пение птиц)
- Пение каких птиц вы услышали?
-К какой группе птиц вы их отнесете?
(Ответы детей с достраиванием кластера)
V. Физминутка.
Цель - реализация двигательной активности.
− Вы хотите поиграть в птичек? Сегодня мы побудем с вами птичками. Давайте поиграем.
− Покажите, как летает ворона, как прыгает воробей, синичка; как они полетели все вместе.
Птички в гнездышке сидят (поворот туловища
И на улицу глядят вправо и влево)
Погулять они хотят (дети машут руками,
И тихонько все летят как крыльями)
VI. Закрепление изученного материала
Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.
-Птиц на Земле огромное количество. Многие из них у нас не живут, а приспособились к жизни в жарких странах или в холодных льдах. Среди них есть розовый фламинго, тукан, павлин и другие. Угадайте, кто из них кто?
Фронтальная работа
(На доске разбросаны названия птиц и даны карточки с изображениями птиц. Нужно соотнести название и изображение птицы)
- Какая птица среди них лишняя? Почему?
- Сегодня мы многое узнали и вспомнили о птицах, а чем питаются наши пернатые друзья, знаете?
- Ответ на этот вопрос вы сможете получить в учебнике на с.76
(Рассказ читают подготовленные ученики)
Задания к тексту:
Вы должны внимательно послушать и запомнить, что лежало в кормушке. Далее нужно определить:
1 гр. Кто съел хлеб?
2 гр. Кто съел сало?
3 гр. Кто съел рябину?
Фронтальная проверка. Игра «Найди и исправь ошибку»
Синица рябина
Воробей сало
Снегирь хлебные крошки
Самопроверка
- Молодцы, вы вместе хорошо справились с этой работой. Но теперь каждый свою работу оценит еще и сам.
− Ребята, я думаю, каждый из вас поможет нашим маленьким пернатым друзьям перезимовать зиму.
− Поможем? Что мы с вами можем для этого сделать?
- Да, на уроке технологии, мы с вами продолжим нашу работу и сделаем кормушки для птиц, соберем корм для птиц и будем каждый день приносить его в кормушки.
-А кто из вас это делает уже сейчас?
VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
- Итак, посмотрите на наш кластер, о ком мы сегодня говорили на уроке? (Итог проводится с опорой на кластер)
-Что нового вы для себя открыли?
-Что бы вы хотели ещё узнать о птицах?
-О чем вас заставил задуматься наш урок?
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
- А теперь посмотрите на свои ЛИСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ и давайте подведем итоги нашей работы на уроке.
- На партах у вас лежат птички. У кого всё получилось, грудку своей птички раскрасьте красным цветом. Кто испытывал затруднения, но справился желтым цветом, а если было очень трудно - коричневым.
Какие же птицы прилетят в нашу столовую? Покажите их всем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Что мы знаем о птицах" »
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Что мы знаем о птицах.
Основные понятия, термины: птицы, перелётные, зимующие, кочующие, дикие и домашние.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», наборы карточек с изображениями птиц, фонограмма с голосами птиц; у учащихся - цветные карандаши, листы самооценки, изображения птиц для раскрашивания.
Цель:
- познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- воспитывать желание учиться и делать открытия.
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения
Познавательные умения:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- уметь высказывать своё предположение;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные умения:
- научиться классифицировать птиц по признаку «перелетные – зимующие», «дикие – домашние»
- называть причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи,
холода.
- научиться узнавать птиц по описанию и изображению;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Ходурока
I. Организационный момент
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Установление эмоционального контакта.
Долгожданный дан звонок Начинается урок Поскорей проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте. Всё ль в порядке: Ручки, книжка и тетрадка?
Напоминаю, что работать вы сегодня будете в парах, а значит, вам понадобятся ….. ( дружба, взаимоуважение, умение слушать и слышать своего товарища, высказывать свое мнение).
Свою работу вы будете оценивать при помощи трех цветов светофоров на ЛИСТАХ ДОСТИЖЕНИЙ
Достижения
Задание 1
Задание 2
Задание 3
- Начнем наш урок мы такими словами:
( Стихи читают подготовленные дети)
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
С детства мы должны стремиться
Что – то новое узнать.
Все исследовать, конечно,
Чтобы в жизни применять!
II. Актуализация опорных знаний
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Звери - млекопитающие»
- Что же мы с вами исследовали на прошлом уроке? Как вы думаете, почему этих животных называют млекопитающими?
- Ребята, чтобы проверить, умеете ли вы отличать млекопитающих от других животных, я предлагаю вам сыграть в игру « Кто лишний».
-Каждая пара получила конверт, в котором находится набор картинок и должна найти среди них лишнюю картинку.
Игра “Кто лишний»
1)Волк, дятел, лось.
Белка, медведь, гусь.
2)Летучая мышь, кабан, ласточка.
Петух, заяц, лиса…
3)Кит, голубь, кенгуру.
Дельфин, тигр, индюк.
Проверка. Самооценка.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- По какому признаку вы объединили животных? Объясните.
- Кто у вас остался? Назовите этих животных одним словом? (Птицы)
- Молодцы. Вы справились с этой работой, и теперь каждый из вас оценит себя сам. Напоминаю: зеленый цвет – я справился самостоятельно, желтый цвет – я справился, но были затруднения, нужна была помощь, красный цвет – было очень трудно, ничего не понял.
III. Сообщение темы и постановка цели
Цель – активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.
- Глядя на «лишние» картинки, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( Начало построения кластера)
Птицы
Тема урока: Что мы знаем о птицах.
-Что же мы должны будем повторить…, узнать…, чему научиться…?
- познакомимся с многообразием птиц
-научимся классифицировать птиц по признаку «перелетные – зимующие», «дикие – домашние»
-уточним, чем питаются птицы зимой
IV.Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.
( Построение кластера)
Птицы
дикие
домашние
Зимующие
( оседлые)
перелетные
?
___________ ________
___________ ____________
___________ ____________
1)-А начнем мы эту работу с выполнения следующего задания. У вас на партах лежат изображения птиц. Подумайте, на какие группы их можно разделить. Докажите. Выполнить это задание вам помогут условные обозначения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке:
(домашние и дикие птицы)
Проверка: мальчики покажут жителей «домика», а девочки покажут жителей «ёлки». Как будут называться эти птицы? Объясните своё решение.
-Как вы думаете, все ли птицы живут у нас круглый год?
-Почему одни улетают в теплые страны, а другие остаются здесь? Объясните.
- У вас есть изображения трех птиц: голубь, ласточка, дятел.
- Как вы думаете, где проводят зиму эти птицы? Докажите.
-Как называются такие птицы? ( Дети дают ответ и делают вывод о том, что есть птицы зимующие и перелетные)
- Какие еще птицы, по вашему мнению, относятся к этим группам?
(Достраиваем кластер с добавлением изображений птиц.)
2) -Давайте проверим, умеете ли вы различать зимующих и перелетных птиц.
-Откройте учебник на с.72 и, работая в парах, желтыми фишками закройте зимующих птиц, зелеными фишками отметьте перелетных птиц.
Фронтальная проверка с заполнением кластера.
Самооценка. Лист достижений со светофорчиками.
3)- Какую птицу мы никуда не смогли отнести? Почему? Что вы знаете об этой птице? ( Снегирь)
- Узнать об этой птице нам поможет учебник на с.73
(Чтение текста подготовленными учениками).
Вопросы по тексту: К каким птицам относят снегиря? Почему?
Как отличить эту птичку от других птиц?
( Ответы детей с достраиванием кластера: снегирь – кочующая птица.)
4)-А как поют птицы, вы слышали?
Прослушивание фонограммы. (Пение птиц)
-Пение каких птиц вы услышали?
-К какой группе птиц вы их отнесете?
( Ответы детей с достраиванием кластера)
V. Физминутка.
Цель - реализация двигательной активности.
− Вы хотите поиграть в птичек? Сегодня мы побудем с вами птичками. Давайте поиграем.
− Покажите, как летает ворона, как прыгает воробей, синичка; как они полетели все вместе.
Птички в гнездышке сидят (поворот туловища
И на улицу глядят вправо и влево)
Погулять они хотят (дети машут руками,
И тихонько все летят как крыльями)
VI. Закрепление изученного материала
Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.
-Птиц на Земле огромное количество. Многие из них у нас не живут, а приспособились к жизни в жарких странах или в холодных льдах. Среди них есть розовый фламинго, тукан, павлин и другие. Угадайте, кто из них кто?
Фронтальная работа
(На доске разбросаны названия птиц и даны карточки с изображениями птиц. Нужно соотнести название и изображение птицы)
- Какая птица среди них лишняя? Почему?
- Сегодня мы многое узнали и вспомнили о птицах, а чем питаются наши пернатые друзья, знаете?
- Ответ на этот вопрос вы сможете получить в учебнике на с.76
( Рассказ читают подготовленные ученики)
Задания к тексту:
Вы должны внимательно послушать и запомнить, что лежало в кормушке. Далее нужно определить:
1 гр. Кто съел хлеб?
2 гр. Кто съел сало?
3 гр. Кто съел рябину?
Фронтальная проверка. Игра «Найди и исправь ошибку»
Синица рябина
Воробей сало
Снегирь хлебные крошки
Самопроверка
- Молодцы, вы вместе хорошо справились с этой работой. Но теперь каждый свою работу оценит еще и сам.
− Ребята, я думаю, каждый из вас поможет нашим маленьким пернатым друзьям перезимовать зиму.
− Поможем? Что мы с вами можем для этого сделать?
- Да, на уроке технологии, мы с вами продолжим нашу работу и сделаем кормушки для птиц, соберем корм для птиц и будем каждый день приносить его в кормушки.
-А кто из вас это делает уже сейчас?
VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
- Итак, посмотрите на наш кластер, о ком мы сегодня говорили на уроке? ( Итог проводится с опорой на кластер)
-Что нового вы для себя открыли?
-Что бы вы хотели ещё узнать о птицах?
-О чем вас заставил задуматься наш урок?
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
- А теперь посмотрите на свои ЛИСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ и давайте подведем итоги нашей работы на уроке.
- На партах у вас лежат птички. У кого всё получилось, грудку своей птички раскрасьте красным цветом. Кто испытывал затруднения, но справился желтым цветом, а если было очень трудно – коричневым.
- Какие же птицы прилетят в нашу столовую? Покажите их всем.