Урок математики во 2 классе по теме: Закрепление состава изученных чисел
Учитель: Исабаева Г.А.
Цель: формировать знание табличных случаев сложения с ответом 15 и 16 и соответствующих случаев вычитания.
Задачи:
- отрабатывать вычислительные навыки, основанные на знании состава изученных чисел при решении задач, уравнений, выражений;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- прививать интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Оборудование: карточки с заданиями, оформление доски, у детей – светофорики, веера с числами, стикеры.
Ход урока.
1. Организационный этап. Настрой на урок.
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Рефлексия настроения.
Если вам нравится учиться в школе – хлопните!
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны, слушайте и дополняйте друг друга.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
А) Наш урок математики, как всегда,
Начнём с «гимнастики для ума»:
- Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?
- Какой день недели будет послезавтра?
- Пятая по счёту буква в русском алфавите.
- В России – рубль, а в Казахстане - …
- В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько и братьев. Сколько сестёр?
- На какой машине нельзя ездить?
- Как правильно сказать: пять плюс семь будет адиннадцать или одиннадцать?
Б) – Что нужно знать, чтобы правильно ответить на этот хитрый вопрос?
- На сегодняшнем уроке математики мы и будем закреплять знание состава изученных чисел.
- Состав каких чисел мы уже выучили?
- Для чего нужно знать их состав? Где нам это пригодится?
- Давайте проверим ваши знания.
Игра «Вырастим математические елочки»:
Дети по цепочке вставляют пропущенные числа и обосновывают ответ (проверка – светофорики)
11 12 13 14 15 16
/\ /\ /\ /\ /\ /\
9 3 7 5 7 7
/\ /\ /\ /\ /\ /\
8 4 8 6 6 8
/\ /\ /\ /\
7 5 4 7
- При выполнении каких заданий сегодня вам хотелось бы применить свои знания о составе числа?
3. Выполнение учащимися тренировочных упражнений.
А) Пальчиковая гимнастика.
Мы перчаточки снимаем
И на точки нажимаем.
Развиваем память, слух,
Внимание, мышление,
И у нас хорошее будет настроение.
Раз, два, три, четыре, пять – весело играть, здоровью помогать!
Оформление тетради. Каллиграфическая минутка.
- Какие числа записаны у вас в тетрадях и у меня на доске? (16, 15, 14, 13, 12, 11)
- Что у них общего?
- Чем они отличаются!
- Назовите наибольшее число. Расскажите о нём.
- В каком порядке записаны числа?
- Запишите их правильно и красиво в порядке возрастания.
Б) На доске прикреплены геометрические фигуры, на которых записаны названия заданий (зелёный квадрат – задачи, зелёный круг – уравнения, синий квадрат – выражения, красный прямоугольник – секрет)
- Определите. какое задание мы будем выполнять первым: оно записано в геометрической фигуре, не красного и не синего цвета и это не круг?
(Зеленый квадрат – задачи)
Да, сейчас пришел черед
Задачам выступить вперед.
- Сначала поработаем устно.
Вот краткая запись перед вами,
А задачу придумайте сами
Было – 16 ц. Т. – 15 ц. К. – 8 ц.
Сорвали – 7 ц. на ? больше ? ц.
Ост. - ? ц. П. – 9 ц. Л. – 7 ц.
Дети составляют и рассказывают задачу, решают ее устно и на веере с числами показывают ответ
- Знание состава какого числа помогло решить задачу?
- Решим задачу на стр. 42 №2(б)
Читает задачу хорошо читающий ученик.
- Прочитайте задачу еще раз и расскажите, что известно в задаче и что необходимо узнать.
- Какие слова запишем в краткую запись?
На доске коллективно составляется краткая запись.
- Кто уже сам догадался, как нужно решать эту задачу? Решайте.
- Кому нужна подсказка?
Дети решают задачу самостоятельно. Первый ученик, решивший задачу, записывает ее решение на доске, остальные сигнализируют о правильности решения с помощью светофориков.
- Знание состава какого числа помогло решить задачу?
В) Физминутка.
Физкультурная минутка –
Это вам совсем не шутка.
Выдох-вдох! Внимание!
Начинаем приседания.
А теперь согнуться
И носка рукой коснуться.
2 хлопка, 3 прыжка,
Поворот, 2 шажка.
Вдох-выдох! Потянись!
И тихонечко садись.
Г) Следующее задание подскажет фигура, которая является лишней (круг – у него нет углов).
- Решим уравнения на стр. 42 №6.
Дети решают любое уравнение по желанию.
Затем организуется проверка по доске – светофорики)
- Знание состава какого числа помогло решить уравнение?
Д) – У этой фигуры все стороны равны и она не зеленого цвета.
На доске прикреплены выражения:
6 + 5 16 – 9 А + 8 7 + 7 15 – 6 14 – 9 9 + 7
- Прочитайте глазками выражения и придумайте задания к ним.
(прочитать разными способами, найти лишнее, разбить на 2 группы, найти значения)
- Составим 3 неравенства с этими выражениями.
2 неравенства составляют и решают коллективно у доски, а 1 самостоятельно.
Е) – Чтобы открыть секрет, который скрыт последней геометрической фигурой, нужно сначала дать отдых глазам.
Гимнастика для глаз: нарисовать глазками геометрические фигуры и с закрытыми глазами повторить состав чисел 15 и 16.
Секретное задание – карточка с примерами обязательного и возможного уровня.
Дети самостоятельно решают примеры.
Проверка по цепочке + светофоры.
- Встаньте ребята, у которых не было ошибок и исправлений.
- Встаньте те, у кого было 1-2 исправления или ошибки.
- У кого больше ошибок?
4. Подведение итогов урока.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- Чему учились на уроке?
- Встаньте те, кто хорошо знает состав чисел 15 и 16?
- Кому еще надо подучить?
Рефлексия.
- Прикрепите стикеры к тому заданию, которое вам показалось наиболее интересным.
Приложение (индивидуальная карточка)
Обязательный уровень
6 + 9 =
16 – 8 =
9 + 7 =
8 + 8 =
15 – 9 =
16 – 7 =
7 + 8 =
15 – 7 =
9 + 6 =
16 – 9 =
Возможный уровень
… + 8 = 16
… - 9 = 6
15 - … = 8
90 + 60 =
160 – 80 =