в) развитие организационно - познавательных умений: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать.
Воспитательные задачи:воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за свои поступки, расширять кругозор, словарный запас, воображение.
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы будем познавать, измерять, исчислять, путешествуя по нашей планете Земля. Я приглашаю в путешествие всех, кто настойчив, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз:
(На слайде)
Хочу всё знать.
(Дети читают хором.)
II этап. Актуализация знаний.
( На экране изображение Земли ( вид из космоса.)
Учитель: А вот она и наша планета Земля. Такой её видят космонавты из космоса, а такой (показываю на глобус) вы видите Землю на уроках в школе.
Учитель: И сегодня вам будет предложено много интересных заданий, после выполнения которых наша планета превратится в цветущий сад.
III этап. Мотивационно – целевой.
Учитель: Мы отправляемся в наше путешествие, а на пути выполним задания.
Первое задание, которое поможет назвать тему урока.
35
40
33
19
73
10
14
23
54
а
ц
р
м
я
н
у
е
и
- Посмотрите на ряд чисел.
- Как одним словом назвать все записанные числа? (двузначные числа)
- Почему они двузначные?
- Прочитайте их.
- Расположите числа в порядке убывания (один ученик работает у доски).
- Назовите такое двузначное число, в котором количество десятков равно количеству единиц. (33)
- Назовите такие числа, в которых количество десятков больше количества единиц. (73, 40, 54)
- Назовите такие числа, в которых количество десятков меньше количества единиц. (35, 19, 14, 23)
- Назовите числа, в котором сумма цифр равна 10. (73, 19)
- Назовите цифру, которая чаще всего повторяется в этом ряду.
Определение темы урока.
Учитель: Вы смогли ответить на все мои вопросы. Пришло время открыть эти карточки. Прочитайте. Кто же назовёт тему урока? (Ученики называют тему урока)
Вы успешно справились с заданием. Молодцы! Вот и появился первый цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок, сделанный из бумаги.)
IV этап. Закрепление знаний.
а) Устный счёт.
-Отправляемся в путешествие.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам..
Задача на внимание.
Сколько в лесу растёт хвойных деревьев, если там 6 елей, 7 осин и 3 сосны?
(16 деревьв)
-Осина за день поглощает 60 л воды, а берёза на 30 л меньше. Сколько литров воды поглощает берёза? ( 30 литров)
-Так как вы решили задачи, распустился ещё один цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок)
Учитель: Продолжаем устную работу.
Постоянным жителем зимних хвойных лесов является одна маленькая птичка. А кто она, вы узнаете, если выполните правильно следующее задание.
(На доске записан ряд чисел.: 15 19 10 13 34
- Прочитайте. Что значит уменьшить на 4?
-Уменьши на 4 данные числа.
(Дети по одному выходят к доске и записывают результат, подставляют магнитные буквы по ключворду)
10 15 6 9 30 ключворд:
клёс т 30-т
10 -к 6-ё
9 -с 15-л
(Показ слайда с изображением клеста))
Посмотрите на эту птичку. Чем она необычна? Она единственная, кто выводит птенцов в самые сильные январские морозы, потому что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек.
-Молодцы! И снова распустился прекрасный цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок)
б) Решение задач.
- Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Как мы можем заботиться о птицах? А хотите узнать, чем питается, например, кукушка?
- Кукушка съела 60 кузнечиков и 20 гусениц бабочки капустницы. Сколько всего насекомых съела кукушка? (80 насекомых)
V этап. Физкультминутка (музыкальная)
Вы хорошо справились и с этими упражнениями. . (На макет глобуса прикрепляется цветок)
в) Работа с дидактическим раздаточным материалом.
(Самостоятельная работа в парах.)
Но не только солнце дарит жизнь, но и вода. Продолжаем наше путешествие.
Облака, облака-
Облака кудрявые,
Целые, дырявые,
Лёгкие, воздушные,
Ветерку послушные.
(На столах –конверты с карточками в форме облаков).
-Вот, что принесли нам облака. Это карточки с заданиями, которые вы будете выполнять в парах.
-Прочитайте задание. На какие две группы можно разделить данные выражения? (Сложение и вычитание.)
-Договоритесь между собой, кто какую группу примеров будет выполнять.
- С чего вы начнёте выполнять вычисления?
№1 №2
29+1= 80-1=
5+20= 74-4=
50+1= 43-3=
Как называется действие, в котором стоит знак «+».(сложение)
Как называется действие , в котором стоит знак «-» (вычитание)
-Проверим ответы.
Облака не только летают по небу, но заботятся о деревьях и цветах. Как они это делают? (дают им воду, необходимую для жизни)
Открываю на доске два облака:
№1-ответы примеров на сложение:
- Назовите самый большой ответ, который получился, самый маленький, оставшийся (вывешиваю капли с ответами).
№2-ответы примеров на вычитание:
-Кто первый выполнит, записывает ответы маркером в каплях.
Молодцы! Вы все справились с этим заданием.
Распустился ещё один цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок)
-Все капельки словно ожили. Посмотрите, какой у нас весёлый получился дождик! Всё живое на Земле нуждается в воде.
-На Земле много разных рек: больших и маленьких (слайды), все они куда-то бегут и впадают в моря и океаны. Ширина реки 5м Преобразуйте эту величину в см; в дм.
-Продолжаем наше путешествие дальше.
д) Решение задачи с комментированием.
-Одним из необыкновенных обитателей водных просторов является кит . Киты бывают разных размеров. Давайте узнаем длину одного из них и решим задачу.
Длина туловища кита 14 метров, а длина его головы на 4 метра короче. Какова общая длина кита?
-Прочитайте вопрос задачи.
-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) Почему? (Неизвестно какова длина головы.)
-Можем это узнать? (Да) Каким действием? (Вычитанием) Почему? (Потому что столько же, да на 4 меньше). Запишем первое действие. (Один ученик работает у доски).
1)14-4=10(м)-длина головы.
-Можем теперь ответить на вопрос задачи? ( Да) Каким действием? (Сложением) Почему? (Находим сколько вместе)Запишем:
2)10+14=24(м)-общая длина кита.
-Запишите решение задачи выражением. Кто записал по-другому?
(Один ученик у доски)
(14-4)+14=24(м)
-Ответили мы на вопрос задачи? (Да) Как запишем ответ? ( На доске записывает ученик)
-Теперь вы знаете, что кит может быть длиной 24метра. Вот такой он большой.
С решением задачи вы справились. На нашем глобусе появляется цветок.
е)Решение задач.
(Самостоятельная работа)
-Мы побывали во многих уголках нашей планеты.
-Итак, что же на Земле самое прекрасное? Пение птиц? Шум волн? Бездонная голубизна неба? Нет на Земле ничего прекраснее и поэтичнее цветов.
- Что это за цветы?
Решите самостоятельно задачу ромашках.
-Проверка: дети отвечают устно.
Эти цветы можно вырастить на школьной клумбе, которая имеет вот такую форму. (Показываю форму клумбы.) Назовите из каких фигур она состоит?
Выполните задание.
1 вариант: Сосчитайте из скольких треугольников состоит данная фигура.(6)
2 вариант: Из скольких прямоугольников состоит данная фигура.(2)
-Покажите на рисунке.
-Я вижу, что и самостоятельно вы умеете работать.
Поэтому расцвёл снова цветок.
ж) Письменное решение примеров с комментированием.
- Наше путешествие подходит к концу. И я предлагаю вам совершить прогулку по цветочной поляне.
-Посмотрите на цветы. Вы видите, что они не простые, а с заданиями.
-Кто уже догадался, что это за задания? (Круговые примеры.)
- Ваша задача найти цветок с ответом 29 .
12-2 +6 -7 + +20 -
-Молодцы, у вас неплохо получилось. Распустился цветок.
Как выдумаете, почему именно число 29 должно остаться в вашей памяти? (Сегодня 29сентября).
Что вы можете сказать о числе 29? ( число 29 – двузначное, в нём 2 десятка и 9 единиц)
VI этап. Рефлексия.
Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Показали хорошие математические знания, поэтому расцвела наша планета яркими цветами. Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь смекалка и сообразительность.