Методическая разработка урока математики на тему «Число 7. Цифра 7.»
Бассараб С.Н.
Цель: создать условия для формирования представлений о числе и цифре 7.
Планируемые результаты
Предметные: развить умение распознавание цифры 7 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов); знать состав числа 7; научить писать цифру 7 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 7); совершенствовать навыки счёта
Метапредметные:
Регулятивные: способствовать фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; развивать умение контролировать деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; развивать умение работать с разными видами информации; работать над формированием умений выполнения действий по образцу;работать над использованием знаково-символичных средств;продолжать работу над формированием умений ориентироваться в учебнике, и тетради на печатной основе.
Коммуникативные:развивать умение сотрудничества с учителем и одноклассниками; развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, понимание необходимости учения;работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха /неуспеха в учебной деятельности; учить проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Ресурсы. УМК «Перспектива». Учебник Г.В.Дорофеев. Т.Н. Миракова« Математика» 1 часть.Методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть. Мультимедийное оборудование, презентация; наглядный и раздаточный материал: числовые круги «Состав чисел» для работы в парах, бумажные монеты 1руб, 5 руб, 2 руб., разноуровневые карточки для самостоятельной работы, бумажные птицы для рефлексии, «Числовые домики», магнитные цифры, демонстрационные геометрические фигуры для кормушки, индивидуальные маркерные доски, таблицы с названием дней недели, мешочки для правильной осанки, памятка для работы в группе, запись пения птиц.
Этапы урока
1.Орг. момент.
Наш урок мы начнём с девиза: (СЛАЙД 1 )
Каждое задание вы будете оценивать с помощью +, -, неполного плюса.
Все: Активно мыслить, не зевать, себе оценку честную давать.
2.Актулизация опорных знаний
Создание ситуации необходимости получения новых знаний:
Игра «Молчанка». Ответы вы записываете на маркерной доске. А) У меня 5 палочек. Сколько нужно добавить, чтоб получить 6? Б) Уменьшите 6 на 2 В) Найти сумму чисел 3 и 3 Г) Решите задачу по картинке на слайде. (СЛАЙД 2) САМООЦЕНКА после каждого задания.
-Произнесите хором числа в порядке увеличения. Каких чисел не хватает до полного числового ряда от 1 до 6?
Решают учебно-познавательные задачи. Пишут на маркерных досках. 1 человек у доски записывает ответы. Ответы на доске: 1,4,6,2.
Ученики оценивают себя, записывая соответствующие знаки +,-,неполный плюс ниже своих ответов, а потом на полях после каждого задания.
Ученик дописывает на доске:
1 2 3 4 5 6
3.Изучение нового материала
4. Физ. минутка
1.Постановка проблемы. (СЛАЙД 3)
Посмотрите на экран. У нас в гостях птичка. Но в названии не хватает одной буквы. ВОРОБЕ -Какой? (Й).
Каким числом обозначена эта буква? (7)
-А учились мы писать эту цифру? Хотите познакомиться с числом и цифрой 7?Назовите тему урока.
а) Самоопределение темы урока.Построение проекта выхода из затруднений
Учащиеся составляют план урока, используя условные обозначения на доске.
2. Первичное восприятие и усвоение материала.
Работа с учебником с 78.
Правильно ли мы сформулировали тему? Прочтите.
а) Образование нового числа 7
Беседа по картинке в учебнике с объяснительным материалом.
Воробьишко на слайде просит о помощи: «Нужно сделать кормушку»
— Сколько цыплят у курицы вылупилось раньше? (6)
— Сколько стало теперь? (7.)
— Как получ илось 7 цыплят? (6 + 1 = 7.)
-А курице трудно добывать зимой корм? (Нет. Это домашняя птица)
-А воробей? (Дикая птица)
б) Работа с числовым рядом
-На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число семь? Назовите соседей числа 7? На сколько, число 7 меньше последующего числа 8?
в) Выяснение состава числа 7. Самостоятельный поиск информации
-Сейчас будем работать в парах. С помощью динамичного числового круга, на котором приклеено 7 кружков, заполните домик «Состав числа 7» на маркерной доске. Поднимите руки, чья пара готова? Проверка по эталону на экране. САМООЦЕНКА.
Раз-подняться, два-потянуться.
Три-в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре-руки шире, пять - ими помахать.
Шесть-тихо сесть. Семь - не устали мы совсем!
Высказывание предположений.
Дети называют задачи урока с опорой на условные обозначения, расположенные на доске. Учащиеся выстраивают их в определённом порядке:
- Знать место числа 7 в ряду чисел, называть в порядке увеличения, уменьшения числа.
-Узнать состав числа 7.
-Уметь сравнивать число 7с другими числами.
-Уметь выкладывать 7 монетами разными способами.
-Научиться решать примеры с числом 7.
- Ученики оценивают себя на маркерной доске. Выкладывают на доске 1 элемент кормушки. Называют его-КВАДРАТ
Ученики хором повторяют правила работы в группе, сопровождая движениями по смыслу:
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не согласен, предлагай тихо.
Повторяют движения за ведущими.
5.Закрепление учебного материала с проговариванием в громкой речи
Составление таблицы сложения.
-Посмотрите на доску. Заполните вместе пропуски: 1+.=7 2+.=7 3+.=7
Подбор к числу эквивалентных множеств.
-Ребята, а вы знаете, что число–необычное число. (СЛАЙД 5 ) Сведения о волшебном числе 7.(Радуга, неделя, 7-в сказках)
Игра подвижная «Неделька, стройся» Дети получают таблички с названиями дней недели. По команде: “Неделька, стройся!” ученики строятся по порядку.
Отвечают на поставленный вопрос.
Крепят на доску часть кормушки.
Называют ТРЕУГОЛЬНИК
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Физминутка для глаз «Пишу носом цифру 7».
1) Работа с учебником.стр.78 №3
- Какими монетами можно заплатить 7 рублей? Работая в паре, возьмите конверты с монетами и выложите 7 рублей. Варианты по рядам: 1ряд: 5+2 2 ряд: 2+2+2+1
3ряд: 2+1+1+1+1+1=7
2) Написание цифры 7. (СЛАЙД 6 )
Демонстрация написания цифры 7. Откуда надо начинать писать цифру 7?
(чуть ниже середины верхней линии клетки)
- Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх закруглением, пишем плавную линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки. Посередине наклонной линии пишем горизонтальную палочку.
Открыли рабочую тетрадь. Стр.67 №7.
Контроль и формирование правильной осанки с помощью мешочка с солью.
Пишем цифру 7 в воздухе, на ладошке, в тетради.
-Обводим цифру 7. И повторяем её 7 раз. ( Взаимопроверка )
-Обвели самую удачную семёрку соседа. ОЦЕНКА соседом работы.
3) Сравнение чисел.
Работа в тетради с печатной основой стр.67 №5
-Один человек работает у доски. Проверка в виде хлопков.
-Если согласны-хлопайте. Самооценка
4+2 * 7 5+1*7
7*2+5 7-5*3
Берут из конверта бумажные монеты и выкладывают на парте состав числа 7. Задание выполнено.
Крепят на доску часть кормушки-КРУГ
По завершению задания крепят на доску часть кормушки.
Называют его ПРЯМОУГОЛЬНИК
Сколько цифр в математике?(10). А сколько чисел? (Много) Крепят на доску часть кормушки.
Называют КРИВЫЕ ЛИНИИ.
7. Включение новых знаний в систему знаний
Дифференцированная проверочная работа.
-А сейчас проверка знаний. Возьмите стикеры на парте. Выберите цвет карточки. Жёлтый –легче. Красный – сложнее. Выполните задание.
№1 Красный(«Снегирь») 7 – 2= 2 + 5 = 7 – 3= 1 + 6= 3 +4 = 7-5=
№2 Желтый( «Синичка» - Состав числа. Проверка и обсуждение.
Учащиеся выбирают карточку в зависимости от цвета
Вписывают нужный ответ и заполняют «Домик»- состав числа 7.
8.Итог урока. Рефлексия. Самооценка деятельности учащихся
8. Рефлексия. Самооценка.
Пришло время подвести итог уроку.
Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
- Что мы выполнили из намеченного?
-Где было трудно? За что можно похвалить себя?
-Молодцы, ребята! Вы хорошо работали. А ещё построили кормушку для птиц. И за это птички благодарят вас своим мелодичным пением.
-Давайте устроим конкурс настоящих кормушек для птиц.
Пение птиц. (СЛАЙД № 7)
-Поставьте себе общую оценку за урок.
Если вы работали без ошибок, то ваша птичка сядет в кормушке, если много ошибок-то птичка рядом с кормушкой, а если было трудно выполнять задания-то птичка крепится под кормушкой.
Крепят стикеры с птицами и выходят из класса под пение птиц. Ученики анализируют материал, изученный на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
– Мы выяснили состав числа 7, сравнивали числа, решали примеры, научились писать 7.
А ещё мы построили кормушку для наших пернатых друзей.