Цель: - познакомить обучающихся с красотой поэзии А.С.Пушкина;
- помочь почувствовать состояние души поэта.
Задачи:
- личностные: формирование у детей мотивов учебной деятельности;
- метапредметные:
- познавательные: развитие у детей умения пользоваться различными способами поиска
информации ( учебник, справочник- словарь);
- коммуникативные – формирование у обучающихся:
- навыков сотрудничества со сверстниками;
- вступать в общение,
- выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Аргументировать высказывания с помощью учителя и самостоятельно.
- предметные:
- формирование у обучающихся правильной читательской деятельности;
- расширение знаний детей о творчестве А.С.Пушкина;
- развитие у школьников устной речи, умения работать со стихотворным произведени- ем;
- регулятивные: формирование у детей умения определять цель учебной деятельности,
контролировать себя при чтении.
Оборудование:
1.Презентация к уроку.
2.Компьютер.
3.Мультимедиапроектор.
4.Учебник литературного чтения.
5. Аудиозапись стихотворения «Зимний вечер»
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
2. проверка домашнего задания.
Дети читают стихи С. Есенина «Береза», И. Никитин «Весело сияет…»
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи. (слайд)
-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения, которого вам знакомы с раннего детства. Кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, сказок, вы догадаетесь, прослушав отрывки некоторых из них.
У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. - Кому принадлежат эти строки? Их написал к поэме “Руслан и Людмила” великий русский поэт А.С. Пушкин.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
-Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
-А этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке)
-Догадались, о ком пойдёт речь на уроке?
3.Изучение нового материала.
А) Краткая биография поэта. (слайды)
– Давайте совершим небольшое путешествие в то время, когда жил А.С. Пушкин.
Зима 1825 года. Александр Сергеевич написал стихотворение находясь в ссылке, в отдаленном от больших городов селе Михайловском. Туда по приказу царя поэт был выслан за то, что в своих произведениях он осуждал несправедливость существующих порядков, призывал бороться против них. Там он жил одиноко, без родных и друзей, каждый его шаг был под наблюдением полиции. И только няня - добрая, отзывчивая Арина Родионовна, любившая Пушкина как родного сына, была рядом с ним. С нею Пушкин коротал долгие зимние вечера за задушевной беседой, слушал её рассказы, сказки, песни, читал ей только что написанные стихи.
В одном из стихотворных набросков Пушкин писал:
Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал так их ладно?
В одном из писем Пушкин написал брату: «Вечером слушаю сказки моей няни…Она единственная моя подруга, и только с нею мне не скучно».
А теперь представьте: зима, вечер горит свеча, за окном бушует метель, в печной трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно одиноко, грустно… И поэт идёт к няне отдохнуть, послушать её напевный голос.
Б) Сообщение темы урока. (слайд)
В один из таких зимних вечеров А.С. Пушкин написал стихотворение «Зимний вечер» посвященное своей няне.
4. Первичное чтение стихотворения. (аудиозапись).
5. Проверка первичного восприятия.
– Ребята, понравилось ли вам это стихотворение?
– Чем?
– Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали произведение?
Работа с тетрадью. Стр – 69 № 1. подчеркните слова выражающие настроение стихотворения.
- Найдите слова которые помогли вам это почувствовать. (заплачет, печальна, утомлена, с горя)
6. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.
– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.
7.Словарная работа.(слайд)
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /. Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. Веретено – приспособление для прядения.
8. Физкультминутка.
9. Анализ стихотворения.
-Как вы думаете сколько частей в тексте?
– Давайте еще раз прочитаем текст, поразмыслим над его содержанием, разделим на части, озаглавим каждую часть строками из стихотворения.
1.Ученик читает первую строфу. (слайд)
– Что описывается в первой строфе? (зимний вечер).
– Найдите в тексте нужные слова и докажите, что был вечер. (Путник запоздалый мглою небо кроет).
– Как вы понимаете значение слова буря? (Это сильный зимний ветер, поднимающий массу сухого снега).
– Подберите синонимы к слову буря? (Вьюга, пурга, буран).
– Поэт не просто изображает бурю, а сравнивает её. С чем? (Со зверем, ребенком).
- Перечитайте вторую строфу и найдите как автор называет дом в котором живёт. (Ветхая, бедная лачужка) Иллюстрирование. (слайд)
- Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер».
3.Ученик читает четвертую строфу.
-О чём Пушкин просит няню? (спеть народную песню)
-Как он относиться к своей няне? (с нежностью и любовью)
– Сравните эту строфу с предыдущими строками. (Повтор).
– Зачем Пушкин использует этот прием? (Усиливает настроение рассказчика от злой бури; он хочет избавить от первоначального чувства; хочет развеселить свое сердце).
- Как её озаглавим?4.Описание бури. Сердцу будет веселей.
- учебник стр.- 12 № 6. (Какие картины вам бы хотелось нарисовать к стихотворению?)
10. Работа в тетради на п.о. страница 69 задание №2.
11. Выразительное чтение стихотворения.
-Прочитайте стихотворение с соблюдением логических пауз и ударений. Попытайтесь проследить при чтении всю технику исполнения. (Дети читают стихотворение с повтором.)
12. Рефлексия: слайд.
- Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
13. Домашнее задание. (По выбору)
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Научиться его выразительно читать.
14. Итог урока.– Вы хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен. Спасибо!