kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Концепция :  Стиховорение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.

Задачи:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация,актуализировать знания о сравнении.

Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.

Оборудование: Музыка А. Вивальди  «Времена года. Зима»,аудиозапись И.Смоктуновский «Зимнее утро»

Ход урока:

I.Орг. момент.  Проверка домашнего  задания.

(Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.)

- В последней  четверостишии,  этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? ( Свобода, простор)

-Что для вас значит слово простор?   (Бескрайние поля, море, степи, описание природы?)

-А как вы думаете, привлекала ли природа А.С.Пушкина?   (Да)

II.Изучение нового материала.

1)Вступительный этап, постановка задач.

- Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?(да)

- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина

*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.

-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?(да)

-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

2) Чтение текста

Запись стихотворения в исполнении И.Смоктуновского

4) Этап анализа:

А)Первая учебная ситуация:

-Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?

( Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)

- Можно ли сказать, что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?

(Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)

-Молодцы,мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.

-Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова, которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить,подберём к ним синонимы.

( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)

Чтение  первого четверостишия.

Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

(Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного.  Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес  чернее, ель зеленеет))

- Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)

-Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете, с какой целью мы выполняем эту работу?

оптимизм

пессимизм

Утро

Солнце

Радость

Пробуждение

нынче

Вечер

Мгла

Печаль

Сон

вчера

Этот принцип противопоставления называется антитеза .

-Выразительно прочитаем третье четверостишие.

                                                                                                                                                                                                                                                                        -Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии ?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Голубые  небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.

-Что передаёт автор с помощью цвета? (Цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)

Чтение четвёртого четверостишия.

- Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?

(…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печи).

-Этот прием называется аллитерация.(слайд 14)

-Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?

(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. )

III. Итог урока:

- Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина?

-  Почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?

(Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)

- Что же хотел нам сказать С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?

-Скажите, удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?

IV Домашнее задание.  : Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.

Заключительное слово:

-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее,наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»".»



Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».



Концепция : Стиховорение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.

Задачи:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация ,актуализировать знания о сравнении.

Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.



Оборудование: Музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»,аудиозапись И.Смоктуновский «Зимнее утро»

Ход урока:

I.Орг. момент. Проверка домашнего задания.

(Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.)

- В последней четверостишии, этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? ( Свобода, простор)

-Что для вас значит слово простор? (Бескрайние поля, море, степи, описание природы?)

-А как вы думаете, привлекала ли природа А.С.Пушкина? (Да)

II.Изучение нового материала.

1)Вступительный этап, постановка задач.

- Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?(да)

- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина

*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.

-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?(да)

-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

2) Чтение текста

Запись стихотворения в исполнении И.Смоктуновского

4) Этап анализа:

А)Первая учебная ситуация:

-Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?

( Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)

- Можно ли сказать , что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?

(Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)

-Молодцы ,мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.

-Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова , которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить ,подберём к ним синонимы.

( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)

Чтение первого четверостишия.

Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

(Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного. Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес чернее, ель зеленеет))

- Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)

-Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете, с какой целью мы выполняем эту работу?

оптимизм

пессимизм

Утро

Солнце

Радость

Пробуждение

нынче

Вечер

Мгла

Печаль

Сон

вчера



Этот принцип противопоставления называется антитеза .

-Выразительно прочитаем третье четверостишие.

-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии ? Голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.

-Что передаёт автор с помощью цвета? (Цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)

Чтение четвёртого четверостишия.

- Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?

(…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печи).

-Этот прием называется аллитерация.(слайд 14)

-Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?

(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. )

III. Итог урока:

- Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина?

- Почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?

(Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)

- Что же хотел нам сказать С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?

-Скажите, удалось ли нам решить задачи , поставленные в начале урока?

IV Домашнее задание. : Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.

Заключительное слово:

-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее ,наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»".

Автор: Багданова Нелля Харитоновна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства