kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Концепция :  Стиховорение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.

Задачи:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация,актуализировать знания о сравнении.

Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.

Оборудование: Музыка А. Вивальди  «Времена года. Зима»,аудиозапись И.Смоктуновский «Зимнее утро»

Ход урока:

I.Орг. момент.  Проверка домашнего  задания.

(Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.)

- В последней  четверостишии,  этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? ( Свобода, простор)

-Что для вас значит слово простор?   (Бескрайние поля, море, степи, описание природы?)

-А как вы думаете, привлекала ли природа А.С.Пушкина?   (Да)

II.Изучение нового материала.

1)Вступительный этап, постановка задач.

- Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?(да)

- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина

*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.

-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?(да)

-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

2) Чтение текста

Запись стихотворения в исполнении И.Смоктуновского

4) Этап анализа:

А)Первая учебная ситуация:

-Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?

( Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)

- Можно ли сказать, что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?

(Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)

-Молодцы,мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.

-Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова, которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить,подберём к ним синонимы.

( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)

Чтение  первого четверостишия.

Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

(Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного.  Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес  чернее, ель зеленеет))

- Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)

-Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете, с какой целью мы выполняем эту работу?

оптимизм

пессимизм

Утро

Солнце

Радость

Пробуждение

нынче

Вечер

Мгла

Печаль

Сон

вчера

Этот принцип противопоставления называется антитеза .

-Выразительно прочитаем третье четверостишие.

                                                                                                                                                                                                                                                                        -Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии ?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Голубые  небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.

-Что передаёт автор с помощью цвета? (Цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)

Чтение четвёртого четверостишия.

- Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?

(…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печи).

-Этот прием называется аллитерация.(слайд 14)

-Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?

(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. )

III. Итог урока:

- Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина?

-  Почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?

(Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)

- Что же хотел нам сказать С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?

-Скажите, удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?

IV Домашнее задание.  : Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.

Заключительное слово:

-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее,наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»".»



Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».



Концепция : Стиховорение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.

Задачи:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация ,актуализировать знания о сравнении.

Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.



Оборудование: Музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»,аудиозапись И.Смоктуновский «Зимнее утро»

Ход урока:

I.Орг. момент. Проверка домашнего задания.

(Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.)

- В последней четверостишии, этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? ( Свобода, простор)

-Что для вас значит слово простор? (Бескрайние поля, море, степи, описание природы?)

-А как вы думаете, привлекала ли природа А.С.Пушкина? (Да)

II.Изучение нового материала.

1)Вступительный этап, постановка задач.

- Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?(да)

- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина

*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.

-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?(да)

-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

2) Чтение текста

Запись стихотворения в исполнении И.Смоктуновского

4) Этап анализа:

А)Первая учебная ситуация:

-Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?

( Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)

- Можно ли сказать , что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?

(Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)

-Молодцы ,мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.

-Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова , которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить ,подберём к ним синонимы.

( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)

Чтение первого четверостишия.

Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

(Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного. Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес чернее, ель зеленеет))

- Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)

-Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете, с какой целью мы выполняем эту работу?

оптимизм

пессимизм

Утро

Солнце

Радость

Пробуждение

нынче

Вечер

Мгла

Печаль

Сон

вчера



Этот принцип противопоставления называется антитеза .

-Выразительно прочитаем третье четверостишие.

-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии ? Голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.

-Что передаёт автор с помощью цвета? (Цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)

Чтение четвёртого четверостишия.

- Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?

(…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печи).

-Этот прием называется аллитерация.(слайд 14)

-Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?

(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. )

III. Итог урока:

- Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина?

- Почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?

(Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)

- Что же хотел нам сказать С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?

-Скажите, удалось ли нам решить задачи , поставленные в начале урока?

IV Домашнее задание. : Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.

Заключительное слово:

-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее ,наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»".

Автор: Багданова Нелля Харитоновна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства