kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературного чтения по теме: А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит в себе план-конспект урока, который включает в себя этапы урока, деятельность учителя, деятельность обучающихся. Цель: Ознакомление обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения по теме: А. С. Пушкин «Зимний вечер»»

План-конспект урока литературного чтения по теме:

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Подготовила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 25 при МаГК» г. Магнитогорска, Симонова Мария Александровна

Класс: 3

Цель урока: Ознакомление обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер».


Задачи урока:

образовательные: 

- продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;

- познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;

развивающие: 

- содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;

- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

воспитательные: 

- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;

- воспитывать ответственность за выполненную работу.


Оборудование: Презентация; конспект урока; учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская.

Использованная литература: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, поурочные разработки, интернет-источники.






















Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Проверим вашу готовность к уроку. На парте должен лежать: дневник, пенал, учебник.


Здравствуйте!


Слушают

Актуализация знаний


Обратите внимание на доску.

На ней записаны строки из стихотворения, ваша задача-определить, кому они принадлежат.

«И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут..»


-Вы не определили автора строк?

-Почему?

-А хотите узнать больше?

-Тогда послушайте подсказку:

«У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;»


Вы узнали этого поэта?

Верно, это строчки А.С. Пушкина.
Кто подскажет, из какого произведения? 

Правильно, данные строки из поэмы «Руслан и Людмила».

Слушают








-Нет
-Недостаточно наших знаний

-Да







Да, это А.С.Пушкин


Из поэмы «Руслан и Людмила».

Определение темы и цели урока.


I этап. Первичный синтез


Подготовка к эмоциональному восприятию

-Итак, вы уже догадались, к творчеству какого поэта мы сегодня обратимся?

-Совершенно верно, сегодня на уроке мы поговорим о творчестве А.Пушкина

-Но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта мы будем знакомиться на уроке я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Его автор- композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идёт речь.

(Включаю музыкальное произведение Вивальди «Зима»)


-Мы прослушали произведение, кто скажет мне, о каком времени года идёт речь? Отвечаем по поднятой руке.

-Совершенно верно, о зиме.

-А теперь скажите, что вы любите больше утро или вечер? И почему?

- Давайте внимательно посмотрим на картину? Какое изображено время суток?

(Включаю картину с изображением вечера)

-Правильно, вечер.

-Определив время года и время суток, кто мне может сказать, как же называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке?

-Молодцы! Так мы с вами определили тему нашего урока.

Тема урока: А.С.Пушкин «Зимний вечер».

И сегодня мы вспомним биографию А.С. Пушкина, а также познакомимся с произведением «Зимний вечер».


К творчеству А.С. Пушкина








Слушают музыкальное произведение






-О зиме




Ответы детей

-Вечер





-Зимний вечер.

Практическая деятельность учащихся


Проверка дополнительного задания


Знакомство с биографией поэта









































Лексическая работа









































Первичное чтение произведения.

Проверка первичного чтения

На прошлом уроке я дала задание двум ученикам. Им нужно было подготовить сообщение об авторе.
Послушаем внимательно выступающих.
1 ученик:

«Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799г. в Москве. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала.

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была женщиной с характером. Все её приемы воспитания никакого влияния на детей не имели. А маленького Сашу в семье не слишком любили. Но если не было тепла со стороны родителей, то Пушкин всегда добром вспоминал двух женщин своего раннего детства – бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну


2 ученик:

«Первое свое стихотворение Александр Сергеевич написал в 6 лет на французском языке. Жизнь Пушкина складывалась нелегко. Он написал несколько стихотворений, в которых осуждал крепостное право и царскую власть. Царь за эти стихи не раз высылал поэта из Петербурга. В очередной ссылке Пушкину приказано было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии. Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен. Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника.»


-Молодцы!

-Итак, какие факты вам запомнились больше всего из только что услышанной биографии?


Хорошо.


Прежде чем начать читать стихотворение, я предлагают вам прочитать слова, которые могут вызвать затруднение, а также определить их значение.

(Слова даны на экране)

-Все вместе:

А) Читаем целыми словами

Буря, мгла, вихрь

-А теперь читаем по вариантам

Б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем- целыми словами.

Кро-вля об-вет-ша-ла-я

Вет-ха-я ла-чуж-ка 

Ве-ре-те-но

Пут-ник

Хорошо, молодцы. Теперь я буду читать определение понятия, ваша задача соотнести, к какому конкретному слову или словосочетанию относиться определение.

(Слова и словосочетания даны на экране)

  1. Непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы.

  2. Ненастье с сильным разрушительным ветром.

  3. Порывистое, круговое, движение ветра.

  4. Небольшая, плохая изба, хижина.

  5. Очень плохая крыша.

  6. Приспособление для прядения

  7. Путешественник, идущий пешком, странник.


Всё верно, молодцы. Тем самым мы с вами прочитали трудные слова и определили их значение.


А теперь послушайте стихотворение великого поэта А.С. Пушкина,

«Зимний вечер» 

(Чтение учителем стихотворения)


-Что можете сказать об услышанном? Понравилось ли вам стихотворение?

-Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

-От чьего имени ведется рассказ?

-Какое настроение у рассказчика?

-О ком и о чём идёт речь в данном стихотворении?

Верно, о погоде и о няне Арине Родионовне.



Выступает 1 ученик


















Выступает 2 ученик



















-Ответы детей










-Читают











-Слушают





-Мгла


-Буря


-Вихрь


- Ветхая лачужка


- Кровля обветшалая

-Веретено


-Путник








Слушают





-Понравилось

- Чувство грусти, печали


-От имени автора

-Грустное

-О буре, о старушке.

II этап.

Аналитическая работа с текстом.






Анализ сюжета



















Анализ художественных образов.

В данном стихотворении 4 строфы. Кто знает, что такое строфа?

Строфа (от греч. strophe — кружение, оборот) — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении.

-Подумайте на сколько частей можно разделить стихотворение?

-Верно. Стихотворение можно разделить на 4 части.

В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье. - строфа с 8-ю стихотворными строками

- Какие это части?

- Найдите эти части.

Верно.

Давайте попробуем составить план стихотворения.

  1. Буря мглою небо кроет

  2. Моя старушка

  3. Сердцу будет веселей

  4. Добрая подружка бедной юности моей


-Сколько художественных образов можно выделить в данном стихотворении? Каких?

-Верно, сейчас мы проанализируем каждый из этих образов.


Проанализируем 1 часть стихотворения.

-Какое явление природы описывает автор в 1 части?

-Как описывает поэт бурю?

-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? Почему Пушкин начинает стихотворение с описания ненастной картины природы? 

Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства. Такое описание зимнего вечера не случайно, природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения.

Состояние природы передавало душевное переживание поэта, которого сердце сжималось от тоски и одиночества.


Теперь давайте обратим внимание на 2 часть стихотворения.

-О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?  

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню?

-Верно, с нежностью называет он няню «моя старушка», будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. 

-Как поэт относится к няне?

Верно, рассказчика беспокоит, почему же «приумолкла старушка». Он относится к ней ласково, любя, тревожится о ней.

-А какое же настроение у автора стихотворения?

-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?

Правильно, в этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении, под домашним арестом в Михайловском после ссылки, под присмотром отца.

Обратим внимание на 3 часть стихотворения.

-С какими просьбами он обращается к няне? 

- Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом, найдите в тексте?

Правильно. Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе.

4 часть

Обратите внимание на 4 строфу стихотворения.

Во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые

-Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?

-То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем?



Таким образом, мы проанализировали 3 образа. Давайте составим краткое описание каждого из них.

Выполняем задание самостоятельно в тетради, затем желающие зачитают нам свои описания.

-Закончили. Кто желает зачитать описание бури?

-Молодец, всё верно.

- Поднимите руку, кто желает зачитать описание няни.

(Имя), прочитай.

-Хорошо, молодец.

-Кто зачитает описание самого автора?

(Имя), прочитай.

-Отлично, молодец!


Ребята, мы с вами составили характеристики главных героев, все хорошо постарались. Двигаемся дальше.

Ответы детей.








-на 4 части

- Описание погоды, монолог с няней, обращение с просьбой к няне, затем повторение 1 и 3 части.

1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка…своего веретена”. 3 часть «Выпьем, добрая подружка... За водой поутру шла.», 4 часть «Буря мглою небо кроет, ... Сердцу будет веселей.»

Совместно с учителем составляют план.





Три. Буря, няня, герой.






-Бурю


-Как живое существо

-Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)

- Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера








-О няне


«Моя старушка», «Мой друг».





-С любовью и нежностью.



-Грустное, печальное.

- «Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь».








«Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»

- Чтобы поднять настроение, перенестись в те года, когда он был ребёнком, и няня ласково пела ему песни.

«Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.»

Смотрят.


Слушают.








-Повтор

-Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.




Выполняют.

Буря описывается в данном стихотворении как живое существо. Пушкин сравнивает бурю со зверем, с ребёнком, с путником. Буря помогает автору передать своё настроение.

Няня описана Пушкиным со всей любовью и нежностью. Он обращается к ней с помощью слов: «Моя старушка», «мой друг», «добрая подружка». Автор уверен, что она способна разделить его чувства. 

Автор описывает себя в данном стихотворении грустным, печальным человеком. С помощью состояния природы автор передает свои душевные переживания, сердце которого сжималось от тоски и одиночества. Единственный человек, которым сможет помочь справиться с этим состоянием, няня. Автор просит ее спеть песню. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

Физминутка

Чтобы продолжить работу на уроке, я предлагаю вам немного отдохнуть. Все встают из-за своих парт так, чтобы никто друг другу не мешал. Я буду показывать движения, ваша задача их повторять.

«Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой! Раз-два, раз-два!

Прямо спину все держите и под ноги не смотрите!

Раз-два, раз-два!

Руки дружно разведите - раз-два, раз-два!

Друг на друга посмотрите - раз-два, раз-два!

Опустите руки вниз - и за парту все садись!»

Молодцы, садимся на свои места и успокаиваемся.

Слушают.










Выполняют.

Языковой разбор

-На уроке мы неоднократно говорили о том, что автор сравниваем бурю с живым существом.

-Кто мне скажет, как называется данный прием в литературе?

Верно, сравнение.

Сравнение- это когда изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.

-Автор, сравнивая бурю со зверем, ребёнком, придает ей качества живого предмета.

-Кто-нибудь знает, как называется это изобразительно-выразительное средство?

Это олицетворение.

Олицетворение- художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.

- Для того, чтобы у вас закрепилось данное понятие, ваша задача найти в тексте стихотворения слова, с помощью которых автор олицетворяет бурю.

-(Имя), зачитай какие слова ты выписал?

-Всё верно. Поднимите руку те, кто выписал такие же слова? Молодцы

-Есть кто выписал дополнительные слова?

-Отлично, все справились с данной задачей.

Слушают



-Сравнение










Ответы детей.







Выполняют.




Буря завоет, заплачет, зашумит, застучит.

Проблемный анализ

Для того, чтобы раскрыть различные точки зрения в оценки стихотворения, я предлагаю вам ответить на вопросы.

Не забывайте, что отвечать нужно по поднятой руке.

1)Понравилось ли тебе стихотворение? Что-то вызвало у тебя смех? Грусть?

(Имя), отвечай.

Кто думает иначе? Выскажите свою точку зрения?

2) Обсудите с другом, почему у поэта родился такой стих?

(Имя), как вы считаете?

Отлично, молодцы!

3) Как в стихотворении описывается пейзаж? Почему?

(Имя), отвечай.

Хорошо, кто считает иначе?






1)Стихотворение мне понравилось, я ощутил на себе настроение автора, именно это вызвало у меня чувство грусти. Смех в данном случае неуместен, поскольку стихотворение лирическое, серьезное.

Ответы детей.

2) В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении, под домашним арестом в Михайловском после ссылки, под присмотром отца.

3) Природа изображена в серых, мрачных красках. Небо затянулось мглою, крутятся снежные вихри. Стоит ветхая лачужка, которая печальна и темна. Автор так описал пейзаж, потому что его душевное состояние похоже на данный пейзаж.

Ответы детей.

III этап

Вторичный синтез

-Ребята, как надо читать данное стихотворение?

Его следует читать спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью голосом, ласково обращаясь к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта.


Приготовьтесь выразительно читать.   

А) Выразительное чтение двух учеников;

Прослушивание 1 – 2 учеников.

Б) Высказывания критиков – слушателей.

– Смог (ла) ли (имя) передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

- Чтение какого из ученика вы оцените на отметку 5? А на 4?


- Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

-Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.

Напоминаю, мажор-имеет светлую окраску звучания, минор- темную, сумрачную окраску звучания.

Работа в группах.

Карточка

ТЕМП (быстрый, медленный)

ДИНАМИКА (громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)

(медленный, тихо, солист, минор, спокойная, взволнованная)

-Что выбрали – прочитайте.

- Попробуйте тихо напеть эти строки

- Кто это может сделать для всех?

-Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности.


-А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Словно в памятный венок любимой няне – Арине Родионовне сплелись пушкинские стихи, ставшие романсом. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина»

(Звучит романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина)

-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?

-Мы с вами убедились, что передать настроение можно не только словами или красками, но и музыкой.

-Спокойным голосом, ласково обращаясь к няне.










Читают.




Оценивают.



-Да, можно

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя»












Выполняют




Дети зачитывают различные варианты ответов.


Дети по желанию напевают четверостишие вслух.















Слушают.



Да.


Осуществление контроля

Обратите внимание на слайд. Вам представлены вопросы по изученному стихотворению, ваша задача самостоятельно, у себя в тетради, ответить на данные вопросы, после чего мы проведем взаимную проверку.

На выполнение задания даю вам 3 минуты.


1) Какой художественный образ описал автор в первой строфе?

А) Няню

Б) Героя

В) Бурю


2)Лирический герой и его старушка находятся в...

А) Расписном тереме

Б) Ветхой лачужке

В) Низкой избушке


3)Кого лирический герой называет «доброй подружкой»?

А) Вьюгу

Б) Старушку

В) Кошку


4)С кем поэт не сравнивает снежную бурю?

А) с птицей

Б) со зверем

В) с путником


5) К какому изобразительно-выразительному средству относится словосочетание «Буря заплачет»?

А) Эпитеты

Б) Олицетворение

В) Анафора


-Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте.

На доске вы видите правильные ответы: В, Б, Б, А, Б.

Оцените работу друг друга.

Нет ошибок- «5»

1 ошибка-«4»

2 ошибки-«3»

3 и более ошибок -«2»

Слушают





Выполняют





































Проверяют




Оценивают


Подведение итогов

Для того, чтобы оценить свою работу на уроке, нужно ответить на вопросы. Отвечаем по цепочке.

-Сегодня я узнал...

- Было трудно…

-Было легко…

-Я удивился…

-Урок показался мне...

-Я научился...

-Я смог...

- Я почувствовал...

-Мне захотелось...

Ребята, сегодня вы работали активно. Отвечали на все мои вопросы, высказывали своё мнение.

Выполняют


Домашнее задание

Запишите домашнее задание - Выучить стихотворение наизусть. Урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока литературного чтения по теме: А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Автор: Симонова Мария Александровна

Дата: 23.03.2023

Номер свидетельства: 628237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства