kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Какие слова называют родственными?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: формирование понятия  родственных слов;

Развивающие:  формирование умения анализировать, сравнивать слова, строить доказательства;

Воспитательные: воспитание личностных качеств: внимательности, наблюдательности, доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

Предметные:

  • Знать: признаки родственных слов;
  • Уметь: сравнивать слова по лексическому значению, находить общую часть слов.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Метапредметные: коллективный диалог, участники которого смогут высказать своё мнение, выслушать и понять позицию партнёра; удерживать учебную задачу и понимать её.

УУД

  • Личностные УУД:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  •  Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
  •  Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему мнению;
  • Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков, проводить сравнение слов.

Этап урока

Мотивация к учебной деятельности

Всё ль готово,

Всё ль в порядке –

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно гладят!

Отвечают: Всё готово.

Всё в порядке: книга, ручка и тетрадка.

Все мы правильно сидим и внимательно глядим.

Мы готовы получать на уроках только 5!

Актуализация знаний.

Создание  «ситуации успеха»

- Над чем мы работаем на уроках русского языка?

- Какие орфограммы вы умеете проверять?

- Проверьте слова и запишите проверочное слово:

Кр – ты –

Сл – за –

Моро- –

Кру – ка –

- Расскажите, какие буквы вы написали на месте пропуска и почему?

Рефлексия способа проверки:

- Каким способом вы проверяли безударную гласную?

-Каким способом вы проверяли парную согласную?

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

-Поставьте себе на полях + за каждое правильно проверенное  слово.

Физминутка

-Мы проверяем орфограммы  в основе слова.

- Мы умеем проверять безударную гласную и парную согласную.

Дети записывают в тетрадях:

Крот – кроты

Слёзы – слеза

Морозы – мороз

Кружек – кружка

Объясняют какую букву вставили и называют проверочное слово.

- Изменяли слово так, чтобы ударение падало на эту гласную.

- Изменяли слово так, чтобы после этой согласной был гласный звук  или непарный звонкий согласный звук.

Возникновение ситуации «разрыва» и фиксация «разрыва»

Создать «разрыв» между тем, что дети знают и тем, чего ещё не знают. Выяснить границу своего незнания.

- Сейчас мы продолжим проверять орфограммы в основе слова.

- Проверьте безударную гласную в слове ХВ-СТУН.

- Получилось проверить?

- Может вы не так что-то делали? Давайте проверим. Расскажите, каким способом  вы проверяли эту орфограмму.

Изменяли правильно, а почему проверить не получилось?

Пытаются проверить безударную гласную.

- Рассказывают, как изменяли слово хв-стун.

Этот способ не подходит.

Значит, мы чего –то не знаем.

Формулировка учебной задачи.

Вернуться к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую предстоит решить.

-Как вы думаете, существует ли другой способ проверки орфограммы в этом слове?

Какие есть мнения?

Хвостун – хвост

Хвастун – хвастается

- Так какой же сильной позицией воспользоваться при проверке: хвост или хвастается?

- Чем похожи слова? Кого называют хвастуном: того, у кого есть хвост или того, кто хвастается?

- Какая часть у этих слов одинаковая?

-Раз они похожи, может они родственники? У людей есть родственники и они похожи между собой.

- А есть ли у слов родственники?

- Над каким вопросом мы будем сейчас работать?

- Раз изменением слова мы не могли проверить, значит,  есть такой способ, о котором мы ещё не знаем.

Есть ли у слов родственники?

Решение учебной задачи.

Проверка гипотезы и построение нового способа действия.

Итак, какая цель сейчас перед нами?

Работа с презентацией.

Слайд 1. Есть ли у слов родственники?

Слайд 2. Что такое лес?

(после ответа детей – щелчок мыши.

Лес – это место, где растёт много деревьев?

Слайд 3. Кто такой лесник?

                Лесник – это человек, который ухаживает за лесом.

Слайд 4. Лес и лесник – это разные слова или изменения одного и того же слова?

Измените слово лес, а потом – слово лесник. И сравните.

Слайд 5. Конечно, это разные слова, потому что ….

…. у них разные основы.

- Одно из этих слов появилось в русском раньше, а другое образовалось от него.

Слайд 6. Какое из этих слов образовалось от другого?

Подсказка: при объяснении значения какого из этих слов вам пришлось обязательно использовать другое слово?

Слайд 7. Если одно слово образовалось от другого, можно ли считать такие слова родственными?

Вывод: если одно слово образовалось от другого, то это слова родственные.

Запишите слова лес и лесник друг под другом, сравните их и найдите,  чем похожи эти слова.

Слайд 8. Можно ли считать, что слово рыбный образовалось от слова рыбак?

Время обсуждения в парах 3 минуты.

Слайд 9. Петя считает, слово рыбак образовалось от слова рыбный.

              Маша говорит, что слово рыбный образовалось от слова рыбак.

              Алёша утверждает, что слова рыбак и рыбный образовались от слова рыба.

Слайд 10. Согласны ли вы с кем – нибудь из ребят? Почему?

Слайд 11. Кто такой рыбак?

               Это человек, который ловит рыбу?

Слайд 12. Что значит рыбный?

                Это что-то сделанное из рыбы.

Слайд 13. Какое слово вам понадобилось для того, чтобы объяснить значение слов рыбак и рыбный?

Слайд 14. От какого же слова образовались эти слова?

Слайд 15. Можно ли считать эти слова родственными?

             Это слова родственные, потому что образовались от одного слова.

Запишите слова рыбак и рыбный друг под другом и найдите общую часть. Какая это часть?

-Поставьте на полях + за каждое правильное слово.

Мы должны выяснить есть ли у слов родственники и можно ли с их помощью проверять безударные гласные.

Лес – это ….

Лес – леса, лесу, лесом, о лесе.

Лесник – лесники, лесника, лесником, о леснике.

Лес – это место, где растёт много деревьев.

Лесник – это человек, которых ухаживает за лесом.

При объяснении слова лесник мы использовали слово лес. Значит слово лесник образовалось от слова лес.

Слова похожи одинаковой частью ЛЕС.

Обмен мнениями.

Нам понадобилось слово рыба.

Это часть РЫБ.

Рефлексия.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности и возможности применения нового способа действий.

- Какая цель перед нами была?

-Мы достигли цели?

- Какие признаки родственных слов обнаружили?

-Мы  открыли, что в основах родственных слов есть общая часть, которая состоит из одних и тех же звуков и значение которой одинаково во всех словах.

-Как вы думаете, можно ли проверять орфограмму безударную гласную при помощи родственного слова?

Значит каким словом мы проверим орфограмму в слове хв-стун?

Мы должны были выяснить, есть ли у слов родственники?

Да, мы узнали, что у слов есть родственники.

Родственные слова образовании от одного слова, значит,  они похожи по значению и у них есть одинаковая часть.

Можно проверять. Ведь все родственники помогают друг другу.

Проверим словом хвастать. Ведь слово хвастун образовалось от слова хвастать, значит они родственные слова.

Итог

-Подсчитаем + на полях.

Если у вас  восемь + поставьте себе  за урок отметку 5.

Если у вас 7 или 6 плюсов  поставьте отметку 4.

Поднимите руку, кто поставил себе 5, 4?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор.

Список учебной и дополнительной литературы

С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко «Русский язык» 2 класс учебник Москва Дрофа 2013

В. В. Репкин, Т. В. Некерасова, Е. В. Восторгова «Русский язык» 2 класс учебник Издательство «Вита Пресс» Москва 2005

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация «Есть ли у слов родственники?»

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология РО Эльконина – Давыдова

Исследовательский метод

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  • Картинки в презентации: bfoto.ru/landscape.php sandaz.ucoz.com/news/robbi_koltrejn
  • allforchildren.ru/pictures/school21
  • animashka.info/photo/prazdniki/s_dn.

gotovim.ru/recepts/soups/fish

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Какие слова называют родственными?"»

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: формирование понятия родственных слов;

Развивающие: формирование умения анализировать, сравнивать слова, строить доказательства;

Воспитательные: воспитание личностных качеств: внимательности, наблюдательности, доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.

Предметные:

  • Знать: признаки родственных слов;

  • Уметь: сравнивать слова по лексическому значению, находить общую часть слов.


Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Метапредметные: коллективный диалог, участники которого смогут высказать своё мнение, выслушать и понять позицию партнёра; удерживать учебную задачу и понимать её.

УУД

  • Личностные УУД:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  •  Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

  •  Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему мнению;

  • Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков, проводить сравнение слов.



Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Всё ль готово,

Всё ль в порядке –

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно гладят!

Отвечают: Всё готово.

Всё в порядке: книга, ручка и тетрадка.

Все мы правильно сидим и внимательно глядим.

Мы готовы получать на уроках только 5!

Актуализация

знаний.

Создание «ситуации успеха»

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу удовлетворения детей своими знаниями и умениями и положительная оценка достижений учащихся.


- Над чем мы работаем на уроках русского языка?

- Какие орфограммы вы умеете проверять?

- Проверьте слова и запишите проверочное слово:

Кр – ты –

Сл – за –

Моро- –

Кру – ка –

- Расскажите, какие буквы вы написали на месте пропуска и почему?

Рефлексия способа проверки:

- Каким способом вы проверяли безударную гласную?

-Каким способом вы проверяли парную согласную?



-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

-Поставьте себе на полях + за каждое правильно проверенное слово.

Физминутка

-Мы проверяем орфограммы в основе слова.

- Мы умеем проверять безударную гласную и парную согласную.

Дети записывают в тетрадях:

Крот – кроты

Слёзы – слеза

Морозы – мороз

Кружек – кружка

Объясняют какую букву вставили и называют проверочное слово.



- Изменяли слово так, чтобы ударение падало на эту гласную.

- Изменяли слово так, чтобы после этой согласной был гласный звук или непарный звонкий согласный звук.

Возникновение ситуации «разрыва» и фиксация «разрыва»

Создать «разрыв» между тем, что дети знают и тем, чего ещё не знают. Выяснить границу своего незнания.

- Сейчас мы продолжим проверять орфограммы в основе слова.

- Проверьте безударную гласную в слове ХВ-СТУН.

- Получилось проверить?

- Может вы не так что-то делали? Давайте проверим. Расскажите, каким способом вы проверяли эту орфограмму.

Изменяли правильно, а почему проверить не получилось?






Пытаются проверить безударную гласную.



- Рассказывают, как изменяли слово хв-стун.

Этот способ не подходит.

Значит, мы чего –то не знаем.

Формулировка учебной задачи.

Вернуться к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую предстоит решить.

-Как вы думаете, существует ли другой способ проверки орфограммы в этом слове?

Какие есть мнения?

Хвостун – хвост

Хвастун – хвастается

- Так какой же сильной позицией воспользоваться при проверке: хвост или хвастается?

- Чем похожи слова? Кого называют хвастуном: того, у кого есть хвост или того, кто хвастается?

- Какая часть у этих слов одинаковая?

-Раз они похожи, может они родственники? У людей есть родственники и они похожи между собой.

- А есть ли у слов родственники?

- Над каким вопросом мы будем сейчас работать?


- Раз изменением слова мы не могли проверить, значит, есть такой способ, о котором мы ещё не знаем.



























Есть ли у слов родственники?

Решение учебной задачи.

Проверка гипотезы и построение нового способа действия.

Итак, какая цель сейчас перед нами?



Работа с презентацией.

Слайд 1. Есть ли у слов родственники?

Слайд 2. Что такое лес?

(после ответа детей – щелчок мыши..

Лес – это место, где растёт много деревьев?

Слайд 3. Кто такой лесник?

Лесник – это человек, который ухаживает за лесом.

Слайд 4. Лес и лесник – это разные слова или изменения одного и того же слова?

Измените слово лес, а потом – слово лесник. И сравните.

Слайд 5. Конечно, это разные слова, потому что ….

….. у них разные основы.

- Одно из этих слов появилось в русском раньше, а другое образовалось от него.

Слайд 6. Какое из этих слов образовалось от другого?

Подсказка: при объяснении значения какого из этих слов вам пришлось обязательно использовать другое слово?







Слайд 7. Если одно слово образовалось от другого, можно ли считать такие слова родственными?

Вывод: если одно слово образовалось от другого, то это слова родственные.

Запишите слова лес и лесник друг под другом, сравните их и найдите, чем похожи эти слова.

Слайд 8. Можно ли считать, что слово рыбный образовалось от слова рыбак?

Время обсуждения в парах 3 минуты.

Слайд 9. Петя считает, слово рыбак образовалось от слова рыбный.

Маша говорит, что слово рыбный образовалось от слова рыбак.

Алёша утверждает, что слова рыбак и рыбный образовались от слова рыба.

Слайд 10. Согласны ли вы с кем – нибудь из ребят? Почему?

Слайд 11. Кто такой рыбак?

Это человек, который ловит рыбу?

Слайд 12. Что значит рыбный?

Это что-то сделанное из рыбы.

Слайд 13. Какое слово вам понадобилось для того, чтобы объяснить значение слов рыбак и рыбный?

Слайд 14. От какого же слова образовались эти слова?

Слайд 15. Можно ли считать эти слова родственными?

Это слова родственные, потому что образовались от одного слова.

Запишите слова рыбак и рыбный друг под другом и найдите общую часть. Какая это часть?

-Поставьте на полях + за каждое правильное слово.

Мы должны выяснить есть ли у слов родственники и можно ли с их помощью проверять безударные гласные.



Лес – это ….











Лес – леса, лесу, лесом, о лесе.

Лесник – лесники, лесника, лесником, о леснике.















Лес – это место, где растёт много деревьев.

Лесник – это человек, которых ухаживает за лесом.

При объяснении слова лесник мы использовали слово лес. Значит слово лесник образовалось от слова лес.







Слова похожи одинаковой частью ЛЕС.

















Обмен мнениями.













Нам понадобилось слово рыба.















Это часть РЫБ.

Рефлексия.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности и возможности применения нового способа действий.

- Какая цель перед нами была?

-Мы достигли цели?



- Какие признаки родственных слов обнаружили?



-Мы открыли, что в основах родственных слов есть общая часть, которая состоит из одних и тех же звуков и значение которой одинаково во всех словах.

-Как вы думаете, можно ли проверять орфограмму безударную гласную при помощи родственного слова?

Значит каким словом мы проверим орфограмму в слове хв-стун?

Мы должны были выяснить, есть ли у слов родственники?

Да, мы узнали, что у слов есть родственники.

Родственные слова образовании от одного слова, значит, они похожи по значению и у них есть одинаковая часть.







Можно проверять. Ведь все родственники помогают друг другу.

Проверим словом хвастать. Ведь слово хвастун образовалось от слова хвастать, значит они родственные слова.

Итог


-Подсчитаем + на полях.

Если у вас восемь + поставьте себе за урок отметку 5.

Если у вас 7 или 6 плюсов поставьте отметку 4.

Поднимите руку, кто поставил себе 5, 4?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!










Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор.

Список учебной и дополнительной литературы

С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко «Русский язык» 2 класс учебник Москва Дрофа 2013

В. В. Репкин, Т. В. Некерасова, Е. В. Восторгова «Русский язык» 2 класс учебник Издательство «Вита Пресс» Москва 2005



Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация «Есть ли у слов родственники?»

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология РО Эльконина – Давыдова

Исследовательский метод

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  • Картинки в презентации: bfoto.ru/landscape.php sandaz.ucoz.com/news/robbi_koltrejn

  • allforchildren.ru/pictures/school21

  • animashka.info/photo/prazdniki/s_dn...

gotovim.ru/recepts/soups/fish



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Какие слова называют родственными?"

Автор: Цурупал Татьяна Борисовна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Однокоренные слова". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "153749"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421067498"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Однокоренные слова" Умк 21 век"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-umk-21-viek"
    ["file_id"] => string(6) "310203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458975498"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства