Конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы"
Конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы"
План-конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы". Широко использован занимательный материал (загадки, сказка, стихотворение, решение экологических задач), что делает урок интересным и занимательным. Значительная часть урока посвящена формированию экологической культуры учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы"»
Тема: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы
Цель: научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов.
Задачи: сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых существ;
расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;
содействовать формированию умений устанавливать отличительные признаки объектов, распознавать грибы по их отличительным признакам;
создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;
способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;
Не каждому человеку раскрывает природа свои секреты. А только добрым людям, наблюдательным и любознательным.
И сегодня на уроке «Человек и мир» мы с вами попробуем открыть и исследовать одну очень важную тайну природы.
Рассмотрите внимательно схему-кластер.
природа
неживая живая
растения животные человек ……..
Нам, ребята, надо записать в эту пустую табличку недостающее слово. За этим словом мы отправимся в лес и там найдём его. Отгадайте загадку.
В тёплый дождик он родился,
Быстро зонтиком накрылся.
Может, из лесу б ушёл –
Другую ногу не нашёл. (Гриб.)
И в табличку мы запишем слово грибы.
Тема нашего урока: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство и узнаем что такое грибы, какое строение они имеют, на какие группы делятся . Узнаем, как правильно собирать съедобные грибы и какую опасность таят в себе ядовитые. А поможет нам в путешествии Боровичок-Лесовичок.
Толстячок-боровичок
Вышел на дорожку.
Толстячок-боровичок
Мне подставил ножку.
Толстячок-боровичок
Маленькое диво –
Сдвинул шапку на бочок,
Смотрит горделиво.
5. Работа над новым материалом.
- Что такое грибы?
- Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
- Грибы совсем не похожи на растения. У них нет корней и стеблей, нет листьев, цветков и плодов. Они не могут сами вырабатывать питательные вещества, поэтому их нельзя назвать растениями.
- На животных они тоже не похожи. Так что же такое грибы? Учёные считают грибы особой группой живых организмов.
Грибы – особая группа живых организмов
-Откройте учебник на с.59 и прочитайте что такое грибы.
- Что такое грибы?
- Назовите известные вам грибы.
- Прочитаем стихотворение на с. 59
-О каких грибах мы прочитали в стихотворении?
- Какие еще грибы нарисованы?
Строение грибов.
- А теперь давайте познакомимся со строением гриба.
- Рассмотрите рисунок на стр. 60 и скажите, из каких частей состоит гриб.
- В самом верху? (шляпка) Верхняя часть гриба (шляпка) – плотная и мясистая. Своей формой действительно напоминает шляпу.
- Что находится ниже? (Ножка). Обычно длинная и вытянутая, похожая на стебель.
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. Грибница любит влагу, тепло, боится света. Она растет более 100 лет, а гриб, т. е плодовое тело, появляется лишь на период от 3 до 7 дней.
-Покажите из каких частей состоит гриб?
- А сейчас сюрприз от Боровичка-Лесовичка.
Физминутка
Вот он гриб - боровик, И красив он и велик.
Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.
Для чего нужны грибы?
- А сейчас мы узнаем для чего нужны грибы? Слушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: для чего нужны грибы?
Сказка
- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов?
- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? Для чего нужны грибы?
- Что же деревья получают от грибов?
Грибница срастается с корнями растений. Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? Так, что ещё делает грибница?
Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной, очень нужный для деревьев.
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.
Ими питаются животные.
- Нужны ли грибы человеку?
- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.
Грибы любит собирать человек.
- На какие большие группы делятся грибы? (Работа по картинкам на доске).
Съедобные грибы
Съедобные Ядовитые
… … … … … … … … … … … …
- Как вы думаете, почему слово съедобные написано зеленым цветом, а ядовитые – красным?
- Лесовичок в своем лукошке принес нам съедобные грибы. А что это за грибы вы узнаете, когда отгадаете загадки.
1. Ловко спрятаться умеет
Там, где лес с березняком.
При засушке он чернеет
Хоть и бел его излом. (Подберёзовик).
2. В лесу на лужочке
Гнилые пенёчки.
А на каждом из них
Много братцев лихих. (Опята).
3.Он на толстой ножке белой
В яркой шапке загорелой.
Кто в лесу его найдёт,
Тот от радости поёт. (Боровик).
4. Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
5. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я …( подосиновик).
6. Стоит мальчонка — Рыжая шапчонка.(Рыжик.)
7. Цветник без цветов Под елкой готов.(Сыроежки.)
8. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … (Масленок)
Золотистые ……….(лисички)
- Почему названия некоторых грибов похоже на названия деревьев?
- А сейчас давайте Лесовичку поможем расселить грибы под деревья.
(Дети расселяют грибы под деревья)
- А какие грибы растут на пнях? (Опята.)
Существует множество видов грибов. В основном они растут в лесу. А некоторые виды грибов люди выращивают искусственно в специальных помещениях. Это шампиньоны.
- Мы рассмотрели с вами материал о съедобных грибах, которые можно употреблять в пищу, то есть кушать. Из грибов готовят вкусные блюда. В них содержатся протеины – очень ценные питательные вещества и минеральные соли, необходимые организму человека.
Физкультминутка
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, проходим мимо.
- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.
Ядовитые грибы.
- А эту часть урока мы посвящаем изучению материала о ядовитых грибах.
-Поможет нам в этом доктор Неболейкина. О каком грибе она вам расскажет узнаете, если отгадаете загадку на с. 61 учебника. (Сообщение о мухоморе)
Мухомор
Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красивого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и имеет внизу клубневидное утолщение- «горшочек», а наверху ножки – белое пленчатое кольцо. Мухомор – очень ядовитый гриб. Его яд действует через 2 часа. Он вызывает боль и расстройство желудка. Мухомор смертельно опасен.
- А какой еще опасный гриб поджидает вас в лесу вы узнаете из учебника на стр 62.
- Какой ядовитый гриб – самый опасный?
-Почему?
- Найдите и прочитайте, как выглядит белая поганка?
- Какой отличительный признак имеет этот гриб?
- Какие правила нужно соблюдать при встрече с бледной поганкой?
Правила сбора грибов
- А кто из вас ходил в лес и собирал грибы? Как правильно собирать грибы вы узнаете из учебника на стр. 63 (Чтение статьи в учебнике)
- Но не все ребята знают, как правильно собирать грибы. Давайте дадим советы этим ребятам.
Решение экологической задачи
Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес за грибами. В последний момент заболела учительница. И ребята решили поехать в лес сами. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела их к березовой роще. По дороге им часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые они не знали, сбивали палками или топтали ногами.
- Чтобы вы посоветовали этим ребятам?
6. Закрепление изученного материала
- Для закрепления изученного материала выполним тест«Грибы». После выполнения теста оцените работы на линеечке самооценки.
7. Подведение итогов урока
Урок подошёл к концу.
- О какой особой группе живой природы мы сегодня узнали на уроке?
- Из каких частей состоит гриб?
- На какие две группы делятся грибы?
- Для чего нужны в природе грибы?
- Почему так говорят: «Причиняя вред грибнице, мы причиняем вред всему лесу»?
- Молодцы! Сегодня на уроке все старались, очень хорошо работали на уроке… Лесовичок уверен, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет. Он надеется, что вы будете бережно относиться к природе.
8. Рефлексия
-А сейчас давайте на память о нашем уроке подарим Боровичку-Лесовичку осенний букет.
Сегодня перед уроком я проветривала кабинет и к нам в окошко залетели листочки. Посмотрите на парты. Вы заметили что они разного цвета? Это не просто так. Кому было на уроке интересно и он узнал что-то новое – на веточку повесит оранжевый листик. Те ребята, кто испытывал трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, повесят желтый листик. А ребята, которым было неинтересно и трудно, повесят синий листок
9. Домашнее задание.
- А Лесовичок в ответ вам дарит волшебные грибки, которые вы найдете в своем дневничке, но они не простые, а с сюрпризом. На них написано домашнее задание.