kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы". Широко использован занимательный материал (загадки, сказка, стихотворение, решение экологических задач), что делает урок интересным и занимательным. Значительная часть урока посвящена формированию экологической культуры учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы"»



Тема: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы

Цель: научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов.

Задачи: сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых существ;

расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;

содействовать формированию умений устанавливать отличительные признаки объектов, распознавать грибы по их отличительным признакам;

создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;

способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;

развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;

воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Минутка календаря

- А урок мы начнем с минутки календаря. Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.

Сегодня….(число, месяц,  день недели)
Температура воздуха…
Ветер….
Осадки…

Погода…




  1. Актуализация знаний учащихся.

Посмотрите, друзья,

И увидите вы вокруг

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы росы умывают.

Речка, лес, цветы, поля –

Сердцу милая земля.

Нам в любое время года

Красоту дарит природа

И земную благодать.



Красива природа нашего родного белорусского края. Неповторима. Каждый день, направляясь в школу, вы видите удивительные творения матушки-природы.

- А что такое природа?

(2 ученика на доске составляют кластер)

- На какие группы делится природа?

- Назовите предметы неживой природы?

- Назовите предметы живой природы?

- Назовите признаки живой природы. (5 признаков: 1. питаются; 2. растут; 3. дышат; 4.размножаются; 5. умирают).

  1. Сообщение темы урока, целей. Проблемная ситуация.

Не каждому человеку раскрывает природа свои секреты. А только добрым людям, наблюдательным и любознательным.

И сегодня на уроке «Человек и мир» мы с вами попробуем открыть и исследовать одну очень важную тайну природы.

Рассмотрите внимательно схему-кластер.

природа


неживая живая


растения животные человек ……..


Нам, ребята, надо записать в эту пустую табличку недостающее слово. За этим словом мы отправимся в лес и там найдём его. Отгадайте загадку.

В тёплый дождик он родился,

Быстро зонтиком накрылся.

Может, из лесу б ушёл –

Другую ногу не нашёл. (Гриб.)

И в табличку мы запишем слово грибы.

Тема нашего урока: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.



Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство и узнаем что такое грибы, какое строение они имеют, на какие группы делятся . Узнаем, как правильно собирать съедобные грибы и какую опасность таят в себе ядовитые. А поможет нам в путешествии Боровичок-Лесовичок.

Толстячок-боровичок

Вышел на дорожку.

Толстячок-боровичок

Мне подставил ножку.

Толстячок-боровичок

Маленькое диво –

Сдвинул шапку на бочок,

Смотрит горделиво.



5. Работа над новым материалом.

  • - Что такое грибы?

- Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

- Грибы совсем не похожи на растения. У них нет корней и стеблей, нет листьев, цветков и плодов. Они не могут сами вырабатывать питательные вещества, поэтому их нельзя назвать растениями.

- На животных они тоже не похожи. Так что же такое грибы? Учёные считают грибы особой группой живых организмов.

  • Грибы – особая группа живых организмов

-Откройте учебник на с.59 и прочитайте что такое грибы.

- Что такое грибы?

- Назовите известные вам грибы.

- Прочитаем стихотворение на с. 59

-О каких грибах мы прочитали в стихотворении?

- Какие еще грибы нарисованы?

  • Строение грибов.

- А теперь давайте познакомимся со строением гриба.

- Рассмотрите рисунок на стр. 60 и скажите, из каких частей состоит гриб.

- В самом верху? (шляпка) Верхняя часть гриба (шляпка) – плотная и мясистая. Своей формой действительно напоминает шляпу.

- Что находится ниже? (Ножка). Обычно длинная и вытянутая, похожая на стебель.

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. Грибница любит влагу, тепло, боится света. Она растет более 100 лет, а гриб, т. е плодовое тело, появляется лишь на период от 3 до 7 дней.

-Покажите из каких частей состоит гриб?

- А сейчас сюрприз от Боровичка-Лесовичка.

Физминутка

Вот он гриб - боровик,
И красив он и велик.

Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.

  • Для чего нужны грибы?

- А сейчас мы узнаем для чего нужны грибы? Слушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: для чего нужны грибы?

Сказка

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов?

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? Для чего нужны грибы?

- Что же деревья получают от грибов?

  • Грибница срастается с корнями растений. Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.

- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? Так, что ещё делает грибница?

  • Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной, очень нужный для деревьев.

- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.

  • Ими питаются животные.

- Нужны ли грибы человеку?

- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.


  • Грибы любит собирать человек.


- На какие большие группы делятся грибы? (Работа по картинкам на доске).

  • Съедобные грибы

Съедобные Ядовитые

… … … … … … … … … … … …

- Как вы думаете, почему слово съедобные написано зеленым цветом, а ядовитые – красным?

- Лесовичок в своем лукошке принес нам съедобные грибы. А что это за грибы вы узнаете, когда отгадаете загадки.

1. Ловко спрятаться умеет

Там, где лес с березняком.

При засушке он чернеет

Хоть и бел его излом. (Подберёзовик).


2. В лесу на лужочке

Гнилые пенёчки.

А на каждом из них

Много братцев лихих. (Опята).


3.Он на толстой ножке белой

В яркой шапке загорелой.

Кто в лесу его найдёт,

Тот от радости поёт. (Боровик).


4. Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.


5. Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту,
    Зовусь я …( подосиновик).


6. Стоит мальчонка —
    Рыжая шапчонка.(Рыжик.)
   
   7. Цветник без цветов
    Под елкой готов.(Сыроежки.)

8. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок … (Масленок)




Золотистые ……….(лисички)



- Почему названия некоторых грибов похоже на названия деревьев?

- А сейчас давайте Лесовичку поможем расселить грибы под деревья.

(Дети расселяют грибы под деревья)

- А какие грибы растут на пнях? (Опята.)

Существует множество видов грибов. В основном они растут в лесу. А некоторые виды грибов люди выращивают искусственно в специальных помещениях. Это шампиньоны.

- Мы рассмотрели с вами материал о съедобных грибах, которые можно употреблять в пищу, то есть кушать. Из грибов готовят вкусные блюда. В них содержатся протеины – очень ценные питательные вещества и минеральные соли, необходимые организму человека.

Физкультминутка

- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, проходим мимо.

Сыроежка, подосиновик, мухомор, белый, подберёзовик, бледная поганка, лисичка, масленок

- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.

Садитесь.

- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.

  • Ядовитые грибы.

- А эту часть урока мы посвящаем изучению материала о ядовитых грибах.

-Поможет нам в этом доктор Неболейкина. О каком грибе она вам расскажет узнаете, если отгадаете загадку на с. 61 учебника. (Сообщение о мухоморе)



Мухомор

Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красивого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и имеет внизу клубневидное утолщение- «горшочек», а наверху ножки – белое пленчатое кольцо. Мухомор – очень ядовитый гриб. Его яд действует через 2 часа. Он вызывает боль и расстройство желудка. Мухомор смертельно опасен.

- А какой еще опасный гриб поджидает вас в лесу вы узнаете из учебника на стр 62.

- Какой ядовитый гриб – самый опасный?

-Почему?

- Найдите и прочитайте, как выглядит белая поганка?

- Какой отличительный признак имеет этот гриб?

- Какие правила нужно соблюдать при встрече с бледной поганкой?

  • Правила сбора грибов

- А кто из вас ходил в лес и собирал грибы? Как правильно собирать грибы вы узнаете из учебника на стр. 63 (Чтение статьи в учебнике)

- Но не все ребята знают, как правильно собирать грибы. Давайте дадим советы этим ребятам.

Решение экологической задачи

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес за грибами. В последний момент заболела учительница. И ребята решили поехать в лес сами. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела их к березовой роще. По дороге им часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые они не знали, сбивали палками или топтали ногами.

- Чтобы вы посоветовали этим ребятам?

6. Закрепление изученного материала

- Для закрепления изученного материала выполним тест «Грибы». После выполнения теста оцените работы на линеечке самооценки.

7. Подведение итогов урока

Урок подошёл к концу.

- О какой особой группе живой природы мы сегодня узнали на уроке?

- Из каких частей состоит гриб?

- На какие две группы делятся грибы?

- Для чего нужны в природе грибы?

- Почему так говорят: «Причиняя вред грибнице, мы причиняем вред всему лесу»?

- Молодцы! Сегодня на уроке все старались, очень хорошо работали на уроке… Лесовичок уверен, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет. Он надеется, что вы будете бережно относиться к природе.

8. Рефлексия

-А сейчас давайте на память о нашем уроке подарим Боровичку-Лесовичку осенний букет.

Сегодня перед уроком я проветривала кабинет и к нам в окошко залетели листочки. Посмотрите на парты. Вы заметили что они разного цвета? Это не просто так. Кому было на уроке интересно и он узнал что-то новое – на веточку повесит оранжевый листик. Те ребята, кто испытывал трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, повесят желтый листик. А ребята, которым было неинтересно и трудно, повесят синий листок



9. Домашнее задание.

- А Лесовичок в ответ вам дарит волшебные грибки, которые вы найдете в своем дневничке, но они не простые, а с сюрпризом. На них написано домашнее задание.

1. Выучить правила сбора грибов. С. 63

2. Подготовить сообщение о ядовитых грибах

3. Подготовить сообщение о съедобных грибах


-На этом урок закончен. Спасибо всем за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы"

Автор: Косяк Мария Николаевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по биологии на тему: "Шляпочные грибы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-shliapochnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "193700"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427686930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "В царстве грибов-открытый урок."
    ["seo_title"] => string(29) "vtsarstvieghribovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "293426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455470456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по окружающему миру "Лесные опасности" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-liesnyie-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "153312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420992791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Грибы" урок окружающего мира во 2 классе."
    ["seo_title"] => string(41) "gribyurokokruzhaiushchieghomiravo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "316732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460149727"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "В лесу и на воде" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-liesu-i-na-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "188578"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426695928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства