- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.
Этапы урока Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Мотивационный Цель: внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности | Приветствует: Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Желаю каждому трудиться, Чтоб новым знанием обогатиться. | Эмоционально настраиваются на урок | | |
2.Актуализа-ция знаний Цель: Подготовка мышления и осознания внутренней потребности к построению учебных действий | Спрашивает учащихся о том, над какой темой они работают уже несколько уроков, что нового узнали по данной теме? Дает установку: сегодня вы дополните свои знания по теме «Состав слова» и откроете еще одну тайну русского языка. Предлагает учащимся план – схему урока: этап урока (условные обозначения, написанные на доске) | название этапа урока | М.Ч. | минутка чистописания | ? + Г.Р. | пробное действие, работа в группе | У. | работа в учебнике | -
| работа в паре | П.Р. | проверочная работа (для оценки первичного усвоения материала) | Предлагает открыть тетради, прочитать дату с доски (чтение орфографическое), записать дату в тетрадь. Начинают работу над первым этапом - минутка чистописания. Спрашивает учащихся о критериях оценки результативности данного этапа. Дополняет, что на этапе чистописания будет дополнительное задание. Его оценим по таким критериям: кол-во ошибок | отметка | без ошибок | 5 | 1 ошибка | 4 | 2-3 ошибки | 3 | 4 и более ошибок | ! | Предлагает прописать в строку буквосочетания Мм (4 раза), соблюдая правило красивого письма. В следующей строке предлагает прописать слова море, моряк, заморский и разобрать их по составу. | Актуализация знаний по теме «Состав слова» Познавательная мотивация Планируют деятельность на уроке. Включаются в работу по чистописанию. Определяют главный критерий – красивое письмо (такое же, как на образце). Прописывают буквосочетания, соблюдая правила красивого письма. Проверяют себя по образцу на доске, оценивают красивое письмо. Ставят отметку простым карандашом на полях тетради. Прописывают слова, разбирают слова по составу. Проверяют себя по образцу на слайде, оценивают. Отметку ставят на полях тетради. | Обобщение знаний по теме «Состав слова». Каллиграфический навык написания соединений с М. Формирование умения выполнять морфемный анализ слов. | Познавательные: развитие операции обобщения, работа с понятием |
3.Фиксация затруднения в пробном действии. Цель: Организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии. | Настраивает учащихся на то, что сегодня им предстоит самостоятельно открыть новое знание. Предлагает открыть учебник и прочитать тему урока («Русский язык» авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, часть 2, стр. 95). | Самостоятельно читают тему урока: «Основа слова». Записывают тему в тетрадь. | | Познавательные: постановка проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Целеполага-ние. Цель: Построение проекта выхода из затруднения через постановку целей учебной деятельности. | Организует целеполагание на урок (фронтально). Для решения 1-ой цели урока предлагает объединиться в группы по 4 человека и выполнить задание на розовых карточках. Дает учащимся карточки с инструкцией к работе: Инструкция для задания в группах: Прочитайте слова Разберите все слова по составу Понаблюдайте и сделайте вывод о том, что такое основа слова Выделите основу в последних двух словах | Дает учащимся карточки с заданием (в подчеркнутых словах основа выделена учителем): улица листочки ягоды заморозки дорога водный | После окончания работы предлагает учащимся проверить состав слов (выходят к доске), дать свою формулировку основе слова. Слушает каждого докладчика от группы. Предлагает свериться с формулировкой понятия в учебнике. Делает вывод о достижении 1-ой цели. Настраивает на работу по реализации 2-ой цели – научиться определять основу слова. | Формулируют цель урока: узнать, что такое основа слова; научиться выделять основу в слове. Объединяются в группы. Читают инструкцию к заданию. Выполняют задание. Самопроверка. Выдвигают гипотезы, определяя понятие «основа слова». Слушают одноклассников. Читают правило. | Формирование умения выполнять морфемный анализ слов. Определение области знания – незнания. Узнают определение понятия «основа слова». | Регулятивные: определение и понимание учебной задачи; выдвижение и доказательство гипотез Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками при работе в группе |
5. Реализация построенного проекта | Предлагает открыть учебник на стр. 97 упр. 183. Приглашает по одному учащемуся к доске для отработки морфемного анализа слов. Алгоритм анализа: Определяю окончание, для этого меняю форму слова Определяю основу Определяю корень, для этого подбираю однокоренные слова Определяю приставку и суффикс | Выполняют морфемный анализ у доски. Проговаривают алгоритм морфемного анализа слов. | Формирование умения выполнять морфемный анализ слов. | Познавательные: формирование понятия, навык грамотного письма Регулятивные: работа по плану, контроль и оценка |
6.Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи. Цель: Усвоение нового способа действий | Предлагает объединиться в пары для выполнения задания на карточках желтого цвета. Текст карточки: Разберите слова по составу. Распределите их в таблицу. Лето, походы, цветной, пчела, повара, березка. | Предлагает определить критерии оценки задания: кол-во ошибок | отметка | без ошибок | 5 | 1 ошибка | 4 | 2-3 ошибки | 3 | 4 и более ошибок | ! | | Распределяют в таблицу слова со схожим морфемным строением. Проговаривают алгоритм анализа слов. Определяют критерии оценки задания. Выполняют задание. Самооценка по критериям (образец на слайде). | Усвоят новый способ действий | Познавательные: формирование понятия, навык грамотного письма Регулятивные: работа по плану, контроль и оценка Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками при работе в паре |
7.Самопроверка по эталону. Цель: применение нового знания в типовых заданиях, рефлексия достижения цели урока | Дает задание из учебника на стр. 95 упр. 179: выписать однокоренные слова, разобрать их по составу. Демонстрирует эталон. Предлагает себя оценить по критериям: кол-во ошибок | отметка | без ошибок | 5 | 1 ошибка | 4 | 2 ошибки | 3 | 3 и более ошибок | ! | | Выполняют самостоятельно. Самопроверка по эталону. Самооценка. | Смогут применить новое знание в типовых заданиях, проверить свой уровень усвоения материала | Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности |
8.Рефлексия. Цель: Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом | Вопросы учителя: Какие цели ставили на урок? Узнали, что такое основа слова? Научились определять основу слова? Предлагает поставить себе отметку за урок путем суммирования полученных отметок за задания и выведения среднего балла. | Познавательная рефлексия Ставят отметку за урок. | | Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности за урок |