ТЕМА УРОКА: «СТАНЬ МУЗЫКОЮ СЛОВО!»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Формировать умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.
Развить муз. слух, внимание, воображение, фантазию у учащихся.
Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.
ТИП УРОКА: Открытие новых знаний и умений на основе имеющихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, аудиторная доска с магнитной поверхностью. Информационно-коммуникационные средства (СD ): В. Моцарт «Симфония № 40. Ч.1»; П. Чайковский «Концерт № 1, финал; Украинская песня «Веснянка», М. Мусоргский «Кот Матрос».
: Музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь это является принадлежностью человеческой речи.
Подобно стихотворению в этом музыкальном произведении всё рифмуется, всё соразмерно – и мотивы, и фразы, и предложения. Кажется, что эта музыка – бесконечное движение, стремление в перёд. Однако в этом движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто слышны интонации взволнованной речи человека, которому необходимы передышки, чтобы взять дыхание
Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на фразы и предложения берут начало в те далёкие времена, когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга.
Учитель: Человек трудился – и пел, грустил – и пел, танцевал и пел одновременно. И сейчас ещё в музыке, не связанной со словом, порой слышны интонации и ритмы ушедших времён, когда слово и музыка были слиты воедино.
Основой этой прекрасной виртуозной музыки стала народная песня – веснянка, которой обычно звали весну. Интонации такого призыва были слышны в музыке веснянок, в которых многократно повторялись одна – две фразы.
Конечно же, интонации веснянки слышны в музыке П. Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется, также как повторяются во многих веснянках слова – заклички.
По силе музыкальной выразительности необыкновенны произведения другого великого русского композитора М. Мусоргского.
М. Мусоргский писал: « Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её… Вот идеал, к которому я стремлюсь».
Сейчас мы послушаем детскую песню «Кот Матрос». В этой песне девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался в клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала. Обратите внимание на то, как тонко передаётся интонация детской речи.
Учитель: Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычайного текста.
- Велико ли воздействие литературы на музыку ? (Докажи свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений). /Ответы учащихся/.