kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усвоить знания о правописании падежных окончаний существительных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"»


Класс: 4 класс. Русский язык


Тема урока

 Правописание окончаний имён существительных в Творительном падеже.

Тип урока

 Комбинированный

Цели педагогической деятельности

















 Цели : Обучающие:  Организовать учебную деятельность по усвоению знаний о правописании падежных окончаниях имён существительных в Творительном падеже, алгоритма определения падежей имен существительных и выработке умения правописания падежных окончаний с применением алгоритма (для всего класса);

Организовать учебную деятельность по усвоению знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в Творительном падеже, алгоритма определения правописания падежных окончаний у существительных в Творительном падеже.

Развивающие:

Способствовать приобретению опыта постановки цели учебной деятельности, развитию умения осуществлять пошаговый контроль; аргументировать свои действия при выполнении заданий, строить рассуждения способствовать формированию умения работать группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности ;. Воспитательные :

Создать условия для воспитания самостоятельности, активности и инициативности в учебной деятельности, формирования личностного смысла учения, мотивации к обучению и познанию.

Цели для учащихся с

Обучающие:  Усвоить знание о правописании падежных окончаний у имён существительных в Творительном падеже и приобрести умение по алгоритму определять их правильное написание.

Средства контроля достижения целей






Цель можно считать достигнутой, если ученик безошибочно записывает безударные окончания имён сущ. в Т.п., воспроизводит шаги алгоритма, если отвечает на вопрос, почему нельзя пропустить ни один из шагов алгоритма. Проверяет написание безударного окончания, используя алгоритм в заданиях типа: 1.Поставь слова в Т.п., поставь ударение, выдели окончания.


Земля, рукав, конь, окно. Речь, зерно, облако, роща.


2.Определи окончание сущ. ,обоснуй свой ответ используя алгоритм.

Белоснежным пухом, доволен улицей, тёмной ночью.

 

Используемая образовательная технология

Технология организации учебной деятельности с позиций системно - деятельностного подхода

Задачи урока

Организовать мотивацию к совместной деятельности по усвоению новых знаний и умений; организовать пробное действие; организовать фиксацию индивидуальных затруднений; выявление причин затруднений и постановку целей; организовать групповую работу по открытию новых знаний; организовать тренинг в применении усвоенных знаний; организовать проверку усвоения новых знаний; организовать рефлексивную оценку деятельности на уроке.

Материально-техническое обеспечение

 компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с окончаниями, алгоритмы на доске, лесенка успеха и магниты , учебник.















Ход урока:

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Планируемые личностные и метапредметные результаты

Индивидуальная работа

Организация начала урока

Определяет готовность учащихся к уроку

Дети стоят возле парты.

Ребята приветствуют учителя и присаживаются на свои места.



I. Мотивация к учебной деятельности.

- Много тайн хранит великий и могучий русский язык. Сегодня нас ждёт новое открытие на уроке русского языка. Желаю вам удачи! Для чего нам необходимо изучать русский язык

Дети отвечают на вопрос

Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок Строят связанные высказывания


II. Актуализация знаний.

Откройте тетрадь и запишите:

Четвёртое декабря.

Классная работа.

Учитель следит за посадкой учащихся, за  положением тетради, за правильностью выполнения работы.

Словарный диктант:

З-мля, рука-, кон-, -кно, реч-, з-рно, обл-ко, рощ-.

- Работаем в парах, взаимопроверка диктанта.

на доске эталон для проверки и оценивания

Земля, рукав, конь, печь, зерно, облако.

«5» - не ошибок

«4»- 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок -

К каким частям речи относятся эти слова?

На какие 3 группы можно разделить эти слова?

Как вы узнали род имен существительных?

А как ещё изменяются имена существительные? А знаете ли вы падежи?

Игра «Узнай падеж»

– Я называю вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, а вы должны определить падеж.

1) кому? (Д. п.)

2) на, за, под, через, про, в. (В. п.)

3) нет. (Р. п.)

4) «щедрый» падеж. (Д. п.)

5) без предлога не употребляется. (П. п.)

6) подлежащее. (И. п.)

7) падеж-«работяга». (Т. п.)


А ну-ка поработайте вместе с Т.п. ,поставьте наши слова в этот падеж. Вспомним вопрос падежа и слова помощники.


Землёй, рукавом, конём. окном, зерном, облак…м, рощ…й.

Поставьте в словах ударение.

Выделите окончания.







Пишут в тетрадях (индивидуально)


Работа в парах.

Проверяют диктант друг у друга и оценивают.






К существительным

По родам (м.род, ж.род. ,ср.род)


Задав к ним вопрос.



По числам, по падежам(изменить форму слова - просклонять).















Доволен кем? чем7

Любовался кем? чем?




Дети ставят слова из словарной работы в Т.п.


Умение рассуждать и обосновывать свое мнение


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Вы все слова поставили в Т.п. легко?

В каких словах возникли затруднения?

(фиксирую на доске затруднение)

Правописание падежных окончаний у имён сущ. у каких падежей мы уже знаем?

А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Назови тему урока.

Правописание безударных окончаний имён существительных в Т.п.


Какие новые знания вам нужно приобрести на уроке? Поставьте цель.

Если будете знать как писать безударные окончания имён существительных в Т.п., какие умения сможете приобрести?

.

Облаком, рощей

В словах, где окончание безударное.



Правописание безударных окончаний у имён существительных в Т.п.




Узнать.

Приобрести новые знания правописания безударных окончаний имён существительных в Т,п.

Научиться

Приобрести умение правильно писать безударные окончания имён существительных в Т.п. и применять эти знания при выполнении заданий. Вывести алгоритм



V. Открытие учащимися нового знания.



Я предлагаю вам самим добыть эти знания

Сегодня мы выступим в роли исследователей русского языка. Разделимся на 6 групп и каждая группа будет выполнять свою функцию, одни выполняют задание, а другие осуществляют контроль.

Работа в группах. Каждая группа получает своё задание –определить склонение, поставить в Т.п. данные существительные ,поставить ударение и выделить окончания.

Вспомним, как определить склонение существительных? (раздаю карточки )

1,4 группа 1 скл.: папа, стопа, улица ,чешуя

2.,5 группа 2скл.: окно, яблоко, огонь, гусь

3,6 группа 3скл: мышь, степь, лень ,ночь

- Сравните падежные окончания предложенных слов.

.







-Что помогло вам правильно написать окончания?

- Сделайте вывод.





Откройте стр.117

Упр.219.По алгоритму как определить Т.п. падеж имени сущ.?


(Алгоритм на доске)





- Существительные в Т..п, являются какими членами предложения?

Прочтём правило в учебнике.






Работа в группах








Ответы детей.


Папой, стопой, улицей, чешуёй.

Окном. яблоком, огнём, гусем.

Мышью, степью, ленью, ночью.




От каждой группы выступают учащиеся со своими наблюдениями .

1 скл. окончания –ой, -ей;

2скл. окончания –ом, -ем;

3скл. окончание -ю




В ы в о д: Ударные и безударные окончания в творительном падеже пишутся одинаково.


Работают с учебником

Алгоритм определения падежа у сущ.

1.Надо найти слово, к которому относится имя сущ., и поставить от него вопрос

2.По вопросу, предлогу и слову-помощнику определить падеж существительного.


Второстепенными.




.



Осуществляют сравнение на основе выделения окончаний имен существительных

Осуществляет взаимоконтроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.


Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и пути их достижения, использовать опыт знаний


Физкультминутка

Организует физкультминутку с использованием мультимедийного оборудования

Выполняют упражнения.



Разработка алгоритма правописания безударного окончания имён сущ. в Творительном падеже.


Как проверить написание безударного окончания имени существительного в Т.п.?

Проговорим пошаговые действия проверки.

Попробуйте сами его составить. (предлагаю детям алгоритм в разрезном виде)










Алгоритм проверки.

1.Поставлю сущ. в начальную форму (И.п.)

2.Определяю склонение.

3.Подбираю слова помощники того же склонения, с ударным окончанием в Т. п

4.Пишу такое же окончание, какое у слова помощника.

5.Проверяю написанное.




Самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний



VI. Первичное закрепление.

- Вернёмся к нашим словам с затруднением (облаком, рощей) в написании окончаний. А теперь мы сможем объяснить , какие орфограммы мы вставим и почему?


-












Игра «Определи окончание имён существительного в Т.п.»



Белоснежным пухом

Доволен улицей

Темной ночью

Работаю по алгоритму.

1Облако ( нач . форма)

2.2-ого склонения.

3.Подбираю слово помощник (окно в Т.п. окном окончание ом )

4.Пишув слово облако окончание ом.

5.Проверяю написанное слово (облаком).


1.Роща(нач.форма)

2.1-ое склонение.

3.Подбираю слово помощник (земля в Т.п. землёй окончание ёй)

4.Пишу в слово роща окончание ёй.

5.Проверяю написанное слово (рощей)




Работают с карточками окончаниями (средства обратной связи)



ом.

ей

ю


Разработка первичных умений

Использование общих приемов решения задач;

использование знаково-символических средств;


VII. Самостоятельная работа.

Работа с учебником. Упр.220

Выпиши выделенные существительные

Определи склонение.

Выдели окончание.


По эталону( на доске)производят самоконтроль и самооценку.

Работа в тетрадях..

Уметь производить самоконтроль и самооценку


VI. Итог урока. Рефлексия

Вспомните поставленные перед собой цели в начале урока?

Достигли мы этих целей?

Какие знания усвоили на уроке?

Какие умения приобрели?

Над чем еще стоит поработать? Кем мы были на уроке? Что нам помогло достичь цели и кто?


Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха (3 ступенька - я всё понял и доволен своей работой на уроке, 2 ступенька - я всё понял, но не доволен своей работой, 1 ступенька - у меня сегодня не всё получилось).

- Спасибо за урок!

Дети называют цели.


Ответы детей

Исследователями.





Дети оценивают свои действия на лесенке знаний.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Домашнее задание

Упражнение №221 по заданию учебника или из учебника литературное чтения выписать по три слова к каждому склонению в Т.п..

Записывают домашнее задание в дневник.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гулькина Татьяна Фёдоровна

Дата: 01.02.2018

Номер свидетельства: 454137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание  безударных  окончаний  имен  существительных  в  творительном  падеже" "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-tvoritiel-nom-padiezhie"
    ["file_id"] => string(6) "219062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434004305"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Конспект урока русского языка с презентацией  в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах". "
    ["seo_title"] => string(181) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-v-4-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-mnozhiestviennogho-chisla-v-datiel-nom-tvoritiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "160903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422127505"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Конспект урока русского языка  в 4 классе по теме "Имена существительные множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах". "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-mnozhiestviennogho-chisla-v-datiel-nom-tvoritiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "160907"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422128401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства