Давайте начнем наш урок с добрых пожеланий. Что бы вы пожелали друг другу на уроке?
Я вам желаю успешной работы, быть внимательными, добрыми и терпеливыми друг к другу.
Итак... Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Голова? Ясная.
Настроение? Прекрасное.
Формулирование целей урока.
Пришла весна. Звезды светят ярко. У нас было три урока. В магазине продаются игрушки.
Что- то делаю, ничего не вижу в природе, ни зачем не слежу. Но чувствую, что стало хорошо. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.
(М.М. Пришвин)
Т...т угадайте тему урока.
Так как это последний урок по данной теме, попробуйте сформулировать задачи урока.
Да, сегодня мы повторим и обобщим весь учебный материал по теме «Текст»
Создание ситуации успеха.
Обобщение теоретических знаний.
Для начала мы должны вспомнить признаки, которые присущи тексту. Проведем эту работу в форме тестирования. Вам нужно выбрать из предложенных вариантов верные высказывания и обвести букву, которая соответствует данному высказыванию, в кружок.
Тест.
Текст – это:
группа предложений, связанных по смыслу и грамматически;
отдельные предложения;
группа слов.
Текст имеет:
только заглавие;
заглавие и части;
только части.
По заглавию можно определить:
то, о чем или о ком говорится в тексте, т.е. тему текста;
сколько предложений в тексте;
кто автор текста.
Части текста должны располагаться в таком порядке:
основная, концовка, вводная;
вводная, основная, концовка;
концовка, вводная, основная.
Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
да;
нет.
Проверим ответы по цепочке вразброс. Оцените свою работу, поставив себе от 0 до 5 баллов. Если вы верно ответили на 5 вопросов, поставьте себе 5 баллов в оценочный лист и т.д.
Давайте еще раз обобщим наши знания.
Проговорим по схеме.
Текст
Заглавие
Начало
Середина
Концовка
Решение частных задач.
Что нужно сделать, чтобы правильно подобрать заглавие к тексту?
прочитать внимательно.
определить его тему.
прочитать, подобрать заголовок
убедиться в правильности.
Озаглавьте текст, выбрав из предложенных вариантов наиболее подходящий.
I вариант
В саду Саша нашел маленького щенка. Щенок замерз и поэтому жалобно скулил. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом и принес домой. Саша налил щенку молока. Мама мальчика ткнула щенка мордочкой в блюдечко, и тот начал лакать молоко. Щенок остался жить у Саши, и мальчик окружил его любовью и заботой. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Саши.
Варианты заголовков: «Саша», «В саду», «Добрый мальчик», «Щенок».
II вариант
День был пасмурный и дождливый. Митя бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Митя помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Мити стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Митя понял, что добрые дела приносят радость.
Варианты заголовков: «Митя», «На улице», «Доброе дело», «Скука».
Давайте обсудим, какие названия вы выбрали. Какими критериями вы руководствовались, выбирая заголовок?
Оцените свою работу.
Передайте свой текст соседу. Прочитайте текст и посмотрите заголовок, который выбрал ваш товарищ, оцените его работу. 1 балл- если заглавие выбрано верно.
(также работает и 2 вариант)
Скажите, чем похожи эти тексты?
Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов:
( пословицы записаны на доске)
Добрый человек добро сеет.
Доброе дело радость приносит.
Совет хорош, а дело лучше.
Доброе слово, что ясный день.
Физ.минутка
Работаем дальше. В какой последовательности строится текст?
Если эта последовательность нарушена, то он называется деформированным.
Я предлагаю вам восстановить деформированный текст. С этой работой вы справитесь успешнее, если потрудитесь вместе в группах.
Каждый из вас выберет себе роль, которую он будет выполнять в группе:
Оценивающий работу (получает критерии оценки, которые объявляет всем в группе:
активность;
умение слушать других;
доказательность доводов;
грамотное построение высказываний;
взаимопомощь)
редакторы (восстанавливают текст)
проверяющий (проверяет работу)
докладчик
Рефлексия
Подведем итоги.
Что вы узнали о тексте на данном уроке? Чему учились?