Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Растение- живой организм"»
К.Г.У. «Сосновская средняя школа»
Открытый урок по познанию мира.
Тема: Растение – живой организм.
Учитель: Иль Галина Викторовна
2011г.
Тема урока: «Растение – живой организм». Задачи урока:
-обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
-выявить условия, необходимые для жизни растений, дать представление о растении как живом организме; -дать представление о растении как живом организме; -развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; -продолжить воспитание бережного отношения к растениям.
Эмоциональный настрой. Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С. Красиков.
III. Объявление темы урока и постановка целей. - Итак, ребята, мы с вами отправляемся в лесной мир. Давайте определим тему нашего сегодняшнего разговора, а начнем с загадок.
1. Что летом и зимой в рубашке одной? (Сосна, ель.) Слайд №2 2. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Береза.) Слайд №3 3. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина.) Слайд №4 4. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина.) Слайд №5 5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Черная и красная смородина.) Слайд №6 6. Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него - и не будет ничего. (Одуванчик.) Слайд №7 7. В лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички, зеленый стебелек. (Ромашки.) Слайд №8
- О чем сегодня на уроке пойдет речь? Мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.
( дети читают стихотворение наизусть)
Не спеша растут деревья Целый век стоят на месте, Уходя корнями в землю, Простирая руки к солнцу. Ничего они не ищут, Ни о чем они не просят – Им ведь нужно так немного – Свет, Земля, Вода и ветер – То, чего искать не надо, То, что всем дается даром. А еще деревьям нужно, Чтоб земля была прекрасна, И живут они, деревья, Украшая нашу землю: Красотою тонких веток, Красотой стволов могучих, Несказанной красотою Доброты своей извечной. Б. Заходер.
IV. Актуализация опорных знаний. Введение в тему. - Что такое растение?
Слайд№9 Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Давайте распределим наши растения на известные вам группы.
Слайд№10
-Чем отличается каждая группа растений? (рассказы ребят)
На земле начитывают 500 тыс. видов растений среди них есть водоросли, мхи, папоротники,хвойные растения и цветковые растения, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и национальных заповедниках и парках. Поэтому многие исчезающие виды растений занесены в Красную Книгу.
Слайд№11
В нашем регионе тоже ребята встречаются такие растения: сон-трава (или мы говорим подснежник).
-А знаете ли вы для что такое Красная Книга и для чего она нужна?
Из всех видов растений цветы – это самая многочисленная группа.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Люди всегда любили цветы. Они дарили друг другу их, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры. К.Женэ.
Слайд№12
Физминутка.
Утром спал цветок-
Проснулся
Потянулся и прогнулся,
Лепесточки он раскрыл-
И улыбку подарил.
V.Изучение нового материала.
-Итак мы сегодня с вами докажем, что растение это живой организм. - Почему же растения считают живыми организмами?
СЛАЙД 13
- Что нужно растению для роста и развития?(проблемный вопрос)
СЛАЙД 14.
- Одинаковые ли условия нужны для разных растений?
- Кого еще можно отнести к живой природе? (Животные, человек, бактерии.)
VI. Видеоролик «Развитие растения и его умирание».
- Каково строение растительного организма, чтобы все это делать?
СЛАЙД 16,17
-А теперь небольшая самостоятельная работа. Возьмите карточку и запишите названия частей растения в пустых окошках. (Собрать листочки.)
СЛАЙД 18.
VII. Физминутка "Прогулка в лес".
Мы шли, шли, шли.
(Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища.)
Земляничку нашли.
Сели, поели и опять пошли.
(Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.)
Мы шли, шли, шли,
И в Лесную школу пришли!
СЛАЙД 19.
- Каково строение растительного организма? ( Сравнение травянистого, кустарника, деревьев) -Что общего, а чем отличаются? Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод. - Какое значение в жизни человека имеют растения?
VIII. Повторение и закрепление.
СЛАЙД 20.
-Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.) - Одинаковые ли условия нужны для разных растений? - Но чтобы растения радовали наши глаза, росли и развивались, необходимы условия. Помните сказку: "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая". Чем же "кормил" дед репку, что она выросла такая огромная? СЛАЙД 21.
- Что случилось бы,
если бы дед посадил репку в сухую землю?
если там, где посажена репка, никогда нет солнца?
если бы репка росла сама по себе?
- Как надо ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?
IХ. Итог урока. - Чем важно для человека озеленение села, города? СЛАЙД 22. Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь - будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой.
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке? - Пригодятся ли эти знания вам в жизни? - Пополнили ли вы свой багаж знаний? - Получили удовольствие от урока? СЛАЙД 23. Х. Домашнее задание. С.54-56 читать и пересказывать.