Тема урока: Растения – живой организм
Цели урока: познакомить детей с видами растений, раскрыть понятие «живой организм»; показать различия между деревьями, кустарниками и травами; развивать творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Минута календаря:
а) о декабре просмотр мультфильма из цикла «Уроки тетушки Совы»
б) прогноз погоды
в) этот день в календаре
г) Повторение пройденного материала. Тесты по пройденным темам.
3. Сообщение темы урока.
-Послушайте стихотворение и догадайтесь: о чём будет идти речь на уроке?
Идите в лес в мороз и зной
Любите лес, как дом родной!
Он будет рад приветить вас
И чем богат – всё вам отдаст.
Лесной родник прильнёт к губам,
Гриб-боровик к вам выйдет сам.
Даст ягод луг, орехов – кедр,
Зелёный друг богат и щедр.
Идите в лес в мороз и зной,
Храните лес, как дом родной!
-Можете ли вы определить тему нашего урока? Правильно, мы с вами отправляемся в лес и посмотрим, какие бывают растения.
4. Работа по теме урока.
-Рассмотрите изображение леса. Как он выглядит? Что в нём растёт?(работа по презентации)
На какие большие группы можно разделить все растения?(распределение ответов на доске по группам)
Растения- это живая или неживая природа? Докажите.
Чем взрослое дерево отличается от других растений?
У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину быстрее других ответвлений – сучьев и ветвей, которые составляют крону.
Чем кустарники отличаются от деревьев?
У кустарников формируется несколько стволиков.
Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья)
Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники)
Что находится на нижнем этаже? (Травы.)
У травянистых растений, в отличие от деревьев и кустарников, нет ствола. У трав – мягкие и сочные стебли.
Загадки о растениях с пропущенными орфограммами
1.Пощипать ее готовы и телята, и коровы (трава)
2. Только тронь – одернешь ладонь,
Обожжет трава, как огонь (крапива)
3. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)
4. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке (сосна)
5. Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы… (сирени)
6. Не загадка это даже, сразу назовем,
Если только кто-то – желуди на нем (дуб)
7. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос (морковь)
8. Сидит колюка на вилах,
Одета во багрянец.
Кто подойдет, того кольнет (шиповник)
- А что необходимо растениям для их жизни? (свет, тепло, вода, воздух, почва)
5. Музыкальная физминутка «Мы маленькие звезды» (видеоклип).
6. Работа в группах:
1) -Вспомните значение растений в жизни человека и животных.
(дети записывают на листочках, презентуют, затем общее мнение - на доске в виде кластера).
а) Источник пищи
б) Источник кислорода
в) Лекарства
г) Строительные материалы и топливо
д) Дом для животных
е) Место отдыха людей
ж) Растения приносят нам радость
з) бумага, одежда, мебель
2) Составление синквейна о растениях (1группа -сосна, 2 группа - шиповник, 3 группа - ромашка)
7. Составление рифмовки – четверостишие с данными концовками строк: … росток, …цветок, …полью, … удивлю
8. Итог урока. Рефлексия: Растениям посвящено много стихов, песен и сказок, нарисовано картин. Вспомните сказки о цветах.
- Если бы вам дали такой цветок, на что бы вы потратили его лепестки? У вас на столе цветок с пятью листиками, напишите на них свои добрые пожелания, раскрасьте и мы соберем на доске поляну доброты (работают под клип «Лети, лети, лепесток»)
9. Домашнее задание:
В учебнике стр. 45-48, по желанию: книжка- малышка с загадками о растениях или доклад с рисунком или иллюстрациями.