kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Правописание частицы Не с глаголами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока поставлена цель: научить детей правильно  писать не с глаголами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание частицы Не с глаголами"»

Предмет русский язык

Тема: Правописание частицы Не с глаголами.

Цель урока: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями.

Оборудование: компьютер, презентация урока, карточки для самостоятельной работы, кроссворд.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Перед нами пословица:

- Лень добра не делает. Как вы понимаете смысл? Как перевести «лень»на каз.яз?

(жалқаулық)

А на англ.яз ? ( лэйзинэс )

Лень плохое качество человека. Я желаю на уроке вам трудиться, а не лениться.

Индивидуально по карточкам у доски.(4 ученика)

1 карточка:

Подберите к глаголам синонимы. Определите время.

Поговорит-…, блестит - , оберегала -…


2 карточка.

Составь из данных слов пословицы. Запишите, подчеркните глаголы, определите у них число.

закончил, гуляй, дело, смело.

труд, и, всё, ученье, перетрут.

по, цыплят, считают, осени.


3 карточка.

Найти глаголы и поставить в неопределенную форму:

хозяин, добрый, встречает, шагал, дастархан, приглашает, вспоминает


4 карточка

Вставь пропущенные буквы,над глаголом укажи спряжение

Друж...шь,протян...шь,мечта...шь, пуст...шь


Работа в тетради Число, кл.работа

Минутка чистописания. Актуализация знаний.

не

-На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Над какой частью речи мы работали?

Проверка пройденных знаний: игра «Чудесная шляпка». По очереди учащиеся берут из шляпки карточку и отвечают на вопросы.

1.Что называется глаголом? Дайте определение, приведите примеры.

2 Как изменяется глагол?(время, лицо, число ,род)

3 На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

4 Назовите время глагола?

5 Роль в предложении?

Молодцы! Вы много знаете о глаголе, но еще кое- что мы должны узнать.

- Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной части речи, о которой мы будем сегодня говорить.

Кроссворд “Про ЧАСТИЦУ”



э

л

е

к

т

р

и

ч

Е

с

т

в

о











т

р

а

Н

с

п

о

р

т


п

е

с

о

к


д

а

с

т

А

р

х

а

н


п

р

а

в

и

л

а


т

р

а

д

и

ц

И

я


а

П

Т

е

к

а


Словарная работа

Записываем в тетради

1.Что бежит по проводам?( Электричество)

2.То,что на проезжей таит в себе опасность?( транспорт)

3. Чем тушат костёр, если рядом нет воды? (Песок)

4.Как на каз.яз будет празднично накрытый стол (дастархан)

5. Условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего-то достичь. (правила)

6.Множество представленных обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемые из поколения в поколение (традиция)

7.Как перевести с казахского языка на русский –дәріхана ( аптека)


- Какой же частью речи является НЕ? (частицей) -К какой части речи относятся эти слова? Добавьте глагол к слову дастархан, А теперь добавьте частицу НЕ

транспорт

-На какую тему эти слова?(безопасность человека)

III. Самоопределение к деятельности.

Мы сегодня отправляемся в гости ОБЖ .Что такое ОБЖ? С какой темой мы отправимся? (Правописание не с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать не с глаголами)

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, работать над орфографической зоркостью и учиться самостоятельно мыслить.

IV. Работа по теме урока.

- Какой частью речи является НЕ?

(Разыгрывается  сценка на территории  «современной квартиры».Хозяин увлеченно играет в настольную игру. К  «двери»  подходят гости и «звонят».Хозяин отрывается от своего дела, идёт открывать ,при этом на лице недовольное выражение.)

Хозяин: А, это вы!

Гости( стоя на пороге).Ты ведь нас сегодня приглашал поиграть в новую игру.

Хозяин( недовольно) . Ну, ладно.  Проходите. Только :

                          Не ходите по ковру – вы  протрёте в нём дыру.

                          Встаньте с этого дивана ,а не то там будет яма.

                         И не трогайте кровать – простынь можете помять.

                          И не трогайте игрушки, не ложитесь на подушки.

                          И не надо книги брать –их вы можете порвать.

                          И не стойте на пути…Ах, не лучше ль вам уйти?

(Гости растерянно пятятся назад и уходят.)

Учитель: Ребята, сделайте вывод , Каким должен быть хозяин? (Щедрым и тактичным, он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

-Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьёт что-нибудь?

-А ещё хозяин должен уметь занять своих гостей и правильно угостить.

- Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» всё, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)




-вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в сценке. Проверка.

-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)

-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего задания.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и

(не)годуют, когда им (не)здоровится.


Какое задание нужно выполнить? ( нужно НЕ написать слитно или раздельно)

-Попробуйте прочитать эти предложения без Не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится)

- Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

негодуют - возмущаются

нездоровится – болеют

- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

- Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями. На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

- Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах ? В них не пишется слитно.

V. Физминутка

Картинки на слайде

найдите правильный выход из жизненной ситуации, составьте глаголы с частицей не















VI.Закрепление изученного материала.

-Я называю вам слова. Вы выполняете упражнение, если слово пишется отдельно с частицей НЕ -сигналите синим цветом ,а если слитно то сигналите красным цветом.

Не говорить, не уметь, недоумевать, не любит, неволить, не бояться, ненавидеть, не знать, негодовать, невзлюбить.


- Написание этих глаголов-исключений из правил вам нужно запомнить.

Работа в группах.

- О каких правилах надо помнить, работая в группе? Давайте вспомним правила работы в группах.

Быть доброжелательным по отношению друг к другу;



- до конца выслушивать мнение;

- помогайте друг другу в работе;

- отстаивайте свою точку зрения

1 группа.

Записать глаголы-антонимы парами.

Заботиться (не)навидеть

Торопиться (не)беспокоиться

Любить (не)годовать

Радоваться (не)спешить


2 группа.

Дописать пословицы:

Волков бояться …

Близок локоть … да не укусишь

Кашу маслом …


3 группа.

...............................................................

Выписать слова, которые записаны неверно:

Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади,

не здоровится, невижу, ненадеемся.

- А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка.

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.



Разноуровневые задания (желтые, сиреневые розовые)

1 уровень.(проверяет учитель)

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.

Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.


2 уровень.(на слайде)

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, как нужно вести себя в гостях.


3 уровень. (за доску…)

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

Оцените себя сами. Если справились только с1 уровнем-«3»2 уровня-«4»3 ууровня «5»

-А теперь проверим насколько вы хорошо усвоили новую тему с помощью теста


Тест «НЕ с глаголами».

- А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

1.Не с глаголами это:

А) союз, б) частица, в)предлог.

2.Не с глаголами пиши

А) слитно. Б) вместе. В) раздельно

3) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

а) Отрицания

б) утверждения

4) Какое слово записано неверно?

а) Ненарисовать

б) нездоровится

в) не забуду

5).Найди лишнее слово?

А)не убежал, б) не играю, в)невзлюбил.

Проверка теста.


Поиграем в Игру «Служба спасения». Назовите службы спасения 101-пожарная,102-полиция,103-скорая мед.помощь




Составьте и запишите предложения с глаголами с частицей Не

Проверка выполненной группами работы (выходят по 1 представителю).

Вывод: - Теперь видно, что вы можете найти выход из любой ситуации, а, в случаи чего, и помочь друзьям.-Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания по предметам и правил безопасности, надеюсь, вы все их соблюдаете и тогда сохраните своё здоровье.


VII. Рефлексия.

-Ребята, на партах лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите синий цвет, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите красный цвет.
Давайте сделаем вывод: большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.

VIII. Итог урока.

- Что нового каждый открыл для себя на уроке?

«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе»


Домашнее задание.



























1 карточка:

Подберите к глаголам синонимы. Определите время.

Поговорит-…, блестит - , оберегала -…



2 карточка.

Составь из данных слов пословицы. Запишите, подчеркните глаголы, определите у них число.

закончил, гуляй, дело, смело.

труд, и, всё, ученье, перетрут.

по, цыплят, считают, осени.



3 карточка.

Найти глаголы и поставить в неопределенную форму:

хозяин, добрый, встречает, шагал, дастархан, приглашает, вспоминает



4 карточка

Вставь пропущенные буквы,над глаголом укажи спряжение

Друж...шь,протян...шь,мечта...шь, пуст...шь






































1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.



1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.




1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.



1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.




1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.



1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.



1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.



1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

3 уровень

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


__________________________________


1 уровень

В предложения, поставь частицу НЕ перед глаголами.


Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

3 уровень

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

______________________________________


_____________________________________


________________________________________


________________________________________


3 уровень

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


_________________________________


3 уровень

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


__________________________________



3 уровень

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


_________________________________

3 уровень

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


_____________________________________


__________________________________











2 уровень

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, как нужно вести себя в гостях.

_______________________________________


______________________________________


______________________________________


______________________________________


_____________________________________




2 уровень

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, как нужно вести себя в гостях.

___________________________________


___________________________________


___________________________________


___________________________________


___________________________________






2 уровень

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, как нужно вести себя в гостях.

_______________________________________


______________________________________


______________________________________


______________________________________


_____________________________________


2 уровень

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, как нужно вести себя в гостях.

___________________________________


___________________________________


___________________________________


___________________________________


___________________________________





2 уровень

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, как нужно вести себя в гостях.

_______________________________________


______________________________________


______________________________________


______________________________________


_____________________________________




2 уровень

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, как нужно вести себя в гостях.

___________________________________


___________________________________


___________________________________


___________________________________


___________________________________



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока "Правописание частицы Не с глаголами"

Автор: Омарова Гульнара Булатовна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402576

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Правописание частицы не с глаголами " "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "193467"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427641308"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Правописание частицы не с глаголом" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholom"
    ["file_id"] => string(6) "210548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431451794"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока "Правописание частицы не с глаголами""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_pravopisaniie_chastitsy_nie_s_ghlagholami_1"
    ["file_id"] => string(6) "460762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520231794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока-исследования по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146728"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419250426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Правописание НЕ с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "123675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414522608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства