Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"»
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: обобщить знания детей о склонении существительных; развивать умение учащихся обосновывать написание безударных окончаний имён существительных; умение распознавать падежи, тип склонения; воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к учебному труду.
Формируемые УУД:
Личностные – развитие интереса к изучению языка.
Регулятивные – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
2.Чистописание
х к п ш м а
хо ал ка па шо кл мо
- Прочитайте буквы, какие звуки они обозначают?
-Эти буквы нам понадобятся в словарной работе.
- Запишите их и их соединения с другими буквами.
3. Словарная работа
- По толкованию слова или загадке определите само слово. Запишите, обозначьте ударение,
орфограмму.
Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой.
Дорога с рядами деревьев по сторонам.
Место, где продают билеты.
Человек, который совершает поездку на каком-либо виде транспорта.
- В каком слове все согласные звуки мягкие? твёрдые?
- В каком слове есть и мягкие, и твёрдые согласные звуки?
- Составьте предложение с любыми словами, выделите в нём грамматическую основу,
определите чем выражены подлежащее и сказуемое.
III. Самоопределение к деятельности
- Из каждой пословицы выпишите в таблицу существительные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.
Р.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
Под каждой крышей свои мыши. 2) При солнышке тепло, при матери добро. 3) Без муки нет науки. 4) Против шерсти не гладят. 5) Белый свет клином сошёлся. 6) Пушинка к пушинке – и выйдет перинка. 7) По старой памяти что по грамоте.
Проверка.
Р.п.
без муки, науки, против шерсти
Д.п.
к пушинке, по памяти, по грамоте
Т.п.
под крышей, клином
П.п.
при солнышке, при матери
- Как проверили безударные окончания?
- В каком падеже окончания существительных во всех склонениях одинаковые?
- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах).
- Какова же тема урока?
- Прочитайте на стр. 124 тему урока.
IV. Первичное восприятие учебного материала
Работа в группах
- Просклоняйте имена существительные, поставьте ударение.
1 скл. Луна, земля.
2 скл. Конь, окно.
3 скл. Печь, степь.
- Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? (Учащиеся сравнивают ударные и безударные окончания и делают вывод, что слова-помощники имеют ударные окончания)
- Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?
- Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах, а представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.
- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?
- Попробуйте самостоятельно определить, как нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.
(На экране – алгоритм действий)
Ставлю существительное в …и определяю …
Подбираю … и ставлю …
Пишу такое окончание, как …
Проверяю: обозначаю орфограмму.
Работа по учебнику
Упр. 234. Коллективная работа
- Прочитайте стихотворение выразительно. Какую картину вы представили?
- Какие приёмы использует поэт? (Сравнения, эпитеты, олицетворения)
- Найдите олицетворения.
- Какие чувства возникают при чтении поэтических строк?
- Запишем с комментированием. (Комментированное письмо)
- Назовите слова с безударными падежными окончаниями.
- Одинаковые ли окончания они имеют? Почему?
- Определите их падеж и склонение.
- Почему существительные в одном падеже имеют разные окончания?
- Что надо сделать, чтобы проверить написание безударного падежного окончания имени существительного в предложении? (Выделить из предложения словосочетание и поставить вопрос к существительному с безударным окончанием)
1. Выполнение разноуровневых заданий (на карточках)
Задание.Вставьте букву
I уровень. В почерк…, от площадк…, от площад…, к тайн…, к столиц…, на вокзал…, у болтушк…, на артист…, о юбк…, к слив…, от вишн…, около модел…, на баранк…, на кист…, без задач…
II уровень. Без храброст…, в ладон…, у боярын…, к горниц.., о шал…, о смелост…, на скорост…, к злост…, без сол…, к дочер…, на афиш…, для старост…, к ноч…, на брошк…, к осен…
III уровень. От берёзк… к берёзк…, от ел… к ел…, от ветк… к ветк…, к сирен… и к яблон…, на фасол… и на капуст…, с площад…, к площадк…, ни в радост… ни в печал…, в клетк… без крыш…
Работа по учебнику. (Самостоятельная работа)
Упр. 236
- Прочитайте получившийся текст. Какой заголовок подобрали?
- Объясните написание падежных окончаний в выделенных словах.
Упр. 237 (устная работа, выполнение разборов)
- Прочитайте стихотворение. О чём оно? Определите его тему.