Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Повторение общих сведений о частях речи"»
9
Повторение общих сведений о частях речи 3 класс
Урок проведён в рамках РМО заместителей директоров
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, карточки, текст «Каша – пища наша»
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи, совершенствовать и развивать орфографическую и орфоэпическую зоркость, логическое мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: по изученным признакам находить части речи, определять главные члены предложения, анализировать части речи, работать с текстом, определять тему и основную мысль текста.
Личностные УУД:
Смыслообразование (положительное отношение к процессу учения, развитие познавательных интересов к урокам русского языка; формирование мотивов достижения).
Нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается)
Метапредметные УУД:
Познавательные:
Понимают заданный вопрос, в соответствии с ним формулируют ответ в устной форме;
Осуществляют поиск нужной информации в тексте;
Овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ, синтез и сравнение.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
Владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме.
Коммуникативные:
Оформляют свои мысли в устной и письменной форме.
Психологический настрой Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.
II. Мотивация к учебной деятельности
- Прежде чем начать урок, я хотела бы узнать ваш настрой на сегодняшний урок. Перед каждым из вас лежит табличка с буквой Я. Оцените, пожалуйста, своё настроение на данный момент и закрасьте букву Я соответствующим цветом.
Зелёный круг
- настроение отличное, хочу работать
Я
Синий
- работать буду, но без особого желания
Красный
- настроение плохое, ничего не хочется делать
- Поделитесь своим настроением друг с другом, покажите нашим гостям.
- Постарайтесь сохранить такое настроение на весь урок, а я уверена, что оно поможет вам активно работать на уроке и отлично справиться со всеми заданиями.
- Как эта пословица связана с уроком русского языка?
- Где грамота может вам пригодится в жизни?
III. Проверка д/з
- Вчера, когда выполняли домашнее задание, какую грамотность формировали, орфографическую или орфоэпическую? (И ту и другую, но в большей степени – орфоэпическую)
- Одним из заданий было постановка знака ударения в словах. Такое задание встретится в комплексной работе. Давайте проверим.
3 уровень. Составить предложения с каждым из слов. Поставить ударение в словах. Узнать, как они называются в русском языке. Проиллюстрировать две пары слов на выбор.
- Молодцы. Работая над орфоэпической грамотностью, мы развиваем речевую культуру в целом.
IV. Минутка чистописания
- А сейчас давайте запишем число, вид работы: классная работа.
- С какой целью мы проводим минутки чистописания? (развиваем каллиграфию)
На доске: пшённая, манная, овсянАя
- Что объединяет все эти слова? (имена прилагательные, в женском роде, в ед. числе)
- Чтобы узнать, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания, нужно найти букву, какая обозначает два звука. (это буква я)
- Пропишем её два раза _________
- Давайте пропишем в соединении буквы ая __________ до конца строки.
- Подчеркните те соединения, написание которых совпадает с образцом.
V. Постановка темы и цели урока.
- Продолжаем работать.
- Посмотрите на слайд и скажите, по каким признакам я разделила слова на группы? (Части речи)
(Имя существительное)
(Имя прилагательное)
(Глагол)
(Предлоги, союзы, частицы)
Каша
Блюдо
Гречка
Продукт
Русское
Полезная
Молотые
Вкусная
Говорят
Называли
Следует
Делают
В, из, а, и, но, у, про
- О чём будем говорить на уроке? (Части речи)
- А нам знакомы эти части речи?
- Значит, какую поставим цель? (Повторить общие сведения о частях речи)
VI. Обобщение и систематизация знаний.
- Мы с вами уже многое знаем о частях речи и сейчас посмотрим, как вы применяете эти знания на практике.
Работа с текстом
- Прочитайте текст, делая пометки. Я знал - + Я не понял - ? Узнал новое- !
(1) Каша – исконно русское блюдо. (2)Самые древние каши – пшённая, манная, овсяная. (3)Каша – очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят «мало каши ел». (4)В старину у русских князей существовал обычай – в знак примирения бывших врагов варить кашу. (5)С тех пор про несговорчивого человека говорят: с ним кашу не сваришь.
(6)Каши варились в честь любого знаменательного события. (7)Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть её. (8)При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
(9)Самыми распространёнными в России крупами для каш всегда были просо, ячмень, овёс, гречка и рис.
(10)Гречка – одна из самых полезных каш, поэтому её называют «царицей» круп.
(11)Манная каша – калорийный продукт, её следует есть перед контрольной работой, соревнованиями или походом. (12)Манную кашу делают из молотых зёрен пшеницы.
- Какие непонятные слова встретились при чтении?
- Что узнали новое?
-Что вас удивило?
- Назовите самые древние каши. (Пшённая, манная, овсяная)
- А какие каши любите вы?
- Почему необходимо есть каши?
- Какую кашу следует есть перед контрольной работой, соревнованиями или походом? Почему?
- Можно ли эту запись назвать текстом? Ответ обоснуйте.( Это текст, так как предложения взаимосвязаны между собой и объединены одной темой - каши)
Работа в паре
- Обсудите, какой заголовок наиболее полно отражает содержание текста? Докажите.
1. Гречка 2. Каша – пища наша 3. Манная каша
- Почему не подходит 1-ый заголовок?
- Почему не подходит 3-ой заголовок?
- Подчеркните, в каком предложении заключена главная мысль? (Каша – исконно русское блюдо.)
- С заголовком мы справились, а теперь работаем с текстом.
Коллективная работа по рядам
- Выпишите по одному слову из текста, передавая листочек. Учащийся за последней партой зачитывает слова. Остальные слушают, если согласны делаете хлопок. Не согласны – поднимаете руку.
1 ряд - имена существительные. 2 ряд - имена прилагательные
3 ряд - глаголы
- В это время ….. будут работать с толковым словарём и узнают, что обозначает слово «каша» .
- А ……, составят кластер на тему «Части речи» (Н. –глагол, А. – прилаг., С. –сущ.)
- Что обозначает слово «каша» в толковании нам расскажут А. и И.
- Как определяли часть речи? (задавали вопрос)
- Прочитайте имена существительные. Устный ответ С. у доски.
- Прочитайте имена прилагательные . Устный ответ А. у доски.
- Прочитайте глаголы . Устный ответ Насти у доски.
- Находить в тексте различные части речи вы умеете, а теперь посмотрим, как вы их умеете анализировать.
VII. Применение знаний и умений
Работа по вариантам.
- Выполните анализ слов, как часть речи. Можно использовать памятку.
1 вариант – слово «каши»;
2 вариант – слово «полезное»
Самопроверка по эталону (разбор на слайде)
- Поставьте «+», если задание выполнено верно, « - « - если допущены ошибки.
Молодцы. И с этим заданием вы справились. (Почему допустили ошибки?)
Физминутка.
Определите часть речи названного слова. Если это имя существительное – хлопок, если глагол – топаем.
Делать, блюдо, человек, отец, варить, готовить, говорить, крупа, гречка, рисовая.
VIII. Индивидуальная работа.
- Определять на слух названия частей речи вы можете. Очень хорошо, что не попались в ловушку. А сейчас выполним задания, которые встретятся в комплексной работе.
7. В каком слове все согласные звуки звонкие? Обведи нужную цифру.
А) полезное б) варить в) должны г) рис
10. В предложении 6 подчеркни главные члены и над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Взаимопроверка
- 7. Назовите слово, в котором все согласные звуки звонкие. (Должны)
- 10. Назовите грамматическую основу предложения. (Каши(сущ.)варились(гл.) в(пр.) честь(сущ) любого(прилаг.) знаменательного(прил.) события. (сущ).)
- А сейчас проверим свои знания с помощью теста.
Тема: Части речи (обобщение) 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Имя существительное, имя прилагательное относятся к :
а) служебным частям речи б) самостоятельным частям речи
5. Предлоги, частицы относятся к:
а) служебным частям речи б) самостоятельным частям речи