Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Земля рассказывает о себе"»
Проект урока окружающего мира в 1 классе
по теме: «Земля рассказывает о себе»
(система Л. В. Занкова)
Форма урока: урок
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока: создать условия для формирования мотивации к познанию наук, изучающих историю Земли; способствовать расширению представлений об археологии, истории; воспитывать внимательное отношение к окружающему нас миру.
Оборудование:
1.Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. «Окружающий мир»: Учебник для 1 класса: В 2 частях. -8-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Тетрадь на печатной основе к учебнику Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. «Окружающий мир» 1 класс.
3. Карточки с заданием.
4. Оливер, Клэр Детская энциклопедия Земли. –М. :Эксмо, 2010
5. Иллюстрации Земли.
6. Мутимедийное сопровождение (презентация)
Задачи: через формирование личностных ууд( ценностные установки, важность бережного отношения к природе) способствовать становлению личностной позиции к общечеловеческим ценностям, уважения к труду, культуре;
посредством формирования регулятивных ууд(постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно) осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
развивая коммуникативные умения и навыки, учить вести диалог, работать в группе, использовать в общении правила вежливости;
через формирование познавательных ууд:учить осуществлять поиск нужной информации в учебнике, развивать умение ставить вопросы к тексту, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Ход урока:
1. Орг. Момент. Мотивация к деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение к учению; определять мотивы учебной деятельности (формируется на протяжении всего урока).
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
2. Актуализация знаний учащихся.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные УУД: постановка и решение проблем.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.
Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего нас мира. История хранит много свидетельств прошлого: о нашей планете, об исчезнувших животных, о наших предках.
Ответив на некоторые вопросы, мы определим, что будем изучать на уроке.
Разгадайте кроссворд. (Показ слайдов.)
1. Кто появился на Земле раньше: мамонты или динозавры?
2. Кто или что первыми появились на суше: животные или растения?
3. Какие животные выжили на Земле после сильного похолодания?
4. Какими по способу питания были предки человека?
5. Как называется общество древних людей, состоящее из нескольких родов?
— Прочитайте слово, которое образовалось в центре. (Земля)
— О чём же пойдёт речь на уроке?
3. Постановка учебной задачи.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов.
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи, выполнение учебных действий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлении.
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.
— Всё, о чём мы сейчас с вами говорили, отложилось в вашей памяти на предыдущих уроках.
— Как вы думаете, память — это свойство только человеческого мозга?
Высказывания детей. ( Память у компьютера, у животных, растений)
— Оказывается, память есть и у нашей планеты.
— А сейчас трудный вопрос: как вы думаете, что она может помнить?
( Как была молодой, как бродили динозавры, помнит про войны, о жизни людей в далёком прошлом и т.д.)
— Это и станет темой нашего урока. Кто может её сформулировать?
— Что помнит Земля?
— Память планеты Земля.
— Что может рассказать о себе планета Земля?
__ Земля рассказывает о себе.
Планета Земля может рассказать о себе много интересного. Например, какие животные жили много лет назад.
-Выполните задание в технологической карте
-Укажите стрелкой соответствие современного животного и его предка.
Пещернный лев – лев мамонт – слон (примеры)
-Проверьте, правильно ли вы справились с заданием ( Дети проверяют свои работы. Самооценка. Учащиеся в технологической карте отмечают – выполнили работу без ошибок, допустили ошибки, не справились с работой). Для проверки предлагается слайд «Современные животные и их предки».
Выявление места и причины затруднений.
Как же мы узнали о существовании древних животных, ведь они жили очень – очень давно? Некоторые животные жили даже до появления человека….
- Мы говорили об этом на прошлом уроке.
- Я смотрел такой мультфильм.
- А мне бабушка об этом рассказывала.
- А у меня энциклопедия есть.
- А я в Интернете об этом прочитал.
Воссоздать картины далёкого прошлого помогают люди замечательных профессий – археологи, палеонтологи, историки.
Под землей хранятся тайны,
Всех эпох и всех веков.
Но, конечно, кто-то смелый,
Их раскрыть всегда готов…
По окаменевшим останкам древних лесов, скелетам животных, наскальным рисункам они читают картину памяти планеты Земля и земля «рассказывает» им о себе…
4. Физкультминутка.
Метапредметные УУД: определять под руководством учителя общие правила поведения при проведении физминутки. Саморегуляция.
5. Формирование новых знаний. Работа по теме урока.
Личностные УУД: имеют представления о границах собственного знания и «незнания».
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи в учебнике и учебных пособиях; понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа, выполнение учебных действий.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
— Верите ли вы, что есть дома по окна вросшие в землю? Приходилось ли вам их видеть?
Показ слайда.
— Как вы думаете, это дом под собственной тяжестью врос в землю или земля наросла вокруг него?
— Проверим ваши предположения. А поможет нам в этом учебник.
— Вы будете работать в группах. Какие правила работы в группе вы должны соблюдать, чтобы работать успешно?
Правила общего обсуждения: не говорить всем сразу; всем смотреть на говорящего (учителя или ученика); реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял); возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что…"
-Задание для работы в группе: прочитать текст на стр.22 и составить по нему вопросы, используя опорные слова.
-На доске опорные слова для составления вопросов.
Кто? Что? Согласны ли вы…? Верно ли…? Почему? В чём различие? Как?
Работа в группах, составление вопросов к тексту, озвучивание.
— Какие же силы нарастили землю вокруг дома? Учитель выставляет таблички: ветер, вода, человек.
— Почему слово «земля» в тексте написано по-разному? ( Земля как планета и земля-слой поверхности)
— Работа с изображением картины «Последний день Помпеи» (Слайд.)
Помпеи – это название города. Существовал этот город около двух тысяч лет назад.
-Рассмотрите внимательно картину и скажите, что произошло с городом и его горожанами?
-Как вы думаете, какое стихийное бедствие изобразил художник? (извержение вулкана)
На доске появляется табличка: извержение вулкана.
Действительно, это извержение вулкана произошло около двух тысяч лет назад. В Италии, недалеко от города Помпеи, находится гора Везувий. Однажды гора «проснулась» и огромные столбы пепла, раскалённая лава обрушились на Помпеи. Город был погребён под толщей пепла и лавы вместе с людьми, животными, предметами, которыми пользовались люди. За многие годы пепел и лава превратились в камень. Археологам пришлось много потрудиться, чтобы раскопать этот слой земли.
с.22 Работа с рисунком. Работа археологов. Куда отправляются все исторические находки?
Рассмотрите фотографии. Слайд.
-Какие стихии имеют такую разрушительную силу?
На доске: землетрясение наводнение
— А кто оставил эти следы на Земле? (мусор, оставленный человеком)
-Как учёные называют то, что оставляет человек на земле после себя?
Культурный слой.
-Почему учёные шутят: чем некультурнее человек, тем толще оставленный им культурный слой?
Конечно, каждый человек, и животные, и растения оставляют после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты- слои Земли.
6. Физкультминутка.
7. Перенос полученных знаний в новую учебную ситуацию. Работа в группах.
Метапредметная: умение работать в парах.
Работа с тетрадью на печатной основе авторов Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
-Узнайте, в каких слоях земли могли быть найдены нарисованные музейные экспонаты. Поставьте номера экспонатов в нужный слой. В каком слое находятся самые древние объекты?
Выступления групп с доказательством своего ответа.
8. Работа с предметами, найденными на раскопках или просто в земле. Рассматривание объектов, выводы.
Археологи работают осторожно, с помощью специальных инструментов.
Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать её из земли, используя ножи, щёточки, кисточки.
Представьте, что вы участвуете в раскопках на территории нашего города.
(на партах ящички с песком, в которых зарыты разные предметы: монеты, украшения, осколки посуды, старые фото, обрывки старых книг, обрезки ткани или кружева и т.п.)
Возьмите необходимые инструменты (стеки, кисточки) и проведите раскопки. Находки расскажут вам о культуре, традициях и быте горожан.
Инструкция: аккуратно, с помощью стека откопать, кисточкой почистить и положить на листочек белой бумаги найденный предмет )
(У каждой группы на парте карточка –«помогайка» с началом ответа)
- на месте археологических раскопок был найден….
- мы считаем …
- на основании данной находки, можно сделать вывод….
дети высказывают своё мнение о найденном предмете)
Находки-
монеты, купюры, стеклянные бутылочки, раковины….
Каждой группе выдаётся информационный листок о находке.
9.Рефлексия.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию.
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось...
10. Домашнее задание.
Подумайте, может быть в вашем доме или доме ваших бабушек и дедушек сохранились интересные предметы. Поговорите с родителями, бабушками, дедушками – может быть они расскажут вам еще о каких-нибудь предметах.