Учитель: Добрый день, ребята.
Я приветствую вас на уроке географии. Все,
что потребуется вам для урока ( атласы, контурные карты, рабочая тетрадь, учебник, находится у вас на столах.)
Мы с вами продолжаем знакомство с природой Земли.
На основе текста п. 21 (или просмотра видеофильма) определите цели и задачи урока.
Задание : пользуясь учебником и электронным приложением к учебнику
сформулируйте понятия « землетрясения и вулканы».
На доску вывешивается табличка с названием темы: Землетрясения и вулканы. Внимание ребят обращается на высказывание
. Эпиграф урока:
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
С. Щипачев.
Поясните, как вы понимаете эпиграф к уроку.
Слай1.» Очаг землетрясения и эпицентр землетрясения»
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.
Учитель: Давайте вспомним, что вы уже знаете о движении земной коры?
? Опасны ли эти явления для человека?
? Что бы вы ещё хотели узнать о землетрясениях и вулканах? ( учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи урока).
На доске под табличкой с названием темы вывешиваются поочередно таблички, формулирующие основные моменты урока.
Землетрясения и вулканы
- землетрясения По ходу усвоения темы, по данному
- вулканы плану будет передвигаться курсор,
- образование вулкана обозначающий этап, на котором мы
- форма вулкана будем находиться в определенный момент
- действующие и потухшие вулканы.
Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе работы с учебником и электронным приложением: почему возникают землетрясения, что служит причиной извержения вулкана? Как происходит извержение вулкана? Где расположены сейсмоактивные зоны.
Учитель:
На основе текста п. 21 объясните почему происходят землетрясения? ( работа в парах).
Учащиеся рассказывают друг другу о причинах землетрясений.
Учитель: используя текст учебника на стр. 99, дайте определение понятию сейсмоактивные районы.
Учащиеся зачитывают вслух определение по учебнику.
Учитель: на рис. 116 «Последствия землетрясений» стр.99, посмотрите на эти ужасающие разрушения, которые образовались в результате грозного природного явления.
Учащиеся делают вывод, что в течении нескольких секунд окружающая местность может стать неузнаваемой.
Учитель:. На основе текста п. 21 и рис. в рабочей тетради на стр. 54, подпишите очаг и эпицентр землетрясения, стрелками покажите распространение сейсмических волн.
Учащиеся работают в тетради.
Учитель: О каком природном явлении мы сегодня ещё будем говорить? (о вулканах)
Учитель: На основе текста п. 21 «Вулканы», дайте определение понятиям: магма, кратер, жерло, лава. (раб. тетр. стр.55 задание № 3).
Учащиеся работают в тетради.
Слайд 2. Картинки, иллюстрирующие образование вулкана
Учитель: Подпишите на рисунке части вулкана ( задание № 4 рабочая тетрадь стр. 55)
Слайд 3. Конический и щитовой вулканы
Учитель:. На основе текста п. 21 и рис. 117 «Конический и щитовой вулканы», укажите виды изображенных вулканов на рис. в раб.тет. стр.56.
Учащиеся работают в тетради.
Учитель: Верно ли утверждение, что при извержении, вулкана в воздух выбрасываются -вулканические бомбы? Свой ответ аргументируйте.
Учащиеся высказываются о извержении вулкана.
Учитель: На основе текста п. 21 (рис.119, рис.120) в микрогруппах составьте рассказ о действующих (1ряд), (2ряд) потухших вулканах
Два ученика выступают с опережающим заданием о гибели города Помпеи.
1 ученик: «Этот античный город трагедия постигла рано утром 24 августа 79 г. н. э. Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьёзность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он всё продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали, оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Извержение Везувия уничтожило город. Помпея скрылась под слоем пепла толщиной до 3 метров».
2 ученик: Расположенный по другую сторону от Везувия г. Геркуланум не был засыпан пеплом, но тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и, когда в результате атмосферных нарушений пошёл дождь, эти массы пепла размокли и начали оползать. По склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые устремились вниз и полностью затопили г. Геркуланум. Глубина некоторых потоков доходила до 15 метров. На счастье, к тому времени в городе оставалось около 50 человек, остальные успели его покинуть.
Извержение вулкана неистовствовало двое суток. Когда же оно прекратилось на вершине Везувия образовалась кальдера- огромный кратер, достигающий около 3 км в поперечнике»
. Слайд 4. Физкультминутка. Мы вулканы изучали и немножечко устали, вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть.
Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося)
Древние народы считали, что извержение вулкана- это великий гнев богов.
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы –молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.
(учащиеся выполняют физические упражнения, изображая героев мифа)
Слайд 5. Зоны активной вулканической деятельности.
Учитель: Проанализируйте рис. 122 в учебнике «Зоны активной вулканической деятельности»
-назовите основные районы распространения вулканов.
-на каком материке нет вулканов?
-Где на территории России расположены действующие вулканы?
На вопросы поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты.
Практическая работа № 5.
1)на контурной карте (стр.56) обозначьте красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли.
Для выполнения задания используйте карту атласа.
2)Обозначьте на этой же контурной карте расположение вулканов: Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий,
Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна. Подпишите их. Не забудьте дать разъяснение своих условных знаков в легенде карты
Этап контроля.
Карточка –задание
1.Землетрясения возникают на Земле потому, что происходит _________________
__________________________ горных пород.
2.Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют______________________________________________
3.Вулкан состоит из _________________________________________
4.Место на земной поверхности, расположенное над очагом землетрясения называется___________________________________________________________
5.Вулканы, которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называют______________________________________
6.В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них____________________________________
Слова для отбора: Кратер и жерло, действующие, разрыв и смещение, эпицентр, Ключевская Сопка, очаг землетрясения,
Слайд 6. Текст с выполненным заданием.
Самопроверка (проверка по образцу).
На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя (ставят себе плюс за каждый правильный ответ)
Учитель: Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием!
? А есть у нас такие, кто подобрал 5- правильных ответов? Вы хорошо поработали!
? Поднимите руки те, у кого 6- найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично
Слайд 7. Домашнее задание.§21 понятия и термины наизусть, зад. № 2 после параграфа устно.(анализ таблицы №2) :. На основе текста п. 21, интернет- ресурсов, доп. литературы характеристику катастрофического землетрясения по плану:
- Где и когда произошло
-Какие населенные пункты пострадали
-Каков был характер разрушений
-Какое количество человек погибло
Рефлексия.
Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям
( карточки для каждого – в файловой папке).
Урок
Интересно.
Скучно.
Безразлично.
Я на уроке
Работал.
Помогал другим.
Отдыхал.
Итог
Понял материал.
Узнал больше, чем знал.
Не понял материал.
А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.
Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
Есть в классе такие, кто не понял материал?
Закрепление материала о землетрясениях и вулканах.
А теперь суммируйте все знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение и извержение вулкана. ( Землетрясение возникает при внезапном смещении двух участков плит. Место в глубине, где происходит разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Над ним на земной поверхности находится эпицентр. Вулканы располагаются в основном вдоль границ плит. В этих местах магма при извержении вулкана изливается на поверхность в виде лавы.) Этот вывод учащиеся читают после параграфа 21 на стр. 104.
Работа с основными понятиями темы.
Слайд 8. Ключевые понятия.
Внимание учащихся обращается на выделенные в параграфе 21 термины. Кто-то из учеников их зачитывает.
Учитель: Вернемся к плану урока. Все пункты плана выполнены?