Конспект урока физики в 8 классе
Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли».
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Задачи урока:
- Образовательные:
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.
- Развивающие:
создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента;
содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при использовании листов контроля.
- Воспитательные:
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах;
воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем друг другу удачи и проверим всё ли у нас готово к уроку.
2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Актуализация опорных знаний.
Актуализация знаний проводится путем фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых при изучении темы урока.
Показываю катушку и задаю вопросы:
1. Как называется данное устройство? Катушка
2. Что она собой представляет?
Деревянный или пластмассовый каркас, на который наматывается провод
3. Что происходит с железными опилками, если через катушку пропустить электрический ток?
Притянутся
4. Сколько магнитных полюсов имеет катушка с током? Укажите их.
2, северный и южный
5. Как направлены магнитные линии магнитного поля катушки с током вне ее?
от севера к югу
6. Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с током?
1. Увеличить число витков в катушке
2. Увеличить силу тока
3. Вставить в катушку железный сердечник.
7. Как называется катушка с железным сердечником?
Электромагнитом
8. Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать электромагнитом? да
9. Перечислите области применения электромагнита в технике.
1. на заводах для переноски изделий из стали или чугуна, электромагнитное реле
2. в сельском хозяйстве - магнитный сепаратор
3. в быту - электрозвонок, телефон, телеграф
10. Можно ли изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные? Что для этого нужно сделать?
Поменять полярность батареи (изменить направление тока в катушке)
Молодцы! Мы ответили на ряд вопросов по теме «Электромагниты» и хочу сказать, что данные знания пригодятся на при изучении новой темы.
3.Этап усвоения новых знаний.
А теперь загадка-вопрос: Что в черном ящике?
Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или «…». Но известно и другое предание о том, что слово… произошло от названия местности, где добывали железную руду. За много веков до н.э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа. О чем идет речь?
Правильно речь идет о магните и тема сегодняшнего урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли» Открываем тетради. Записываем число, классная работа, тему урока.
Какие цели мы поставим на урок? Ученики перечисляют:
1. Узнать, что такое постоянные магниты?
2. Какие бывают постоянные магниты?
3. Свойства постоянных магнитов?
4. Познакомиться с магнитным полем Земли.
5. Где располагаются магнитные полюса Земли?
6. Причины существования магнитного поля Земли?
6. Что такое магнитные бури?
7. Что такое магнитные аномалии?
Вернемся к электромагнитам.
Если вставить в катушку с током стержень из закаленной стали, он не размагничивается после выключения тока, а длительное время сохраняет намагниченность.
Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.
Тшу-ши — такое поэтическое название дали постоянному магниту китайцы. В переводе оно означает «любящий камень». Такое название эти естественные природные тела получили за то, что притягивали железные предметы, как нежная мать привлекает своих детей. Французский физик Ампер (1775-1836 г.) выдвинул гипотезу о существовании электрических токов, циркулирующих внутри каждой молекулы вещества. А вокруг проводника с током существует магнитное поле. В 1897 г. гипотезу подтвердил английский ученый Томпсон, а в 1910 американский ученый Милликен измерил токи. Мы уже ранее выяснили, что, кроме постоянных магнитов, люди широко используют магниты искусственные - электромагниты, которые изготавливают на заводах. Они обладают такими же свойствами, что и природные магнитные тела.
Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли экспериментаторов и постараемся получить новые сведения о свойствах магнитов на основе экспериментов. Для работы мы разделились на 4 группы. В каждой группе есть свой лидер и секретарь.
1. Каждый участник группы получает карточку с заданием, выполняет лабораторный опыт и делает вывод.
2. Секретарь записывает выводы после каждого эксперимента и оформляет вывод в виде рисунка для отчета группы.
3. Лидер контролирует работу каждого учащегося и в конце работы выставляет оценки в контрольном листе (Приложение 1).
После того, как эксперимент закончен, группы отчитываются:
1 группа - по карточке 1,
2 группа - по карточке 2,
3 группа - по карточке 3,
4 группа – по карточке 4 (Приложение 2)
Когда отчитывается одна группа, остальные слушают внимательно и заполнить пропуски в опорном конспекте по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли» (Приложение 3). В результате заполняется опорный конспект и на магнитной доске появляются рисунки - краткий вывод эксперимента.
Учитель: по результатам эксперимента отвечаем на следующие вопросы:
1. Для чего используют понятия магнитные линии поля?
чтобы иметь представление о магнитном поле
2. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? да
3. Как располагается магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
по касательной в данной точке
4. Какой вид имеет магнитное поле двух полосовых магнитов, обращенных друг к другу одноименными (разноименными) полюсами?
рис. 108, 109 учебника
Учитель: С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. На этом основано применение компаса (свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка). С этим устройством вы знакомились на уроках географии.
Что же является источником этого магнитного поля? По современным воззрениям первая причина – это процессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле. В 1958 году при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся частиц – протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. Таким образом, радиационные пояса – вторая причина существования у Земли магнитного поля.
У Земли как и у постоянных магнитов два магнитных полюса - северный и южный. В настоящее время южный магнитный полюс Земли удален от северного географического полюса приблизительно на 2100 км, а северный магнитный полюс находится вблизи южного географического полюса. Здесь магнитные линии выходят из Земли. Таким образом, магнитные полюсы не совпадают с географическими. Поэтому магнитная стрелка приблизительно показывает направление на север. Есть ещё одна интересная особенность этих полюсов: они постепенно смещаются.
Геофизики узнали, каким было магнитное поле Земли 1000 и даже миллионы лет назад: допустим, вылилась, когда-то, во время извержения вулкана лава, пока остывала, намагнитилась в магнитном поле Земли. Потом поле изменилось, но у затвердевшей лавы осталась оставшаяся намагниченность. Измеряя ее, геофизики обнаружили, что за последний миллион лет магнитные полюсы Земли поменялись местами 7 раз, а за последние 160 миллионов лет это случалось около 100 раз. 570 миллионов лет назад магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора.
Иногда внезапно возникают так называемые магнитные бури. Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается солнечный ветер. Это вызывает возмущении земного магнитного поля и приводит к магнитной буре. Пролетающие мимо Земли частицы солнечного ветра создают дополнительные магнитные поля. Магнитные бури причиняют серьезный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.
Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определенным образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируются и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием. Магнитные бури – явление кратковременное. Но на земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. Одна из них – Курская магнитная аномалия. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине.
Видеоролик «Магниты» на 3 минуты.
Задание:
Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим небольшой ролик о магнитах, после чего каждая группа готовит по 1 вопросу по содержанию видеоролика. Ответы на вопросы.
4.Закрепление новых знаний
Учитель: Работа на уроке позволила нам познакомиться со свойствами постоянных магнитов, выяснить происхождение магнитного поля Земли.
Предлагаю вам тест на 2 варианта (Приложение 4), время для решения 5 мин. Отвечая на вопросы теста, вы сможете оценить, уровень усвоения темы.
По завершению работы на слайде появляются правильные ответы и критерии оценок. Учащиеся проводят самопроверку и самооценку по критериям. Оценки выставляются в контрольный лист и выводится итоговая оценка.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся сдают контрольные листы.
Рефлексия
Обратимся к целям нашего урока. Оцените по 5-тибалльной системе уровень достижения данных целей (Приложение 5).
- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Что представляло наибольшую трудность?
- Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
- С каким настроением ты изучал этот материал?
Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы плодотворно потрудились.
6.Домашнее задание:
Переходим к домашнему заданию.
1. Выучить § 59,60.
2. Составить подробные вопросы для взаимоконтроля.
3. По желанию подготовить сообщения или презентации по темам
- «Из истории компаса»,
- «Влияние магнитного поля Земли на человека и животных»,
- «Есть ли магнитное поле у планет Солнечной системы?»
- «Полярное сияние»
Учитель: Спасибо за урок. Я вами очень довольна.